Фирташ и Крым: развод по расчету — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Фирташ и Крым: развод по расчету

Фондовый рынок
1633
20 мая о смене регистрации Крымского содового завода Дмитрия Фирташа, пребывающего сейчас под домашним арестом в Австрии, рассказали новоиспеченные власти Республики Крым. Первый вице-премьер Крыма Руслан Темиргалиев сообщил следующее: «На Крымском содовом заводе процесс перерегистрации завершен, менеджмент «Крымского Титана» заверил нас, что перерегистрация будет закончена до 15 июня этого года».
Перед этим и. о. главы Крыма Сергей Аксенов пригрозил, что те бизнесмены, которые откажутся перерегистрировать свои активы в Крыму по российским законам, получат временное управление имуществом со стороны крымской власти. Фирташ относится к их числу. Его управляющая компания Group DF сообщала, что крымские заводы бизнесмена сменили прописку на киевскую. Это делалось для того, чтобы не оказаться в подчинении властей на аннексированной территории.
Но, как утверждают крымские СМИ, коллективы «Крымского Титана» и Крымского содового завода хотят работать по российским правилам. Для этого они готовятся к забастовке против желания своего хозяина остаться в Украине. Как на это среагируют в Group DF – пока неясно. Запрос Forbes в компании остался без ответа.
Решением зарегистрировать крымские заводы в Киеве Фирташ показал свое несогласие с действиями Аксенова и его партнеров по поводу аннексии Крыма. Но теперь не исключено, что бизнесмену придется выполнять требования крымской власти. Иначе он потеряет контроль над своими заводами на полуострове, с которыми у предпринимателя связаны надежды на успешный бизнес.
Юридические тонкости
Артем Пепа, адвокат, управляющий партнер «Адвокатской коллегии «STATUS», считает, что для самих заводов Фирташа переход под юрисдикцию Крыма, а соответственно, и Российской Федерации означает, что их деятельность будет осуществляться в соответствии с российским законодательством.
«Условно положительным моментом является то, что теперь они могут быть освобождены от уплаты таможенных пошлин и сборов при экспорте их продукции в Россию, так как большая часть их продукции экспортируется именно в РФ», – считает правовед. С другой стороны, эти же предприятия рискуют попасть под действие европейских санкций, что ограничит продажу их продукции в страны ЕС.
Кроме того, считает Пепа, у «Крымского Титана» могут возникнуть значительные проблемы с сырьем, которое он получает от арендуемых предприятий – Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК, находящихся на материковой части Украины. Оттуда же предприятия получают электроэнергию и воду. «Исходя из этого, введение временной администрации в случае отказа предприятий Фирташа от перерегистрации в Российской Федерации будет неэффективным для самих заводов», – уверен юрист.
Для бюджета Крыма переход заводов под его юрисдикцию, безусловно, очень выгоден, поскольку в этом случае он получит существенное финансовое вливание. Как сообщил 1 мая в интервью русской службе BBC сам Фирташ, Group DF приносит Крыму 60% ВВП. А бюджет Украины от перерегистрации заводов Фирташа теряет сотни миллионов гривен в виде недополученных налогов.
Удачная остановка
Чтобы уберечь свои азотные предприятия на Востоке Украины от набегов сепаратистов, еще в начале мая Фирташ принял решение остановить горловский «Стирол» и «Северодонецкое объединение «Азот». Тогда в его компании Ostchem (управляет азотными активами) объяснили эти действия стремлением к безопасности на предприятиях. Как показывают последние события, это было верное решение не только для владельца, но и для самих жителей – 20 мая состоялось нападение пророссийских боевиков на предприятие «Трансаммиак».
По данным Горловского горсовета, нападающие похитили автомобили и компьютерную технику предприятия, а также повредили здание. В управлении гражданской защиты населения горсовета сообщили, что угрозы жизни и здоровью горловчан нет, поскольку предприятие на тот момент не перекачивало аммиак «Стирола» – завод не работает. О масштабах катастрофы, которая могла разыграться в случае утечки аммиака, можно только догадываться.
Остановка химзаводов на Востоке совпала с неудачным сезоном для продукции заводов Фирташа, а именно – производимого ими карбамида. Руководитель компании «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук еще в апреле сообщил о том, что выпускать это удобрение на химзаводах для экспорта в мае будет невыгодно. Причина – стремительное обесценивание карбамида.
Тогда же эксперт прогнозировал остановку заводов Фирташа. Но в Ostchem парировали: заводы будут работать даже в межсезонье. Мол, на них будет осуществляться ремонт и техперевооружение. Но эти работы также предусматривают остановку предприятий, как бы Ostchem ни относилась к данной формулировке. Получается, политический кризис в Донецкой и Луганской областях оправдал закрытие там заводов Ostchem.
В настоящее время остановлены не только упомянутые заводы Фирташа, но и «Ривнеазот». Кроме того, на черкасском «Азоте» приостановлена реализация карбамида и селитры. Как рассказал Forbes Гордейчук, завод в Черкассах перерабатывает сейчас объемы выпускаемого аммиака и карбамида в КАС – карбамидо-аммиачную смесь, которая пока еще пользуется спросом у потребителей.
Газовая экономия
Разгрузив азотные заводы, Фирташ не только стремится сохранить свое имущество от порчи сепаратистами. Он преследует еще одну цель: экономия приобретенного в прошлом году у «Газпрома» природного газа. Этот ресурс Фирташ купил со скидкой – по $268,5 за 1 тыс. куб. м вместо $410 за 1 тыс. куб. м, которую платили потребители по контракту «Газпрома» и «Нафтогаза» в четвертом квартале 2013 года.
Как сообщили Forbres в Group DF, из имеющихся сейчас в хранилищах «Укртрансгаза» объемов газа (10 млрд куб. м. – Forbres) 5 млрд кубометров принадлежат Ostchem. 7 мая Фирташ заявил, что данных объемов хватит, чтобы обеспечить бесперебойную работу четырех его азотных предприятий до конца 2014 года.
Однако он умолчал, что остановка этих заводов на неопределенный срок позволяет ему экономить около 500 млн куб. м газа в месяц. «На избыточных объемах газа вполне можно сделать хороший бизнес, реализовав эти объемы на внутреннем рынке по ценам, установленным НКРЭ, а это свыше 5000 гривен за 1 куб. м», – считает Гордейчук. По его мнению, имеющиеся у Фирташа запасы – идеальная возможность диверсификации азотного бизнеса: убытки от простоя заводов он может компенсировать доходами от продаж природного ресурса.
Елена Воскресенская
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас