Китай по-прежнему остается номером два — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Китай по-прежнему остается номером два

Мир
769
Недавно мировые СМИ раструбили о переломном моменте для мировой экономики. Как написали в Financial Times, «Китай готов в этом году сместить США с позиции мирового экономического лидера». Это ошеломляющее событие – или оно было бы таковым, если бы данное утверждение не было в корне неверным. На самом деле, Штаты остаются крупнейшей национальной экономикой в мире. Эта история связана с публикацией отчета 29 апреля в рамках Программы международных сопоставлений (ПМС) Всемирного банка. ПМС имеет огромное значение. Автор с нетерпением жду и использует их новые расчеты, публикуемые примерно каждые полгода, включая обзоры по Китаю. Данные ПМС сравнивают ВВП стран, используя обменные курсы с учетом паритета покупательной способности (ППС), а не рыночные курсы. Это подходящий показатель для определения реального (с поправкой на инфляцию) дохода на душу населения с целью оценки уровня жизни населения. Однако он не подходит для определения национального дохода с целью оценки доли страны в мировой экономике.
Самое важное, что исходя из любого критерия – дохода на душу населения (обменные курсы ППС) или совокупного ВВП (рыночные ставки) – Китай сможет обойти США только в будущем. Это ни в коей мере не умаляет значения впечатляющего роста страны, который, держась на уровне 10% в год в течение трех десятилетий, продолжает оставаться историческим чудом. Исходя из рыночных обменных курсов, американская экономика по-прежнему почти в два раза больше китайской (точнее на 83%). Если годовые темпы роста китайской экономики останутся на пять процентных пунктов выше темпов роста американской экономики, без существенного изменения обменного курса, то для ликвидации отставания в объемах потребуется еще 12 лет. Если разница составит восемь процентных пунктов – к примеру, так как стоимость юаня увеличивается на 3% в год в реальном выражении – Китай опередит США через восемь лет. Международным экономистам знакомо соотношение ППС и рыночного обменного курса. Эта досадная, но неизбежная техническая проблема возникает из-за того, что производительность в Китае измеряется в юанях, а доходы Штатов в долларах. Тогда как перевести эти показатели, чтобы их можно было сопоставить?
Очевидное решение – использовать текущий обменный курс – то есть умножить китайский ВВП в юанях на обменный курс доллар/юань, чтобы сопоставление осуществлялось в долларах. Но тогда при необходимости определить уровень жизни китайского населения нужно учесть, что многие товары и услуги там дешевле. Юани, потраченные в Китае, дают больше, чем юани, потраченные за рубежом. Поэтому для сопоставления дохода на душу населения по странам нужно оценить местную покупательную способность, что и делает ПМС. Показатель ПМС эффективен по многим причинам, например для того, чтобы узнать, какие правительства преуспели в повышении уровня жизни населения. Судя по доходу на душу населения, даже по показателю ПМС, Китай – по-прежнему довольно бедная страна. Хотя он далеко продвинулся за короткое время, доход на душу населения в стране сейчас практически равен аналогичному показателю в Албании – т.е. он находится в середине списка из 199 стран.
Однако в отличие от китайской, албанская экономика не часто мелькает в новостных заголовках. Это не только потому, что в Китае такая динамичная экономика, но и потому что в Китае самое большое в мире население. При умножении среднего дохода на душу населения более чем на 1.3 миллиарда человек получается большая цифра. Сочетание большого населения и среднего дохода дает стране экономическую мощь и политическую власть. Кроме того, мы считаем США номером один не только из-за богатства этой страны. Если бы мы исходили из дохода на душу населения, то впереди США оказались бы такие страны, как Монако, Катар, Люксембург, Бруней, Лихтенштейн, Кувейт, Норвегия и Сингапур. (Для данного сопоставления не очень важно, используются ли рыночные обменные курсы или курсы ПМС). Если вы выбираете гражданство, возможно, вам лучше обратить внимание на одну из этих стран. Но мы не относим Монако, Бруней и Лихтенштейн к «ведущим мировым экономикам», потому что их территория слишком мала. Штаты являются ведущей мировой экономикой благодаря большому населению и высокому доходу на душу населения.
Именно это сочетание объясняет всеобщий интерес к тому, как объем и мощь китайской экономики соотносятся с экономикой США, и особенно к тому, лишил ли претендент непобедимого чемпиона его титула. Однако обменные курсы ППС – не лучшее средство, чтобы ответить на этот вопрос.Потому что говоря об объеме или мощи экономики, мы говорим о более широком ряде вопросов – и о более широком круге заинтересованных лиц. Насколько велик китайский рынок с точки зрения транснациональных корпораций? Победит ли юань доллар в борьбе за звание международной валюты, по мнению мировых финансовых рынков? По мнению Международного валютного фонда и других многоцелевых организаций, сколько денег сможет внести Китай, и сколько голосов он должен получить взамен? И, по мнению стран, имеющих взаимные притязания в Южно-Китайском море, сколько кораблей могут купить китайские войска?
Для ответа на эти и большинство других вопросов, связанных с общим экономическим весом, следует использовать ВВП, рассчитанный по рыночным обменным курсам, так как нам необходимо узнать, сколько можно купить за юань на мировых рынках, а не сколько стрижек или других местных товаров можно оплатить им дома. Ответ – Китай может купить больше, чем какая-либо другая страна в мире, кроме США.
По материалам Project Syndicate
По материалам:
forexpf.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас