Госбюджетные диссонансы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Госбюджетные диссонансы

Казна и Политика
463
На фоне углубления политического и экономического кризиса в стране правительство сумело отчитаться о, казалось бы, странном факте – выполнении бюджета по итогам января – апреля. И даже о пусть небольшом (на 0,3%), но все же превышении доходов над ранее запланированным их уровнем.
Основные причины таких результатов, если присмотреться к ним повнимательнее, не слишком вдохновляют. В наибольшей степени правительству уже традиционно способствовал Нацбанк, который только за квартал перечислил в госбюджет почти 70% годового плана отчислений. Девальвация и раскручиваемая инфляция также стали важными факторами улучшения фискального баланса.
Однако есть и другая тенденция – бизнес тоже начал детенизировать свои доходы.
Практически каждое свое ​​публичное выступление чиновники, по крайней мере от экономического блока, уже более двух месяцев начинают со слов, что ситуация в стране очень сложная. В последнее время прибавилось: “Мы практически в состоянии войны” и что май будет еще сложнее, чем март и апрель. Однако за четыре месяца с начала года, когда экономическая ситуация продолжала ухудшаться, а политическое противостояние и внешняя агрессия набирают новые обороты, правительство перевыполнило доходную часть госбюджета. В его общий фонд с начала года собрано 106,2 млрд грн, что почти на 15 млрд больше, чем за соответствующий период 2013-го. Фактические отчисления превышают плановые показатели Минфина на 0,3%. Только в апреле в общий фонд поступило 27,8 млрд грн. Еще год назад было собрано лишь 19,5 млрд грн, но тогда и макроэкономическая составляющая была другой, Крым и Севастополь отчисляли налоги в украинский бюджет, Восток не лихорадило. Март также был довольно неплохим (в этом месяце бизнес подает годовые декларации по налогу на прибыль) – в нем было собрано 32,2 млрд грн, что более чем на 5 млрд превышает прошлогодний аналог.
Главным фактором роста доходов эксперты называют все же помощь Нацбанка. В первом квартале регулятор перечислил в бюджет 15,8 млрд грн при утвержденном законом о госбюджете на 2014 г. плане в 22,8 млрд. Буквально в минувший понедельник министр финансов Александр Шлапак признал, что за четыре месяца помощь НБУ госказне увеличилась еще более чем на 6 млрд грн. “Если бы Нацбанк не подставил плечо, перечислив довольно значительные суммы, то бюджет относительно плана был бы недовыполнен на 1%”, – признал министр. Однако с мая, напоминает директор “CASE Украина” Дмитрий Боярчук, такая помощь НБУ будет невозможна. Это было одним из требований МВФ, и такой пункт закреплен в меморандуме.
Директор департамента Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудык рост доходов объясняет не столько самим ростом, сколько приведением плановых показателей к более реальным. Ведь в последние три года планы были неоправданно завышены и выполнялись только на бумаге.
Что касается основного администратора – Миндоходов и сборов, то там отмечают, что индикатив Минфина по доходам за четыре месяца хоть и перевыполнен на 0,7%, но уровня прошлого года достичь все же не удалось. Хотя прирост в марте составил чуть более 11 млн грн, а в апреле – уже 1,8 млрд.
По основным бюджетообразующим налогам в апреле не выполнен план только по НДС с произведенных в Украине товаров. Собрали больше, чем год назад, на 500 млн – 7,7 млрд грн, а план выполнили на 97%. Налога на прибыль перечислено 3,3 млрд грн (+600 млн к апрелю 2013-го, план перевыполнен на 7%). Как говорит первый заместитель министра доходов и сборов Игорь Белоус, впервые в этом году налоговики досрочно выполнили планы по внутреннему акцизному налогу. С одной стороны, это следствие повышения ставки акцизов, с другой – налоговая милиция вроде бы наконец всерьез взялась за теневой рынок подакцизных товаров.
По данным еще одного заместителя министра доходов и сборов Владимира Хоменко, если еще в начале марта нелегальный оборот доходил до 50%, то сейчас – уже 10%. По его словам, “Укрспирт” полностью блокирован в рамках нелегальной реализации спирта. Ведь проблема не столько в производстве фальсификата, как в хищении сырья еще на промышленной стадии. И легальные производители алкоголя, которые официально заявляли о проблеме высоких темпов роста “тени”, сами же в ней активно участвовали. До конца текущего года Хоменко обещает взять под контроль рынок подакцизных товаров путем внедрения электронной акцизной марки. Предполагается, что на самой марке, кроме технической защиты, будет еще уникальный номер партии, содержащий количество товара и регистрационные номера отправителя и получателя. То есть контроль может быть за перемещением не только сырья, но и самой продукции от производителя до конечного потребителя.
У производителей табачной продукции было свое видение – свою систему контроля Codentify участники рынка представили экс-руководству министерства. Но, несмотря на все обещания предыдущих руководителей внедрить электронную систему контроля над подакцизными товарами, на практике активных действий не было.
Стоит отметить, что наибольшую долю доходов обеспечивает Межрегиональное главное управление Миндоходов – Центральный офис по обслуживанию крупных плательщиков. За четыре месяца удельный вес составлял почти 54% (в общий фонд – 35,46 млрд грн), только в апреле – 59,1% (10,2 млрд).
В распоряжение DT.UA попала информация о поступлении налогов, сборов и других платежей в разрезе региональных управлений министерства (см. табл. 1). Налоговыми лидерами в январе – апреле с.г. оставались Киев (перечислено в общий фонд госбюджета более 9 млрд грн), Полтавская (2,64 млрд), Донецкая (почти 2 млрд), Харьковская (1,95 млрд), Днепропетровская (1,68 млрд грн) области. Однако в указанных регионах, кроме Харькова и Днепропетровска, рост доходов по сравнению с январем – апрелем 2013 г. не наблюдался. Харьковская и Днепропетровская области – плюс 4,3 и 4,7% в соответствии с общим фондом бюджета. Еще прирост есть только в шести регионах. Наибольший – в Сумской (+10,4%) и Кировоградской (+9,4% ) областях. Отчисления более 1 млрд грн также обеспечили Киевская, Сумская и Одесская области.
Крым и Севастополь в январе – апреле оплатили в общий фонд госбюджета 363,9 и 144,9 млн грн соответственно. Донецк и Луганск за четыре месяца прироста не имеют. У них налоговые отчисления по сравнению с прошлым годом падают в среднем на 12,2%. Если рассматривать только показатели апреля, то среди лидеров также Киев (предпринимательский сектор столицы перечислил в общий фонд казны 1,92 млрд грн), Полтавская (657,3 млн), Харьковская (483,16 млн), Донецкая (почти 353 млн грн) области. Стоит отметить, что, например, Львовская область и с начала года и, в частности, в апреле дала госбюджету доходов больше, чем Луганская, – 878,5 млн грн против 501,58 млн.
Поэтому (пусть эта фраза и становится банальной) все же не только Восток кормит Украину. Так, ситуация в восточной части Украины значительно влияет на всю бюджетную систему страны. Если 6 млн жителей этой территории сокращают потребление, то страдает весь госбюджет. Даже если один Славянск будет заблокирован и, как угрожают сепаратисты, в центральный бюджет не будет ничего платить, лучше от этого тоже никому не станет. Хотя Игорь Белоус утверждает, что, по данным на четверг, за первую половину мая плательщики Славянская заплатили налогов на уровне 95% от прошлогоднего. Среднесуточные отчисления в Славянске в 2014 г. составили 1,338 млн грн, тогда как в 2013-м – 1,429 млн. Но ведь свои обязательства государство выполняет в полном объеме…
Следует задуматься о том, что на самом деле самодостаточность Донецкой и Луганской областей достаточно низкая. В 2013 г. доходы Донецка составляли 16,3 млрд грн, расходы – 41 млрд; Луганска – 9,4 млрд грн против 21,35 млрд. Области обеспечивают себя в среднем почти на 42%. Разницу покрывает госбюджет. К сожалению, эксперты отмечают, что на макроэкономическом уровне все, что можно, правительство сделало, и если ситуация на юго-востоке не стабилизируется, то доходная часть бюджета будет провисать.
Хотя, если посмотреть на сбор платежей в разрезе экономической деятельности, то ряд отраслей все еще держатся на плаву, а некоторые даже наращивают объемы. Так, по оперативным данным Миндоходов на 1 мая, предприятия добывающей промышленности перечислили в госбюджет 10,63 млрд грн, ненамного, но все же больше, чем годом ранее. В сфере поставки электроэнергии отчисления увеличились на 417 млн грн, до 8,013 млрд, в аграрном секторе – на 58 млн, до 1,98 млрд грн, финансовой и страховой деятельности – на 557 млн, до 3,225 млрд грн.
Во всех указанных секторах, кроме финансового, Артем Рудык ожидает дальнейшего роста. Хотя в целом на весь год оптимистических надежд никто не имеет. Да что там год, серьезно обостриться бюджетные проблемы могут уже в ближайшие месяцы. На май, по данным Миндоходов, план по сбору составляет 18,5 млрд грн. На этой неделе Минобороны попросило дополнительно 12 млрд грн до конца года. Минфин прикинул, что, например, сбор по НДС в мае может составить 9 млрд грн, 7 млрд из которых предложено собрать за счет добровольной уплаты, остальные 2 млрд – за счет дополнительных фискальных методов, например , контрольно-проверочной работы. Индикатив прибыли – 3,1 млрд грн. Но прогнозы налоговиков менее оптимистичны: НДС – не более 5 млрд грн, налог на прибыль – 1,6 млрд.
Поэтому и напоминают в который раз эксперты о необходимости активнее браться за ликвидацию теневых схем, налоговых ям, качественно усилить борьбу с налоговыми минимизаторами. “Они, может, что-то и делают, но по доходам бюджета этого не видно. Я понимаю, что два месяца только новое руководство, но ликвидация схем сразу сказывается на бюджете, – категоричен Дмитрий Боярчук. – Вспомните, когда в 2005 г. был закрыт СЭЗ, бюджет начал сразу довольно активно наполняться”. Хотя ряд собеседников DT.UA все-таки отмечают, что порядок с возмещением НДС хоть какой-то, но наведен. По оперативным данным Миндоходов (см. табл. 2), на 1 мая 2014 г. заявка на возмещение составляла 16,14 млрд грн, а само возмещение – 13,13 млрд, тогда как годом ранее возмещение налога превышало заявку почти на 4 млрд грн.
Прижали, но не ликвидировали конвертационные центры, рассказывает собеседник DT.UA: “Стало сложнее выводить деньги из оборота теневым каналам – организаторы площадок подняли стоимость услуг из-за рисков”. Само же руководство Миндоходов в ответ на критические замечания пытается отшучиваться, мол, если о нас пишут и критикуют, значит, мы что-то делаем.
Заведующий сектором Национального института стратегических исследований Алексей Молдован уверен, что доходы бюджета будут падать по техническим причинам – Крым перестал отчислять (хотя его удельный вес в сводном бюджете составлял лишь 1,7%), в Донецке и Луганске перебои. Но общий фискальный баланс может и улучшаться, ведь теперь Украина не будет тратить на дотирование Крыма, плюс в рамках закона о предотвращении финансовой катастрофы значительно урезана социалка. “Инфляция растет, и это означает, что в реальности бюджет меньше тратит денег. Кроме того, девальвация. Такие манипуляции применяются во многих странах мира для снижения дефицита”, – говорит он. Курс гривны раскачали сознательно, ведь при желании его могли остановить на уровне 9-10 грн/долл. Но зачем, если благодаря девальвации доходы растут из воздуха, а расходы стоят на месте? Алексей Молдован приводит пример инфляционных доходов бюджета и переоценки базы импорта при девальвации. Если раньше, условно, 1 кг бананов стоил 10 грн и бюджет получал 2 грн импортного НДС (как крупнейшего источника налоговых поступлений), то теперь при цене в 20 грн казна получает вдвое больше. Доходы от уплаты НДС выросли, хотя количество бананов осталась прежним.
Автору этих строк нравится другая тенденция, в которую трудно поверить, но очень хочется. Часть предпринимателей начали добровольно детенизировать свои прибыли. Добавим, что в общем и крупный бизнес к этому вроде бы готов, и главный налоговик Украины Белоус рассказывает, что предприятия ждут не дождутся налоговой амнистии. Или, как эту процедуру называют в правительстве, “налогового компромисса”. Уже готов и законопроект, нормы которого позволяют компаниям, которые занимались минимизацией уплаты налогов, в течение 90 дней показать эти суммы заниженных обязательств. При этом из них должны добровольно уплатить 15%, а 85% государство простит.
Таким образом, бизнес, если добровольно пойдет на это, будет освобожден от любой уголовной и административной ответственности. Но и без этого процесс начался. Собеседник DT.UA уверяет, что средний бизнес осознает, что в случае допущения правительством полномасштабного дефолта бизнес в Украине пострадает в первую очередь, на долгое время потеряв все перспективы. “Еще от одного олигарха в Киеве слышал аргумент, что люди гибнут за Украину, поэтому платить налоги – это самое малое, что он может сделать для своей страны. И так думают многие”, – рассказывает собеседник. Неужели это тот случай, когда не было бы счастья, если б не несчастье?
Наталья Непряхина
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас