Деньги из турбулентности — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Деньги из турбулентности

Казна и Политика
1475
За последние несколько месяцев малый и средний бизнес бросался из крайности в крайность. Отчаяние сменилось эйфорией, после чего началась депрессия.
Постараться пережить
Традиционного весеннего всплеска активности на рынке труда не произошло. Это вполне объяснимо. Удивительно другое: не последовало и массовых сокращений персонала предприятий. «Жалко терять кадры», — говорит владелец и директор торгового дома «НИСА» Виктор Бесшапочный. Его компания уже двадцать лет работает на отечественном рынке сварочного оборудования и материалов. Виктор Владимирович считает, что складские запасы товара все еще позволяют ему находиться в конкурентоспособном поле, поэтому увольнять кого-либо или урезать зарплату — «бессмысленно и некрасиво».
В принципе, это тренд. По данным портала Head Hunter, украинские работодатели не торопятся объявлять весенний набор персонала. Так, количество резюме соискателей увеличилось на жалкие 7%, что считается нормой и в «мирное» время, поэтому не может свидетельствовать о кризисе. На первом месте — айтишники (традиционно), на втором— менеджеры по продажам. То есть специалисты из и так востребованных сфер. Как и ранее, наибольшее количество рабочей силы требуется в столице, за ней следует Днепропетровск. Харьков вышел на третье место, впервые за многие годы обогнав Донецк. И это понятно. В период фактически военных действий дончанам не до поисков новой работы. «Падение оборотов по стране в целом составляет примерно 80%, — говорит Бесшапочный, — я это вижу по заказам строительных и машиностроительных компаний».
На сегодня самые распространенные схемы оптимизации операционных затрат среднего и мелкого бизнеса — выплата зарплаты, привязанной к курсу доллара из расчета 1 к 8. Либо владельцы предприятий просят персонал согласиться на двукратное сокращение жалования «до лучших времен». Корпорации с тысячными коллективами переводят сотрудников на неполные рабочие недели, а также практикуют подписание контрактов на месяц — в таком случае удобно сокращать любое количество работников без выходного пособия и прочих предусмотренных законодательством выплат. Да и в целом менеджмент переходит на ручной режим управления, когда решения (даже самые болезненные) нужно принимать только здесь и сейчас.
Идеи — те же
В общем-то, свежих решений под влиянием внезапно свалившихся на голову возможностей европейского рынка у наших бизнесменов нет. Реалии нынешнего кризиса являются зеркальным отражением глобальных неприятностей 2008 года с той лишь разницей, что добавился еще и «российский фактор». Напряженные отношения с соседом сильно сказались на машиностроительном комплексе, в частности на производителях грузовых вагонов, и на переработчиках сельхозпродукции. Так, председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины (СМПУ) Вадим Чагаровский хоть и подчеркивает, что отрасль интегрирована в мировое экономическое пространство, «но сегодня в основном работает на рынках России и Казахстана — 80% прошлогоднего экспорта сыра приходились на рынок РФ». Прелести европартнерства станут доступны только для тех, кто успеет провести модернизацию производства. «На техническое перевооружение отрасли понадобится примерно $400 млн.», — оценивает размеры вложений Чагаровский.
Вселяют оптимизм обещания правительства придерживаться курса на развитие предпринимательства, привлечение инвестиций и реформу законодательства для упрощения ведения бизнеса. «Возможно, это и так, — говорит Виктор Бесшапочный, — но взяточничество процветает так же, как раньше. Никто не борется за свое предприятие. Все — от грузчика до крупнейших руководителей — пытаются урвать свои 20 копеек с контракта. Выиграть тендер на поставку невозможно. Мало того что необходимо предоставить кучу документов, так еще и придумали новую справку, которую должен иметь участник торгов, — о том, что он не был замешан в коррупционных схемах! Вот где мне ее брать?».
«Нам уже и стабильность не нужна — хотя бы прогнозируемость. Так же считают все мои, в том числе российские, коллеги», — говорит Вадим Мельничук, владелец и директор предприятия «Перфект мьюзик», занимающегося производством и дистрибуцией музыкальной продукции. Он называет основные отличия кризиса 2008 года от нынешней ситуации: «Тогда мы понимали, что долго изобилие продолжаться не может. За подъемом всегда следует спад. И наоборот. Сейчас, когда решения зависят от субъективной злой воли одного соседа… Извините, но ежедневные новости вопиют о том, что мы не знаем, с каким настроением завтра смотреть телевизор или читать Интернет».
Игорь Рыбалка
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас