21 коррупционный риск или тяжелое наследие Азарова — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

21 коррупционный риск или тяжелое наследие Азарова

Казна и Политика
1953
Правительство Януковича-Азарова зафиксировано как наиболее коррупционное за всю историю Украины. Общественные активисты и организации проанализировали 253 законодательных акта правительства Николая Азарова, в которых нашли 21 коррупционный риск с потенциальными потерями для бюджета более 5 млрд. грн. Более того, старые схемы получения неправомерных выгод перешли в наследство новому Кабмину и возникает следующий вопрос: избавится ли от них новое правительство?
Возможно, правительства во времена Кучмы были не менее коррупционные, но в то время гражданское общество и общественные организации не были так профессионально подготовлены, как сейчас, отмечает народный депутат от ВО “Батькивщина”, член Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Олег Медуница. “Первоочередной дефицит бюджета сейчас зафиксирован на уровне как минимум 100 млрд. грн, которые взять негде. И которые были выведены из-за того, что правительство внедряло коррупционные схемы. Это и “левый акциз” – когда водка продавалась с “левыми” акцизными марками, а в стране была подпольная империя по изготовлению водки. Это и схема безакцизного ввоза в Украину топлива для якобы перевозки через территорию Украины, а на самом деле для реализации. Таким образом государственный бюджет недосчитывался акцизных платежей. Эта схема была в 2013 году настолько нагло внедрена, что даже в официальных отчетах правительство указывало, что поступило на 60% меньше акцизного платежа, чем в 2012 году”, – рассказал нардеп.
“А ведь были еще “мутные схемы” с утилизационным сбором, рынком оценки, который они переделали под ограниченный круг оценщиков – такие регуляторные вещи запускались постоянно, а антикоррупционная экспертиза не проводилась. И тем выводам, которые предоставляют правительства или Главное экспертное управление Верховной Рады Украины, мы не доверяем, потому что, например, по тому же утилизационному сбору, по внедрению векселей выводы были положительные”, – отметил Медуница.
Экспертиза же, осуществляемая на сегодняшний день Министерством юстиции, является неэффективной и позволяет в дальнейшем как чиновникам предыдущего правительства, так и нынешнего запускать и использовать схемы, позволяющие противоправно выводить из собственности и имущество на миллиарды гривен, и выделять средства под определенные эфемерные проекты, неэффективно использовать деньги. До тех пор, пока эта система не изменится – потери из бюджета будут продолжаться.
Председатель совета Transparency International Ukraine Андрей Марусов объяснил – все дело в определении бенефициара, кому это выгодно. “В чем важно принципиальное отличие от методики, примененной в Минюсте: как правило, когда говорят о коррупционных рисках, то смотрят на слишком широкие дискреционные полномочия, которые предоставляются органам власти. Когда они формулируются очень нечетко, размыто, непонятно, то очевидно, что следствием будет то, что тот или иной орган власти будет использовать их в свою пользу. Или конкретные чиновники на местах или в центре будут с этого получать взятки или иную неправомерную выгоду. Потом – всевозможные коллизии в законодательстве, правовые провалы. Когда остаются определенные взаимоотношения, определенные сферы просто не регулируются. Возникает противоречие с другими нормативными актами. Здесь у чиновников появляется соблазн трактовать эти пробелы в свою пользу, мол, мы можем это вот так сделать, но вот с такой выгодой”, – пояснил эксперт.
А на более широкий контекст Министерство юстиции не смотрит. “Если посмотреть с чисто юридической точки зрения, то многие из тех актов Кабинета Министров вроде бы чистые. Но если посмотреть на более широкий контекст, на бенефициаров, то обнаруживаем, что это лоббистский коррупционный нормативный акт или решение”, – рассказал Марусов. Среди тех 21 законодательных актов, которые общественные активисты определили как коррупционные, эксперт выделил три наиболее резонансные схемы:
  • Так, 21-го ноября 2013 года Кабинет Министров Николая Азарова решил продать 96 военных городков или его частей, которые могут быть отчуждены вместе с расположенным на них недвижимым имуществом. Речь идет о десятках гектаров земли чуть ли не в каждом регионе Украины. Вместе с тем, бывший министр обороны Павел Лебедев через ряд фирм – прокладок контролирует мощный строительный бизнес и больше всех заинтересован в освобождении лакомых для застройки кусков земли.
  • Своим распоряжением № 990-р от 27 ноября 2013 года Кабинет Министров выделил 199,5 млн. грн. на вторую очередь капитального ремонта Дворца спорта в Киеве. Деньги достанутся донецкой фирме «Донбасинформсвязьсервис». Как показало расследование, эта фирма имеет связь с главным спонсором Партии регионов Ринатом Ахметовым.
  • Постановлением Кабинета Министров Николая Азарова № 913 от 18 декабря 2013 годабыло выделено 608 миллионов гривен финансирования на реализацию второго этапа проекта «Открытый мир». Тендеры на сотни миллионов гривен будут проводиться через госпредприятие «Открытый мир», которое входит в структуру Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами. В 2011-2013 годах на Держинвестпроект было выделено 1,9 миллиардов гривен. Из них 300 миллионов – на содержание самого агентства и проведение презентаций проектов.
Марусов подчеркнул, что до сих пор экспертиза Министерства Юстиции будет иметь достаточно ограниченный характер. На бенефициаров они не будут смотреть просто потому, что в их инструкциях и методологиях этого не указано.
“Сейчас мы подготовили обращение к Арсению Яценюку с просьбой пересмотреть эти постановления, где были обнаружены коррупционные риски, и согласовать методологию, которая бы позволила эффективно выделять коррупционные риски на стадии принятия решений, а не наказывать уже по факту. Мы сейчас обращаемся к правительству Арсения Яценюка со своими предложениями, если нам опять таки будет отка , как это было с правительством Азарова, или просто не ответят – на это по закону есть 30 дней, – мы опять же сообщим общественности, и скажем, насколько это правительство является открытым”, – пояснил директор Центра политических студий и аналитики Виктор Таран.
По его мнению коррупционные схемы возможно разрушить, но для этого нужно, чтобы Кабинет Министров активно привлекал общественность к антикоррупционной экспертизе и пересмотрел методологию, которой сейчас он пользуется. “Фактически сейчас общественная деятельность – это единственное, что вносит в эту сферу изменения. Очень многие чиновники на среднем звене остались те же. И они так же продолжают дальше так работать и действовать. И если мы не будем это по-другому оценивать, есть большой риск, что это правительство, эти чиновники могут это дальше использовать”, – добавил эксперт.
Однако даже после усовершенствования методологии анализа документов на предмет коррупционных рисков саморегулироваться эта сфера не сможет. “Я бы сместил эти акценты: я бы не надеялся на Кабинет Министров, а возлагал бы их прежде всего на себя, на журналистов, на общественных активистов. Нужно осознавать, что сейчас у нас уникальный шанс давить на власть, заставлять ее делать те или иные шаги. И в конце концов, для этой новой власти общение, взаимодействие учета всех пожеланий, результатов общественной экспертизы должно стать правилом. Нужно, чтобы общество прежде всего само делало эту экспертизу и расследования, контролировало эту власть. Если этого не будет – это окно возможностей попросту закроется”, – подытожил Андрей Марусов.
На рассмотрение направленного обращения у нового правительства есть 30 дней. И после этого станет ясно – пожелает ли новая власть побить предыдущие рекорды по разворовыванию украинского бюджета, или все же мы сумеем проскочить в наше окно возможностей.
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас