Битый снова повезет небитого — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Битый снова повезет небитого

Энергетика
1564
Многим понравилась риторика премьер-министра Арсения Яценюка в период презентации и дальнейшей защиты эпохального законопроекта “О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине”. На одном из эфиров Арсений Петрович даже заявил, что из-за непопулярных мер за него не проголосовала бы и собственная жена… Принимая лексику главы правительства, если учесть, каким получился после парламентского чистилища этот документ, жене пора подавать на развод. Но речь не об этом.
Не скажу о всем документе, но анализ узкого сегмента закона, касающегося нефтяной сферы, достаточно показателен. Смысл в том, что основная нагрузка по вытаскивание страны из пропасти ложится на потребителей, а не на большой бизнес. Хотя последний как раз о “вытаскивании” Украины и своей роли в этом только и говорит.
К тому же товары, которые подорожали вследствие повышения налогов, а в нашем случае речь идет о топливе, снова будут не очень хорошего качества.
Речь идет о трех ключевых моментах: повышение ставки акциза на дизельное топливо, увеличение ренты на добычу нефти и газа, а также внедрение акциза на альтернативные топлива.
Начнем с ренты на нефть. Сразу отметим: налоги на нефть кормят и еще долго будут кормить… Россию. И не только потому, что нефти у русских много, но и из-за высоких налогов – экспортная пошлина и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Итак, в марте этого года суммарно эти налоги составили 574 долл./т, в Украине -
289 долл. Сравнивать, безусловно, не стоит, но и отличаться в два раза эти цифры не могут.
Неизвестно, от чего отталкивались в правительстве (похоже, от потолка), но в проекте упомянутого закона предлагалось увеличить ренту на нефть по минимуму – с 39 до 42% от расчетной цены реализации. Это прибавило бы на тонне около 22 долл. и принесло в казну около 700 млн грн. Однако в опубликованном законе ставка осталась прежней. Как это получилось?
По словам источников, знакомых с ходом рассмотрения документа в комитетах, 27 марта этот огромный законопроект попал на рассмотрение не в профильный комитет по вопросам налоговой и таможенной политики, а в комитет по вопросам экономической политики. Одним из его членов является Игорь Палица, бывший председатель правления, а сегодня негласный куратор крупнейшей нефтедобывающей компании “Укрнафта” (добывает более 90% нефти в стране). Дальнейшие комментарии, наверное, излишни. Хотя нет, отметим еще один яркий момент. В отличие от нефти, ренту на газоконденсат все-таки подняли до 42%. Нюанс в том, что “Укрнафта” на бумаге фактически не добывает конденсат, а вот самым большим его добытчиком является ОАО “Укргаздобыча”. Это полностью государственная компания, в отличие от “Укрнафты”, в которой “Нафтогазу Украины” принадлежит лишь 50% акций. Зачем платить частнику, пусть это делает госконтора…
Почему умеренное повышение ренты считают правильным ходом? Потому что это налог на сверхприбыль нефтяных компаний, который они не могут переложить на потребителя. При этом, как неоднократно отмечалось, хорошая прибыль за счет низких налогов не дает “Укрнафте” пользы – инвестиций в разведку и добычу нефти и газа в континентальной Украине фактически нет, в связи с чем объемы добычи обваливаются на глазах.
Здесь также отметим еще один “результат” работы комитета по экономической политике. Из законопроекта тайным образом исчезла норма о введении акциза на альтернативные топлива в размере 139 евро/т. Речь идет об аналоге бензина с содержанием более 30% “ненефтяных” компонентов. Как правило, ими являются спирты, в частности биоэтанол.
В свое время спиртовое лобби продавило закон о стимулировании выпуска этого топлива, наделив эту деятельность щедрыми льготами в виде отсутствия акциза, особыми условиями по налогу на прибыль и другими бонусами. В последние годы все чаще стали закрадываться подозрения, что под видом альтернативного топлива начали продавать обычные бензины, избегая уплаты акциза.
Не менее важным аспектом является достаточно сомнительное качество этих биобензинов и очень неоднозначные отзывы потребителей. Говорят, что ключевую роль в обнулении акциза в этом эпизоде ​​сыграл председатель комитета экономической политики Андрей Иванчук, якобы неравнодушный к чаяниям “спиртовиков”, хотя не приходится исключать и вмешательства И.Палицы.
Группа “Приват”, в заправочную сеть которой входит и “Укрнафта”, в 2013 г. начала реализацию собственной “альтернативной” марки. как бы там ни было, спиртово-бензиновую смесь продолжат выпускать, а с нынешними ценами на нефтепродукты – с удвоенным вдохновением. Что касается потерь бюджета, то обложение запланированной ставкой акциза принесло бы около 650 млн грн (легальный рынок “альтернативного” ​​бензина оценивается в 200 тыс. т в год).
Теперь о том, сколько заплатит потребитель. Ему придется оплатить повышение акциза на дизельное топливо в среднем на 50 евро/т (ставка на самые популярные марки дизтоплива качества Евро-4 и Евро-5 повышена с 46 до 98 евро/т). В “розничном” эквиваленте с учетом нынешнего валютного курса это составит около 70 коп./л.
Вероятно, эти “копейки” проявятся на стелах АЗС до середины апреля. Учитывая, что Украина потребляет ежегодно 5,5 млн тонн, эффект для казны можно ожидать на уровне 4785 млн грн.
Единственной хорошей новостью можно считать сохранение дифференцированной ставки акциза по принципу “выше качество – ниже налог”. Это своего рода победа, потому что Минфин до последнего настаивал на унификации акциза. Ведь это стимулировало бы поставки низкокачественного и, соответственно, дешевого дизтоплива, которое производится только… в России. Итак, своими же руками правительство едва не сделало Москве очередной подарок.
В итоге большой бизнес остался при своих, а потребитель получил на всю катушку. Более того, уже пошли разговоры, что даже отвоеванные правительством у бизнеса рубежи через месяц-другой в Раде по-тихому сдадут…
Сергей Куюн
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас