Россия хоронит СНГ — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Россия хоронит СНГ

Мир
1868
Проведение Россией операции по аннексии Крыма в очередной раз продемонстрировало неэффективность Содружества Независимых Государств как международного политического института. Ведь согласно Уставу СНГ одной из основных целей организации является как раз «мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества» (ст. 2), а статья 3 устанавливает в качестве принципов организации «нерушимость государственных границ», «территориальную целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории».
Теперь каждая из стран Содружества волей-неволей примерила на себя вооруженную российскую экспансию в Крыму. «Любые потенциальные партнеры по СНГ узнали, что бывает, если ненароком рассердить Москву. И они еще много раз подумают, стоит ли с такой Москвой о чем-то договариваться», — считает Георгий Сатаров, президент российского Фонда прикладных политических исследований «ИНДЕМ», бывший помощник президента РФ Бориса Ельцина.
Показательно, что Беларусь и Казахстан, ближайшие партнеры России в рамках Таможенного союза, только после проведения «референдума» в Крыму выступили с заявлениями о том, что волеизъявление крымчан – свершившийся факт и к нему нужно прислушаться. Но открыто российскую агрессию (особенно – в первые недели, до усиления дипломатического давления Москвы на союзников) не поддержал никто.
Зонтик альянса и ассоциации
Страны постсоветского пространства находятся в разных зонах риска российской агрессии. Государства Балтии — вот уже десять лет как вступили в НАТО и за свою безопасность могут быть относительно спокойны.
«Следующими после Украины могут стать и Азербайджан, и Молдова… События в Крыму были проверкой», — прямо говорит азербайджанский политолог, бывший государственный советник по внешним сношениям Вафа Гулузаде.
У Азербайджана в пассиве — крайне напряженные отношения с крепко втянутой в российскую орбиту Арменией из-за карабахского конфликта и сложный южный сосед — Иран. В активе — союзнические динамично развивающиеся отношения с Турцией (особенно в военной сфере) и стабильные связи с НАТО. О вступлении в альянс официальный Баку не говорит, но очевидно, что агрессивная российская политика будет заталкивать Азербайджан в объятия Турции.
В Молдове небеспочвенно опасаются, что следующей целью российской экспансии в Черноморском регионе станет Приднестровье, тем более что на территории ПМР уже отмечена активность российских военных и лиц, которых можно отнести к потенциальным пророссийским боевикам. Выход из ситуации Кишинев видит в ускоренном оформлении тесных отношений с ЕС в рамках соглашения об ассоциации.
Ситуация с Грузией еще проще: страна официально стремится стать членом НАТО. На лондонском саммите альянса, намеченном на сентябрь, Тбилиси, скорее всего, получит План действий по членству в НАТО. Впрочем, руководство страны, крайне обеспокоенное ситуацией в Украине, настаивает уже на твердых гарантиях членства в самое ближайшее время.
Самые близкие
Едва ли не в самой большой экономической зависимости от России находится Армения. Кроме того, на территории Армении дислоцируется 102-я российская военная база. А в сентябре 2013 года Армения объявила о намерении присоединиться к Таможенному союзу и соответственно отказалась от перспективы ассоциации с ЕС.
Говоря о позиции и перспективах Минска и Астаны, следует отметить, что в 1994 году в Будапеште гарантии безопасности и территориального суверенитета от США, России и Великобритании в обмен на отказ от ядерного оружия получила не только Украина — но и Беларусь, и Казахстан. И хотя Минск сам ранее заявлял о том, что Будапештский меморандум не соблюдается, теперь эти страны вынуждены еще раз переосмыслить действенность международных гарантий.
Александр Лукашенко российско-украинский кризис традиционно уже использует как способ заработать на внешнеполитическом рынке. Следует напомнить, что Беларусь так и не признала независимость Южной Осетии и Абхазии — и получила в виде бонуса кредит от МВФ на $3,8 млрд. и курс на размораживание отношений с Западом. Не исключено, что и на сей раз «бацька» попытается выторговать у России или Европы экономические преференции. С другой стороны, Лукашенко не может не понимать, что его страна еще меньше защищена от российских притязаний, чем Украина.
Ситуация с Казахстаном очень непростая. С одной стороны, население огромной по площади страны (2,7 млн. км2) составляет лишь 17 млн. чел. (из которых 3,7 млн. этнические русские), что делает Казахстан очень уязвимым в военно-стратегическом отношении. У Астаны существует проблема северных территорий — граничащих с Россией и населенных преимущественно русскими. С другой стороны, Нурсултан Назарбаев создал сложную систему дипломатических и геополитических сдержек и взаимосвязей, в которой, отдавая приоритет отношениям с Россией, в значительной степени ориентируется и на Китай, и на Турцию. И если с Анкарой Назарбаев устраивал «пантуранский флирт», то Китай является скорее потенциально опасным партнером, настроенным на медленную экспансию.
И еще одна любопытная деталь: Шанхайская организация сотрудничества, в которой главенствующие роли отведены КНР, РФ и Казахстану, одной из главных целей своего существования декларирует борьбу против «трех зол»: терроризма, экстремизма и… сепаратизма.
Егор Стружкин
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас