Пять заданий новому премьеру — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Пять заданий новому премьеру

Казна и Политика
985
Политические баталии все больше вылезают экономике, как говорится, боком. Вчера валютный курс на межбанке снова продемонстрировал рывок вверх – 9,4 гривны за 1 доллар. Без бюджета работают еще треть местных бюджетов. Отчета об исполнении бюджета 2013 года еще никто и в глаза не видел. Вопрос погашения зарплатных долгов также повис в воздухе. Неизвестно, что будет с последующим привлечением российского кредита и закупками газа. Словом, новому премьеру и его команде надо очень оперативно разгрести эту кучу проблем, сделать правильные выводы и найти пути выхода. А до этого «День» с помощью экспертов попытался проанализировать трехлетнюю работу правительства Николая Азарова, и соответственно определить пять первоочередных заданий для нового премьера, даже если он будет «техническим».
СОГЛАШЕНИЕ ОБ АССОЦИАЦИИ С ЕС
Реформаторские потуги правительства Азарова и их эффективность стали очевидными, когда наружу выплеснулся текст Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. После нескольких победных реляций правительству пришлось конкретно демонстрировать с чем и на каких условиях идем торговать в Европу. И что же выяснилось? Что, например, один из экономических драйверов Украины – АПК – получил ряд незначительных квот на поставки своей продукции в еврозону. Более того, само правительство начало говорить, что экономика не готова переходить на евростандарты, потому что, видите ли, еще не успела к ним адаптироваться и на это нужно дополнительное время. Поэтому провал текста Соглашения с ЕС и подготовки отечественной экономики к ее имплементации только слепой уже не замечал.
«Если опираться на международные стандарты, то часто отечественная промышленность не может конкурировать на мировом рынке и уступает по своим производственным возможностям. И это было очевидно еще до момента подписания Соглашения в 2013 году», – называя первую проблему, говорит председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов Александр Кендюхов. Но вместо того, чтобы избежать этого риска, продолжает он, правительство решило сыграть в одни ворота: позволило открыть границы для свободного доступа товаров из ЕС и оставило ограниченные возможности для экспорта украинской продукции. На что все надеялись? На то, что это промах и новые европейские стандарты ускорят модернизацию всей украинской экономики? «Может, и так , – говорит эксперт, – но все могло завершиться плачевно: сворачиванием отдельных направлений экономики и закрытием ряда предприятий». Входить в зону свободной торговли надо было готовыми, продолжает он, а этого не сделали. «Подготовка к равным правилам с ЕС фактически провалилась», – продолжает Кендюхов.
Поэтому новый глава Кабмина и его команда, по мнению председателя Всеукраинского союза ученых-экономистов, возобновляя работу над Соглашением с ЕС, должны думать, прежде всего, о механизмах и резервах для экономического развития. «Обязательно в тексте настоящего Соглашения надо лоббировать автономную реализацию налоговой и инвестиционной политики в Украине и ни в коем случае не привязываться к европейским подходам. Только так можем создать условия для масштабного привлечения иностранных инвестиций в страну и достичь экономического роста 20 – 30% в год», – заключает он.
НАЛОГИ
По мнению экспертов по налогообложению, при правительстве Азарова никуда не делась 15-летняя практика уплаты налогов наперед. Но не это самое фискальное зло, говорит «Дню» президент Союза налоговых консультантов Украины Леонид Рубаненко. По его мнению, невиданных размеров приобрело очень плохое администрирование налогов на самой низкой ступени налоговых органов, начиная с районных налоговых инспекций. «Каждый раз налоговики пытаются прочитать представленные в Налоговом кодексе нормы наоборот, в ущерб бизнесу. В Кодексе также существует статья 5621 о том, что в случае двусмысленного толкования заложенных норм, надо обязательно решать ситуацию в пользу налогоплательщика. Но до сих пор нет ни одного примера применения этой статьи на практике», – возмущается он. Рубаненко продолжает эмоционально реагировать, мол, министру Клименко уже неоднократно предлагали посадить за один стол налоговых инспекторов, налогоплательщиков и аудиторов, чтобы научить их, как правильно читать букву налогового закона. Но ответа – нет. Поэтому новому КМУ нужно изменить этот подход, считает он. «Следует также сказать правду о настоящих объемах заранее уплаченных налогов, об уплате НДС и соблюдать законы», – добавляет эксперт. А также сократить расходы на содержание государственного аппарата: Президента, правительства, Верховной Рады и местных органов. «Президент в декабре 2010 года дал задание сократить этот штат, и что? Ничего. А это может быть спасением бюджета. Требуется существенное сокращение расходов: не менее чем на 40%», – заключает Леонид Рубаненко.
ВАЛЮТНЫЙ КУРС И ИНФЛЯЦИЯ
Валютная ситуация, по мнению опрошенных экспертов, была правильной и взвешенной. Однако из-за попытки правительства любой ценой показать обществу мир и покой, страдала макроэкономика. Как следствие, бизнес держали на голодном кредитном пайке. «У нас низкая или даже нулевая инфляция, тогда как для украинской экономики нормой сегодня считается 6 – 10%», – рассказывает «Дню» президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Поэтому за скрытую инфляцию расплачивался бизнес, которому не доходили кредитные ресурсы. Упущенной возможностью эксперт называет и непринятия закона о налогообложении операций по продаже валюты. Если бы это сделали, предполагает он, то экономика получила бы снижение кредитной ставки в пределах 10-12% в гривне, потому что общий уровень долларизации в стране существенно снизился бы.
«ГАЗОВЫЕ» ПЕРЕГОВОРЫ
«Ошибка правительства Азарова в том, что он не обратился в Стокгольмский арбитраж в вопросе пересмотра газовых контрактов Тимошенко. В таком случае никто не мешал бы правительству параллельно вести переговоры по газу и договариваться. Зато три года продолжались переговоры, цена снижена, но опыт европейских компаний показал, что есть другой действенный вариант выхода из этой ситуации», – рассказывает о газовых просчетах эксперт по энергетике, член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Еще один энергетический промах Кабмина, по его мнению, – нежизнеспособная энергетическая стратегия. Несмотря на то, что правительство ее приняло и обнародовало, говорит эксперт, она не действует. Как следствие – пробелы в добыче газа внутри страны. «Добыча есть, но добытого ресурса недостаточно, чтобы уменьшить энергозависимость от России и получить хороший козырь для газовых переговоров», – объясняет Корольчук.
И замыкает тройку энергопроблем, по мнению эксперта, имитация развития альтернативной энергетики. По мнению Корольчука, переводились на возобновляемые источники энергии, как правило, теплокоммунэнерго в маленьких районных центрах, селах. Но это капля в море.
«Если новый Кабмин возьмет на себя ответственность и приостановит решение правительства от 17 января 2013 года о газовой скидке, поставит на паузу интеграционные проекты (в том числе в энергосекторе), тогда новый министр должен уйти в Стокгольмский арбитраж и попробовать его выиграть. Но надо быть готовым к тому, что цена голубого топлива сразу же вернется на уровень 400 долларов за тысячу кубометров, а выделение кредита в 15 миллиардов долларов, скорее всего, повиснет в воздухе. Страховкой в таком случае должна стать дополнительная финансовая поддержка Украины от ЕС и США», – заключает он.
ТЕНДЕРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Председатель правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин озвучивает еще одну проблему, которая затянула на экономике и предпринимателях тугой пояс кредитной удавки. «При предыдущем правительстве Верховная Рада приняла наиболее коррупционные правки в тендерное законодательство за всю историю независимой Украины. В июле 2012 года из-под действия тендерного закона вывели государственные предприятия, через которые проходит 2/3 тендерных средств», – детализирует он. – По официальным данным, эти изменения привели к потере Украиной 5 миллиардов долларов из государственного бюджета! Это ключевая проблема для власти, которую надо решить. Если правительство подаст законопроект об отмене протянутых изменений, то это и будет главный показатель искренности и реалистичности намерений нового правительства бороться с коррупцией, – заключает Шабунин.
Тендеры – это надуманная проблема, почти вторит Рубаненко. Ведь часто все видят, продолжает он, что на рынке карандаш стоит, например, 1 гривну, а при государственных закупках – 15 гривен. Откуда такая разница? «Надо добавить правдивости государственным органам. И только после этого, – замечает Рубаненко, – они должны требовать открытости от бизнеса».
Наталья Белоусова
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас