Несвободное падение — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Несвободное падение

Валюта
2171
“Реальных предпосылок для девальвации гривны нет. У регулятора есть все возможности для (ее) поддержки”, – убеждал 20 января собеседников на одном из круглых столов заместитель председателя НБУ Алексей Ткаченко. Как в воду глядел. Если за двадцать первых дней января украинская гривна подешевела на 17 копеек, то за следующие 11 дней она ослабла уже на 25 копеек.
Девальвация (или коррекция курса, как кому удобнее это называть), которую Украине предсказывали последние несколько лет, видимо, наконец началась. Насколько глубокой она может быть и почему усилия НБУ пока не смогли ее остановить?
Таинственный покупатель
В начале января ничто не предвещало серьезных катаклизмов на валютном рынке. Россия пообещала предоставить Украине 15 млрд долл. поддержки и 3 млрд уже выделила в декабре. Обещанных денег Киеву вполне хватило бы, чтобы перекрыть свои потребности в валюте до конца 2014 г., в том числе и чтобы поддержать стабильность гривни.
Однако в январе неожиданно для всех курс все-таки начал расти, а Нацбанк достаточно долго даже не пытался его сдерживать.
Сначала валюту скупали в основном банки, в которых оказалось много гривневой ликвидности. В начале января остатки банков на корсчетах достигали 33 млрд грн при норме в среднем 25 млрд. Давление на курс добавил резкий обвал валют других развивающихся стран. Российский рубль с начала года просел уже на 7%, турецкая лира – на 5,5% и т.д. Заметив подозрительные движения курса, к процессу скупки валюты присоединилось и населения. Кровавые события на ул. Грушевского, начавшиеся 19 января, резко усилили нервозность на рынке еще больше – через неделю после первых человеческих жертв гривна просела на 15 копеек. Но Нацбанк, как и раньше, стоял в стороне.
Для невмешательства НБУ могли быть свои причины – от желания сэкономить резервы, помочь экономике, проведя контролируемую девальвацию национальной валюты, до негласных договоренностей с Кремлем, что его кредит на поддержание курса официальный Киев не будет тратить.
И в результате до понедельника, 27 января, гривна опустилась до 8,62 грн/долл. А когда Нацбанк все же решил вмешаться в процесс, оказалось, что контролировать этот процесс ему уже сложно.
Чтобы стабилизировать курс, за последнюю неделю НБУ уже четыре раза выходил на рынок с интервенциями. Только с понедельника по среду, по данным DT.UA, он “закачал” в рынок около 1 млрд дол. Это больше, чем за весь нестабильный декабрь-2013. Но в четверг курс был даже выше, чем в понедельник – до начала проведения интервенций. Купить валюту на межбанковском рынке можно было только по цене 8,65 грн/долл. По сути, миллиард долларов от Нацбанка просто “растворился” в системе, не оставив следа.
Как так?
Вообще-то шанс успокоить рынок у регулятора был. После первой большой интервенции в понедельник гривня усилилась – до 8,5 грн/долл. Но уже среда ошеломила рынок сразу рядом отвратительных новостей.
Во-первых, после отставки правительства Николая Азарова Россия снова включила режим “шантаж”. И, боясь формирования недружественного Кабинета министров, дала понять, что не выделит Киеву обещанного на январь нового транша кредита в 2 млрд долл., пока не получит нового, лояльного к себе правительства в Украине. А для большей убедительности снова остановила прохождения украинских товаров на российской таможне.
Однако именно российский кредит рассматривался как фактор, который должен был удержать ситуацию с госфинансами Украины на плаву в течение 2014 г.
Во-вторых, оказалось, что он вновь не платит по газовым долгам. Россияне утверждают, что Украина до сих пор не оплатила долга в размере 2,7 млрд долл. за прошлогодние поставки, которые должна оплатить до 25 января. Украинцы говорят: долг погашен, но лишь частично, – вторую часть хотели погасить за счет нового транша в 2 млрд долл.
Правда, Кабмин готов профинансировать НАК “Нафтогаз Украины” для погашения долга, выпустив новую порцию ОВГЗ на 14,8 млрд грн и пополнив ими его уставный капитал. Но эти деньги НАК получит в гривне, платить же России должен в долларах – и купить их надо будет на межбанковском рынке.
Итак, к спросу банков и населения на валюту в ближайшее время добавятся и потребности НАК. При том, что резервы Нацбанка и так в “красной зоне” – 20,4 млрд долл. на конец декабря, а возможностей их серьезно пополнить, кроме российских денег, пока не наблюдается.
В-третьих, в среду НБУ провел интервенцию, которая совсем пошла не в пользу гривны, а скорее во вред. Выйдя на межбанковский рынок в тот день, он удовлетворил лишь 2% спроса банков на валюту (в понедельник это было 50% заявок). Это подтвердило опасения рынка, что у Нацбанка нет или желания, или ресурсов для поддержания курса гривны. И хотя на следующий день объем интервенции был уже больше (около 20% заявок), ажиотаж на валюту успел получить второе дыхание. К вечеру четверга гривна снова обесценилась до 8,65 грн/долл.
Наконец, есть еще одна причина, о которой в Украине пока молчат.
Как утверждают некоторые наши собеседники на валютном рынке, вряд ли такой спрос на валюту могли обеспечить только население и банки. У банков есть свои нормативы по вложениям в инвалюту; и, в отличие от осени 2008 г., очередей населения в обменные пункты сейчас не видно.
По одной из версий, основной покупатель валюты сейчас – украинские олигархи и крупный иностранный бизнес. Официально закупая валюту для выполнения будущих контрактов, они на самом деле спешат вывести свою ликвидность за границу. В частности, по информации DT.UA команду выводить валюту из Украины вроде бы получили и российские корпорации, которые работают в ней.
“Семьи вывозите. Скорее”, – напутствовал в среду своих подопечных, после встречи регионалов с президентом Виктором Януковичем, лидер одной из депутатских групп во фракции ПР. Тогда Янукович подавил намечающийся партийный бунт, “предотвратив” опасное для себя голосование по конституционной реформе. Не исключено, что тот же совет бизнесменам-регионалам озвучили и относительно их финансовых ресурсов.
Два сценария
Какого курса ожидать Украину дальше – сейчас говорить сложно. В четверг форвардные контракты на валюту с оплатой в марте (NDF) стоили 8,88 в паре гривна/доллар, а с погашением через шесть месяцев – 9,25. Прогноз инвестиционного банка JP Morgan – 9,3 грн/долл. до конца 2014 г.
Чтобы не сеять панику, многие банкиры и экономисты сегодня не берутся озвучивать прогнозы относительно гривны. Но те, кто дает их, говорят о двух вариантах развития нынешней ситуации.
Первый: если Россия все же быстро дает кредит, а Нацбанку удается справиться с валютным ажиотажем. Тогда НБУ, вероятно, сможет удержать гривну в коридоре 8,40-8,50 грн/долл., прогнозируют в ИК Concorde Capital. Если нет – она может подешеветь до 8,8 грн/долл.
Однако, вероятно, третьим условием для спокойствия на рынке является то, что станут делать со своими капиталами крупные украинские предприятия и найдет ли Нацбанк действенные механизмы борьбы с их оттоком. Для борьбы с валютным ажиотажем среди населения немало средств – от зажатия ликвидности в банковской системе (что Нацбанк наверняка постарается делать) в административных ограничений (вплоть до запрета на досрочное снятие депозитов или еще чего-то подобного). Но приближенные к власти бизнесмены всегда найдут лазейку, чтобы обойти каждый из этих запретов, сводя усилия регулятора на нет, если там не научатся говорить “нет” всем без исключения.
Комментарий эксперта
*Роман Шпек, глава совета Независимой ассоциации банков Украины, старший советник Альфа-Банка
Нынешние колебания на валютном рынке – хорошая возможность для Украины повысить гибкость валютного курса. Вспомним осень 2012 г. Тогда о курсе 8,30 грн/долл. говорили как о неконтролируемой ситуации на валютном рынке. Однако сейчас 8,30 уже считается вполне нормальным курсом, который олицетворяет стабильность гривны.
Нынешние скачки курса имеют конъюнктурный характер. К сожалению, разбалансированные государственные финансы существенно влияют на денежную систему Украины. Огромные вливания гривни в конце декабря в рамках огромного долгового финансирования бюджетного дефицита сформировали рекордную избыточную гривневую ликвидность банков, которая стала “горючим для пожара” на валютном рынке. Одновременно политические события оставляют немало поводов для нервозности, которая разжигает этот “пожар”.
Думаю, Национальный банк Украины хорошо усвоил урок 2008 г. и не будет одновременно заливать рынок гривной и иностранной валютой, “сжигая” международные резервы. За период 21-30 января свободная гривневая ликвидность банковской системы сократилась на 15 млрд грн. Если этот результат закрепить и не давать поводов для массовой паники, курс национальной валюты в скором времени может заметно укрепиться.
Сейчас время для грамотных вербальных интервенций Национального банка Украины. Впрочем, сильной паники все равно не наблюдается: ​​по итогам 25 дней января мы видим на рынке рост депозитов физических лиц, причем весь рост формируют вклады населения в гривне. Многие вкладчики уже давно поняли, что процентные ставки по гривневым вкладам перекрывают валютный риск.
Дарья Марчак
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас