«Экономического роста не будет» — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

«Экономического роста не будет»

Казна и Политика
895
Государственный бюджет Украины на 2014 год, принятый Верховной Радой (пусть и по неоднозначно воспринятой в обществе процедуре) и подписан в пятницу президентом Виктором Януковичем, добавил каплю меда в бочку дегтя, с которой легко ассоциировать сегодня ситуацию в стране. Но что сказал «Дню» один очень известный финансист, у которого есть, однако, причины прикрывать «забрало», излагая свою позицию: «Номинальные показатели бюджета 2014 года больше, чем показатели 2013-го. Инфляция же будет в лучшем случае на уровне 5-6%, а если продолжится политика удержания курса гривны, то, как и в этом году, будет дефляция. При этом прогноз доходов бюджета более, чем 10%. Это свидетельствует о том, что экономического роста не будет. И мне все понятно: снова жить в долг. Надо менять политику, тогда что-то у нас будет. Нынешняя полностью ориентирована на запрет экономического роста и не создает для него стимулов». Как видим, в финансовой сфере краткость – свидетельство высокого профессионализма.
Впрочем политика, как известно, искусство возможного и, следовательно, требует глубокого причинно-следственного расчета и анализа, учета множества рисков, возникающих в современном глобализованном мире. Занимается этим наше правительство, придумывая те или иные планы для страны?
«Вопрос о том, что нам следует ослабить курс гривны, ускорять инфляцию – это общее место любой макроэкономической дискуссии, – отмечает заместитель директора департамента Минэкономразвития и торговли Евгений Олейников, – эти тезисы мы слышим каждый раз». «Но любая сложная задача имеет очень простое, а потому неправильное решение, – продолжает эксперт, – В этом случае мы должны все же исследовать, как ослабление гривни приведет к экономической активности в нашей стране, изучить опыт других стран. И получается, что такие советы эффективны в экспортоориентированных экономиках, которые производят товары с высокой добавленной стоимостью. С этим у нас, к сожалению, не сложилось».
«Если гривна ослаблена, то расходы производителя внутри страны должны остаться на том же уровне, а доходы от экспорта в валюте – возрасти. И это вроде бы стимулирует экономическую активность, – идет от обратного чиновник. – Но этот вывод не для Украины. Наша промышленность и сельское хозяйство сегодня очень зависят от импорта, как энергоносителей, так и средств производства, оборудования, различной техники, удобрений. Если мы ослабим гривну, то адекватно росту доходов возрастут и расходы на импорт в иностранной валюте. Итак, надеяться на простое неправильное решение нам не стоит».
Олейников приводит два примера из новейшей истории Украины, когда такое решение сработало и когда не дало результатов. В 1998-1999 годах страна была готова к резкому росту производства, но не хватило толчка. Им стало ослабление гривны. Но тогда большая часть расходов делалась внутри страны, и мы получили экономический рост в течение последующих лет. Отрицательный пример – 2008 год, когда одномоментно ослабили национальную валюту почти вдвое.
«И имеем небывалый экономический спад, – констатирует экономист. – То же касается и инфляции. Потому что в Украине она работает не совсем так, как в развитых экономиках, где является фактором экономического роста, постоянно находясь на низком уровне и как бы самоконтролируясь. Там производитель увеличивает производство, если понимает, что благодаря действиям правительства будет расти спрос. У нас производитель при таких обстоятельствах, во всяком случае до нашего вступления в ВТО, не наращивал производство, а поднимал цену. Сегодня инфляция будет работать на рост импорта…». «Поэтому никто не будет делать резких шагов в ту или иную сторону, – обещает Олейников, – и не потому, что правительство не понимает их эффективности, а потому, что просчитывает все возможные последствия».
Эксперт считает, что заложенный в бюджет-2014 рост ВВП в 3% может выглядеть оптимистичным (реализовать его будет сложно, но возможно) при трех условиях: если будет рост экономики в еврозоне, если Россия не будет препятствовать во взаимной торговле и если будут выполняться договоренности Украины с Китаем. И еще, по мнению Олейникова, большое влияние на макропоказатели будет иметь ситуация внутри страны.
Социолог, основатель компании Research & Branding Group Евгений Копатько считает, что в экономическую жизнь Украины продолжает вмешиваться политика. «В результате имеем колоссальные риски, – говорит он. – Пока есть Майдан, пока мы не решим политический кризис, с нами будет очень сложно разговаривать. Стране, в которой такие политические и социальные риски, – отмечает эксперт, – очень сложно быть прогнозируемым партнером. Это очевидно. Наша элита должна любой ценой договориться. Страна впервые за все годы независимости не только затрещала – заскрипела. Люди стали говорить даже о балканском сценарии… Элита должна понять, что улицу в эти вещи вмешивать нельзя, и сесть за стол переговоров». «А пока политика доминирует над экономикой в ​​нашей стране», – констатирует Копатько.
Ссылаясь на прогноз банка Морган Стэнли о росте ВВП Украины 2014 (он в полтора раза ниже, чем в бюджете Украины) предусматривает, что рост экономики в стране будет связан в основном с потребительскими расходами, которые зависят главным образом от роста расходов государства. «У нас экономический рост 2014 года будет иметь ярко выраженный долговой характер, – предполагает Крамаренко и добавляет – Это будет экономический рост в долг в 2015, 2016 и, возможно, 2017 годах. Это ужасно, потому что в долг нам будут давать с частотой примерно раз в квартал, и решения наших кредиторов могут очень меняться не только в зависимости от поведения украинского правительства, но и от настроения самих кредиторов».
А самая большая проблема и задача, по мнению этого участника дискуссии, заключается в том, чтобы конвертировать долговой рост в рост здоровый, основанный на внутренних ресурсах экономики. «Для этого власти должны проявить способность договариваться с народом и с бизнесом, – как бы приближается к мнению Копатько редактор «Денег», – она ​​должна признать, что ситуация в фискальной сфере, в сферах экономических и личных свобод очень близка к тому, что можно назвать хунтой». Принятые одновременно с бюджетом законы, как считает Крамаренко, очень сужают политические, а также экономические свободы граждан.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко с тезисом о долговом росте не согласен. По его мнению, экономика Украины будет расти не за счет долгов, а за счет налогов. И все из-за того, что бюджет по традиции верстается неправильно: сначала определяются затраты, а потом под них подгоняется доходная часть, то есть налоги. А расходы ежегодно растут. В этом году запланирован рост заработной платы бюджетников. «Я уверен, что этот показатель в предвыборном году будет выполнен, а для этого используют классическую эмиссию, – предполагает Охрименко, – и на этой основе будет рост экономики, потому что бюджетники будут покупать главным образом украинские продукты питания и другие товары. И замечательно, что инфляция, согласно бюджету, почти 5% – будет рост экономики». Эксперт подчеркивает, что «политики заболтали экономику, что есть группа политиков, которые вообще не представляют, что они будут делать , если придут к власти, потому что их предложения лишены смысла». «Все решения по стабилизации ситуации в стране, – уверяет Охрименко, – примут не на Майдане, а в Монте-Карло. Сядут олигархи, договорятся, посмеются над людьми, которые стоят на Майдане, чаще всего так бывает, вспомните оранжевую революцию».
Получается, социолог справедливо заметил, что политика доминирует. Соответствующую тенденцию, хотя и с противоположным знаком к тому, о чем говорил Крамаренко, продемонстрировал управляющий партнер инвестиционной компании European Capital Management Вадим Браиловский. Он говорит о взвешенной политике президента Януковича, который вопреки «расшатыванию и попыткам государственных переворотов» в декабре привез реальные договоренности из Китая на более чем $30 миллиардов. И он же, несмотря на политический кризис, 17 декабря договорился о $50 млрд инвестиций и кредитов в Москве. Бизнесмен считает положительным фактором то, что объем трансфертов местным бюджетам должен вырасти до 128,4 миллиарда гривен, что на 15 миллиардов больше, чем в 2012 году.
Правда, член украинско-китайского делового совета Игорь Литвин, который в свое время был послом Украины в Китае, несколько охладил восторги Браиловского. Он призвал осторожнее относиться к китайскому фактору в украинской экономике и объяснил, что в ближайшее время реальных инвестиций оттуда ждать не приходится. «Сейчас очереди из китайцев готовых вложить инвестиции в Украине, нет», – говорит дипломат. И мечтает: «Вот если бы сделать привлекательный инвестиционный климат для китайцев».
Скептически относится к правительственной экономической политике директор Международного центра перспективных исследований Владимир Панченко. Он приводит в пример Россию, где обеспокоены не процентами роста ВВП, которые на хлеб, как известно, не намажешь, а реальными структурными изменениями в экономике. «У нас же правительство радуется, что ему удается удерживать курс гривны, и считает это социальным вопросом», – отмечает экономист и объясняет этим отсутствие кредитования реального сектора экономики, обвиняя и правительство, и Нацбанк в неправильной экономической политике. По его мнению, и мнению его знакомых, которые занимаются малым и средним бизнесом, сегодня в стране нет стимулов для работы. Как пример, Панченко ссылается на то, что бизнес сегодня предпочитает вместо производства вкладывать деньги в банковские депозиты, поскольку риски потерять деньги в этом случае меньше. «Средний и малый бизнес сегодня просто не хочет работать и развиваться», – с горечью констатирует эксперт и прогнозирует, что в таких условиях Украине трудно ожидать высоких темпов развития экономики.
«Экономического роста не будет»
ХАРЬКОВ
Татьяна ТАУКЕШЕВА, директор Департамента бюджета и финансов Харьковского горсовета:
- В этом году мы видим рост общего показателя, хотя для оценки местного бюджета нужно знать межбюджетные трансферты. В проекте бюджета 2014 предусмотрено повышение минимальной заработной платы на 8,2%, снижается налог на прибыль с 19 до 18%. Впервые выделена субвенция из государственного бюджета на завтраки для учеников 5-11 классов. Также на уровень области выделена субвенция на повышение заработной платы работникам медицинских учреждений, оказывающих первичную медицинскую помощь, и будет введена в бюджет города Харькова.
Социальному финансированию уделено большое внимание, однако бюджет Харькова никогда не был направлен лишь на социальную сферу – более 10% бюджета у нас всегда шло на капитальные расходы, и 2014 год не исключение. Мы будем развиваться, вкладывать средства в приобретение специальной техники, развитие инфраструктуры, в реконструкцию и ремонт дорог, в строительство жилья для молодежи и работников коммунальных предприятий. Например, на последней сессии горсовета была утверждена программа строительства жилья для работников коммунальных предприятий на 10 млн грн. Все эти утвержденные программы мы будем и в дальнейшем финансировать. На все наши потребности выделенных средств не хватает – так же, как и в любом доме. Мы уже лет десять предлагаем, чтобы налог на прибыль от предприятий некоммунальной собственности всех субъектов хозяйствования относили в местный бюджет, но пока не внесли изменения в закон. А это дало бы Харькову дополнительно более 200 млн грн. Мы бы хотели, чтобы государство погасило за счет средств бюджета тело кредита, который мы брали на приобретение троллейбусов и автобусов к Евро-2012, однако на данный момент предусмотрены только выплаты процентов по кредиту.
ЖИТОМИР
На расширенном заседании постоянной комиссии по вопросам бюджета и коммунальной собственности уже обсудили и одобрили проект областного бюджета, а детальное рассмотрение и утверждение его состоится на сессии облсовета 23 января, сообщает Тамара КОВАЛЬ, Житомир. Комментарий «Дню» предоставила Анна ЕМЧЕНКО, директор Департамента финансов Житомирской облгосадминистрации:
- Областной бюджет Житомирской на 2014 год общим показателям Министерства финансов определен в сумме 3 млрд 328,3 млн грн: объем доходов и расходов общего фонда составляет 3 млрд 219,1 млн грн; специального фонда – 109,1 млн грн. Областной бюджет 2014 года в полном объеме учитывает основные потребности приоритетных отраслей и сфер – здравоохранение, социальное обеспечение, социальная защита уязвимых категорий населения, образование, приобретение медикаментов, продуктов питания для детей, проблемы людей, больных со тяжелыми заболеваниями и т.д., а также выплату заработной платы, энергоносителей, финансирование мероприятий всех 24 областных программ и прочее. Государство определило объемы доходов первой корзины, которые мы не можем изменить, в размере 4405,9 млн грн, второй корзины – в размере 48,1 млн грн. Но областная государственная администрация будет вносить предложение утвердить доходы по второй корзине в сумме 38,4 млн грн, потому что мы не вытянем такую ​​сумму, которую подсчитало Министерство финансов. По сравнению с 2013 годом, объем областного бюджета увеличен на 356,1 млн грн, или на 12%. В областном бюджете учтены абсолютно, стопроцентно, расходы на заработную плату.
КИРОВОГРАД
Руководство области еще не знает окончательной цифры, сколько средств в государственном бюджете предусмотрено для Кировоградской области, но уже знает, что новый бюджетный год будет напряженным для региона.
Об этом во время встречи с общественностью области «Ежегодный стратегический диалог» сообщил председатель ОГА Андрей Николаенко. Основанием для таких прогнозов, по его словам, есть большие ожидания правительства от Кировоградской области по выполнению поступлений в бюджеты. Это обусловлено высокими темпами роста соответствующих поступлений в прошлом году, что позволило области обеспечить выполнение приведенных показателей поступлений в государственный бюджет на 109%. Одновременно Андрей Николаенко отметил, что по его данным, ожидается вдвое больше инвестиций, по сравнению с прошлым годом, и почти вдвое больше капитальных расходов. Инвестиционный портфель области, который предусматривает финансирование целого ряда проектов, среди которых строительство завода по производству ядерного топлива в Смолино Маловысковского района, предусматривает поступление 3,5 млрд грн. Впервые за последние годы область получит 13 миллионов гривен на организацию горячего питания учащихся 5-11 классов, сообщает Инна ТИЛЬНОВА, Кировоград.
ВОЛЫНЬ
Борис КЛИМЧУК, председатель Волынской облгосадминистрации:
- Бюджет 2014 года для Волыни станет, безусловно, бюджетом развития. Я не расписываюсь за другие регионы, но относительно Волыни утверждаю это убедительно. Более 100 млн областного ресурса… 237 млн ​​грн – Фонд регионального развития… Еще будут средства, так называемые капитальные вложения. Мобилизованы средства в ряде местных бюджетов. Это тоже ресурсная база: суммарная база по области, думаю, не менее 50 млн. Это ремонты, реконструкции, строительство. Это я говорю без учета расходов на ремонт старых и строительство новых дорог. Мы защитили перед государством свой ​​план по дорогам, знаем, какие из них будем на Волыни капитально ремонтировать, а где будет новое строительство. Поэтому бюджет этого года для нас – однозначно бюджет развития.
Всегда надо сравнивать. Есть точка отсчета. И если сравнивать с 2010 годом, то в 2014-м ресурсная база области будет наибольшей. Мы сейчас планируем жестко, но и ответственно. Будем иметь план для каждого района, поселка и села. Где какие работы, реконструкции… Мы это должны знать и должны планировать. А на Волынь еще добавляем деньги и по программе трансграничного сотрудничества Украина – Польша – Белоруссия. Целый ряд проектов будем продолжать выполнять. Некоторые начинать. А тут сумма на 36 миллионов евро! Немалые деньги. И мы также уже вступили в активную фазу освоения денег Всемирного банка, это 30 миллионов долларов на развитие нашего здравоохранения. Это тоже строительство, реконструкции, приобретение оборудования и т.п. Это тоже развитие региона. Как говорят на Волыни, лишь бы было не хуже. Если мы уже ремонтируем театры и музеи, создаем новые музеи, то, считаю, не так и плохо живется Волыни. Основные работы уже выполнены по ремонту двух волынских театров, за государственные средства и средства местных бюджетов отреставрировали помещения единственного в мире Музея Стравинского, Художественный музей. Будем заниматься и капитальным ремонтом областного краеведческого музея. Когда мы восстанавливаем памятники культуры, архитектуры, это уже больше, чем просто развитие. Можно было бы ограничиться ФАПами, больницами, школами… Но это духовность. Мы вкладываем ресурсы и в, так сказать, материальное развитие духовности, и в этом есть поддержка как правительства, так и Президента Украины.
ДОНЕЦК
Закон о бюджете на 2014 год, подписанный Президентом, «Дню» прокомментировал председатель Донецкой облгосадминистрации Андрей Шишацкий:
- Сейчас область спокойно работает. Мною поставлена ​​задача, и уверен, что 23 января на заседании коллегии облгосадминистрации мы рассмотрим бюджет, который нам предоставил Департамент финансов. По предварительным данным, 28 января Донецкий облсовет вынесет проект бюджета на свою сессию.
Убежден, что бюджеты всех городов и районов области будут приняты в 14-дневный срок после подписания Президентом Закона о бюджете, то есть до 31 января. Прогнозирую, что бюджет области будет менее напряженным, чем 2013 года. Примерно на 3-8% увеличивается финансирование практически всех отраслей: медицины, спорта, культуры и т.д.
Предусмотрено 70-миллионную субвенцию из госбюджета на развитие Донецкого областного клинического территориального медицинского объединения, среди прочего, строительство центра позитронно-эмиссионной компьютерной томографии на его территории. Еще есть 50-миллионная субвенция на строительство региональной больницы скорой помощи в Донецке, на этот проект мы также отправим часть остатков областного бюджета – уверен, депутаты это поддержат. Нам необходимо иметь новые больницы, нужно повышать продолжительность и качество жизни жителей области, поскольку эти показатели у нас ниже, чем в среднем по стране.
ЛЬВОВ
Олег ДЕМКИВ, директор Департамента финансов Львовской ОГА:
- Те прогнозные показатели Министерства финансов Украины, которые приведены по Львовщине в части местных бюджетов, в этом году выглядят лучше по сравнению с прошлым. В частности, прогнозный объем доходов и расходов местных бюджетов в размере 13, 2 млрд грн. Если сравнивать с прошлым годом – это прирост на 1,5 млрд грн, или 13% к прошлому году. Совершенно очевидно, что этот ресурс является лучше прошлогоднего.
Наибольший прирост по расходам социального характера. Прежде всего, на выплату помощи малообеспеченным семьям, при рождении ребенка. Предполагается рост расходов работников бюджетной сферы. Речь идет об образовании, медицине, культуре, на социальную защиту, соцобеспечение, физическую культуру. Это ключевые отрасли, которые финансируют из местных бюджетов. В среднем от 7% до 8% в зависимости от нормативных актов по каждой отрасли.
Мы в этом году видим также рост расходов на содержание детских домов семейного типа. В прошлом году у нас было открыто много таких домов. В этом году мы видим, что имеется в полном объеме ресурс для ежемесячных выплат семьям.
Вместе с тем не только есть рост расходов по защищенным статьям. Сохранены некоторые расходы инвестиционного характера. В частности, Львовская область утверждена в бюджете, и она имеет субвенцию на социально-экономическое развитие. Это 24 млн грн. Знаем, что в государственном бюджете существенно выросли расходы Государственного фонда регионального развития – почти вдвое. Соответственно, уже готовим конкретные предложения на представление в Министерство финансов Украины – чтобы были утверждены наши объекты, прежде всего, по сооружению объектов социальной сферы.
Есть, конечно, некоторые риски. Видим, что предусматривается существенный рост прогнозных поступлений налогов и сборов в местные бюджеты. Для этого надо серьезно поработать над мобилизацией дополнительных доходов в местные бюджеты. Это работа по выводу из тени бизнеса, повышение зарплаты, погашение долгов по зарплате. А это рост поступлений ключевого налога местных бюджетов – налога на доходы физических лиц.
По реалистичности… Бюджет достаточно сложный в части наполнения доходной части, но я бы не сказал, что он нереалистичный, если задействовать все внутренние резервы, существенно улучшить мобилизацию налогов и сборов таким путем, о котором я сказал: речь идет о борьбе с зарплатами в конвертах, легализации зарплат, повышении уровня зарплат.
Виталий Княжанский
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас