Бюджет-2014: кого поддержало государство и на ком сэкономило — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бюджет-2014: кого поддержало государство и на ком сэкономило

Казна и Политика
5438
Вчера депутаты 249 голосами приняли государственный бюджет на 2014 год. Вся процедура голосования прошла молниеносно, так как документ в сессионном зале не обсуждался. Утром оппозиция блокировала трибуну парламента, а также не допустила на рабочее место спикера. Первый вице-спикер Игорь Калетник, который был вынужден подменить заблокированного в собственном кабинете Владимира Рыбака, заявил, что докладывать и обсуждать бюджет в таких условиях невозможно. «Поэтому будем принимать бюджет без обсуждения», – постановил он.
На принятие главного финансового документа страны депутаты потратили не более 10 минут.
К вынесению в сессионный зал документ готовился в авральной обстановке. Всего было подано 3061 правку, в объеме 535 страниц и на сумму, превышающую 750 млрд гривен. В день перед голосованием бюджетный комитет заседал за полночь, так как работу начал в 21.40.
Павел Ризаненко, депутат от УДАРа, рассказал Forbes, что покинул заседание комитета, так и не дождавшись его окончания. «Наши поправки не учитывались, а вопросы вообще игнорировались», – жалуется он. Именно этим он объясняет сопротивление оппозиционных сил принятию документа. «Правки вообще не обсуждались», – вторит ему Николай Катеринчук, депутат от «Батьківщини».
Представители фракции коммунистов признают – бюджет не идеален, но стране этот документ был необходим. «Фракция Компартии Украины на основе внутрипартийного референдума поддержала проект государственного бюджета на 2014 год, чтобы не допустить полного краха социальной сферы. Теперь предстоит планомерная работа по внесению поправок в бюджет с целью улучшения его социальной составляющей», – прогнозирует Ирина Спирина, первый зампредседателя Комитета по вопросам здравоохранения, член фракции КПУ.
Мнения о том, можно ли считать легитимным принятый без обсуждения документ, разделились. «Бюджет принят нелегитимно, и его принятие не соответствовало никаким законам и принципам, – отмечает Валерий Карпунцов, первый замглавы комитета парламента по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения длительности ВРУ, депутат от УДАРа. – Я думаю подать проект закона об отмене закона о регламенте, потому что, зачем нужен регламент в парламенте, если его не соблюдают?»
Со своей стороны глава комитета, регионал Владимир Макеенко подчеркивает – процедура голосования была абсолютно законной, и это был единственный способ получить бюджет. «Договариваться с оппозицией пробовали два месяца. Страна, граждане, экономика, инвесторы требуют бюджет, – напоминает он. – Получилось, как получилось».
По его словам, оспорить легитимность процедуры невозможно, сессия закрыта. «Если бы завтра был рабочий день сессии – это одна ситуация. Но следующая сессия, по Конституции, начнется 4 февраля», – констатирует он.
Бюджетные параметры
Главные показатели бюджета демонстрируют номинальный рост, а дефицит бюджета находится на уровне 3,6 % от ВВП, что тоже в пределах допустимой нормы, хотя учтены ли в этой цифре проблемы Пенсионного фонда и НАК «Нафтогаз», сказать трудно.
Доходы госбюджета в 2013 году будут на уровне 350 млрд гривен – на 1% больше, чем в 2012 году. «На 2014-й планируется рост доходов на 16%. Очевидно, что это нереалистичный план, даже если и будет рост экономики, – поясняет Дмитрий Боярчук, директор «CASE-Украина». – По моему мнению, план по доходам завышен где-то на 30-35 млрд гривен».
По его словам, если взять во внимание запланированный дефицит в 59 млрд гривен, а также финансирование «Нафтогаза» на уровне 14,9 млрд гривен, то фискальный разрыв достигнет 110 млрд гривен, или около 7% ВВП (оценка ВВП – 1541 млрд гривен). Реальные источники для финансирования такого разрыва не указаны. «Таким образом, только эмиссия гривны (продажа ОВГЗ НБУ) и внешние займы (от России) станут источниками покрытия дефицита, – подчеркивает Боярчук. – Без валютной поддержки (размещения еврооблигаций) выполнение бюджета-2014 не представляется возможным».
Эрик Найман, управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times, предполагает, что реальный дефицит бюджета по итогам года будет порядка 100-120 млрд гривен. «Запланированная доходная часть вряд ли будет выполнена. Номинальный ВВП завышен на 190 млрд гривен. Поэтому 100 млрд дефицита – это еще оптимистично», – говорит он.
Проект бюджета вызвал осторожную критику Счетной палаты Украины, которая указала на несоответствие документа требованиям Бюджетного и Налогового кодекса, а также регламенту Верховной рады, и на завышение и показателей прогнозируемого ВВП – 1 653 млрд гривен, и доходов – 405 млрд гривен. По результатам 9 месяцев 2013 года экспортная составляющая ВВП в Украине – 48,5% при пороговом для национальной безопасности значении в 50%. При этом рост экономик основных торгово-экономических партнеров Украины замедлился. И правительство РФ, и МВФ понизили показатели роста экономик России и еврозоны соответственно, что ставит под угрозу выполнение оптимистических прогнозов украинского Минфина.
Среди позитивных моментов следует отметить относительно низкие показатели внешней задолженности, не превышающие 35% ВВП, или 58 млрд гривен. Уровень перераспределения ВВП через госбюджет не превысит 30%. В еврозоне этот показатель составляет минимум 38%, а в странах «шведского социализма» доходит до 60-70%. В странах «азиатских тигров» – 8-10%. В Украине же уровень фискальной нагрузки совпадает с американским.
Рост социальных расходов в бюджете предусмотрен, но с оговорками. «Есть только предложения в социальной сфере увеличить минимальную зарплату, но они будут существенны только с первого октября», – констатирует Катеринчук.
При анализе расходов на здравоохранение в проекте госбюджета по сводному бюджету на 2014 год планируется всего 61,3 млрд гривен. При этом основная нагрузка ляжет на плечи местных органов самоуправления. «Согласно рекомендаций ВОЗ, эффективная работа системы здравоохранения может быть обеспечена, если расходы на нее составляют не менее 5% ВВП. Для Украины это примерно 82,6 млрд гривен, – объясняет Ирина Спирина. – «Считаю, что для обеспечения эффективного и доступного медицинского обслуживания граждан необходимо обеспечить финансирование отрасли в объеме не менее 10% ВВП, то есть 170 млрд гривен».
Талантливые лоббисты
Бюджет, принятый в первом и втором чтении, был сверстан на основе сентябрьского варианта, который не учитывал российские кредиты и скидку на газ. Таким образом правительство создало себе широкое поле для маневра и защитило финансовый документ от политических рисков – московская скидка на газ привязана к поквартальному пересмотру, а транши 15 млрд кредита тоже в немалой степени зависят от настроения Москвы.
Было принято решение увеличить доходы и расходы бюджета на 12,7 млрд гривен. Деньги были найдены путем увеличения налоговых поступлений и внешней задолженности в размере $1 млрд.
Увеличение расходов бюджета было расписано более чем на 300 различных направлений. Так, самая большая сумма, 2,9 млрд гривен, была направлена местным бюджетам на погашение задолженностей, сформировавшихся из-за разницы в тарифах на коммунальные услуги населению.
Беглый анализ других расходов позволяет выявить самых талантливых правительственных лоббистов. Так, например, Минобороны смогло пролоббировать увеличение расходов на 630 млн гривен, а Минобразования – на 1,07 млрд гривен.
Самые интересные для чиновников направления, это, конечно же, строительство и ремонты. По соответствующей бюджетной программе для государственных объектов добавят 590 млн гривен. В этой сфере Национальная медицинская академия наук освоит 900 млн гривен, а в Луганске на 110 млн гривен отремонтируют стадион «Авангард».
Госслужащие так и не увидят повышения заработных плат, предусмотренных новым законом о госслужбе, а обещанные 6 млрд гривен на компенсацию вкладов Ощадбанка «перемешаны» с обслуживанием госдолга.
Пенсионный фонд как не обеспечивал, так и не обеспечивает свои потребности, о чем свидетельствуют бюджетные трансферты в размере 87,4 млрд гривен, превышающие прошлогодние на 4,1 млрд.
В принятом бюджете удельный вес собственных и закрепленных доходов местных бюджетов в общей сумме их доходов в 2014 году составит 46%, что на 1,5% меньше, чем было предусмотрено в плане на 2013 год.
Следует отметить, что ко второму чтению бюджетный комитет включил в государственный бюджет нормы, которые ранее предлагалось принять в рамках отдельных законов. Кабинет министров получил право выпустить на 200 млн гривен облигации внутреннего займа для финансирования уставной деятельности «Государственного земельного банка».
Также в бюджете зафиксировали положение, по которому в 2014 году НБУ будет проводить отчисления в общие резервы, пока сумма общих резервов не достигнет 5% от объема денежно-кредитных обязательств Нацбанка. На сегодняшний день этот показатель равен 10%. Также в день принятия государственного бюджета депутатами был успешно принят закон, освобождающий от уплаты НДС поставки импортного газа. Напомним, что в редакции первого чтения проекта бюджета такой налог был предусмотрен.
Юрий Шпак, Анна Ковальчук, Дарья Кравченко
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас