Власть посадила Евромайдан и лидеров оппозиции на крючок — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Власть посадила Евромайдан и лидеров оппозиции на крючок

Казна и Политика
1302
Четверг может стать поворотным в нынешнем политическим кризисе. Несмотря на сопротивление оппозиции, регионалам и коммунистам удалось принять бюджет на этот год и еще ряд законопроектов, которые подвешивают и активистов Евромайдана, и его вождей на крючок уголовной ответственности.
Оппозиция бьет в набат, говорит о начале репрессий, наступлении диктатуры и призывает людей выходить на улицы. «Мы расцениваем все, что произошло сегодня в Раде с так называемым принятием законов, как государственный переворот. В воскресенье пройдет новое Вече», — сказал нам замглавы фракции «Батькивщина» Сергей Соболев. Так что теперь, вероятно, затухавшие было акции протеста получат новый импульс. Снова заговорили о скором разгоне Майдана. Судя по комментариям оппозиционеров, развязка уже близка — либо власть окончательно силой подавит революцию и закрутит гайки, либо революционеры соберут в кулак всю свою решимость и свергнут власть.
В то же время вероятен и третий путь — Майдан разгонять не будут, но любые действия активистов (например, Автомайдана) за его пределами будут пресекаться. Но вряд ли это получится безболезненно.​
НА КРЮЧКЕ
Основания разогнать Евромайдан у власти и раньше были — суд запретил проведение акций протеста и предписал освободить захваченные здания еще с начала декабря. И принятие вчерашних законов эту задачу для силовых структур никак не упростило. Суть новаций в другом — чтобы пресечь новые захваты и расширение зоны «революционных действий». При этом многие нормы новых законов напоминают спонтанную реакцию властей на действия оппозиции.
Например, вводится запрет на движение колонны автомобилей более пяти. Это очевидно направлено против Автомайдана. Появляется дополнительная возможность применить меры воздействия, лишить прав, впаять штраф, изъять автомобиль (один из авторов закона Владимир Олейник уверяет, что свадебных кортежей или похоронных процессий эта норма не коснётся).
Запрет на участие в масках (подобный запрет действует и в России) позволит милиционерам выдергивать из толпы радикальных сторонников оппозиции и давать им 15 суток. Активисты выкладывают в интернет адреса, телефоны, имена и фото беркутовцев и судей? Появилась и под это статья — арест на 6 месяцев. Активисты приехали к дому представителя власти, устроили там митинг, разрисовали забор? Получите срок до 6 лет. Идут угрозы стражам порядка и судьям (как в Святошинском суде во время оглашения приговора националистам) — 7 лет.
Активисты и лидеры оппозиционных партий призывают к свержению власти, блокированию зданий, сбрасывают памятники? Пожалуйста — получите статью по новому закону за экстремизм (еще одно заимствование из России — раньше у нас его не было). Захотели еще где-то разбить палаточный городок? 15 суток.
«Свобода» организовывает марш в память дивизии СС «Галичина»? Вступает в действие закон об ответственности за «публичное отрицание или оправдание преступлений фашизма и пропаганду неонацистской идеологии». Два года на зоне. Плюс хороший повод для пиара среди избирателей юго-востока на тему «борьбы с фашизмом».
Организации, которые работают на западные гранты, поддерживают оппозицию? Называйтесь иностранными агентами и давайте отчет о финансировании. Не хотите?Будете закрыты.
Лидеры оппозиции решаются организовать свое правительство и призывают органы госвласти к неповиновению президенту? Генпрокуратура вносит представление на лишение их депутатской неприкосновенности, его оперативно рассматривают в Раде — и все лидеры идут по статье о государственном перевороте.
В общем, чем не займись активисты Евромайдана (кроме пассивного стояния на главной площади), всюду тюрьма, штраф, закрытие.
Политическое дежавю Харьковские соглашения, закон о языках и бюджет-2014.
Кроме того, Рада внесла изменения в УПК, согласно которым, если подсудимый не является в суд и уклоняется от явки, заочное уголовное производство осуществляется без него.
Заочно будут судить, если подсудимый трижды не является на процесс. На этапе досудебного расследования решение принимает следователь либо прокурор, на этапе судебного рассмотрения — суд. В оппозиции уверены, что поправка направлена на Тимошенко (заседания по делу ЕЭСУ в суде Харькова постоянно переносятся с апреля 2012-го из-за неявки экс-премьера).
РЕАКЦИЯ
Естественно, оппозиция этому будет сопротивляться, как может. Будут новые Майданы, новые акции протеста. Но судебная система будет работать и выносить приговоры. И если для вождей протеста суды против них — повод лишний раз появиться на телеэкране, то для рядовых участников арест, конфискация авто и даже лишение прав — это, мягко говоря, серьезная жизненная проблема. Другой вопрос, что такие приговоры (или даже сама угроза таких приговоров) будут плодить огромное количество недовольных, озлоблять людей, напряжение в обществе будет расти — и в любой момент может наступить та самая развязка: по какому-то поводу начнутся массовые столкновения протестующих и милиции, новые попытки штурма органов власти, как ответ — новая попытка зачистки Майдана….
Хотя наш источник в Партии регионов говорит, что установки трогать Майдан нет. «Есть задача навести порядок, чтобы не было беспредела за его периметром — давления на судей, драк с милицией, как в Святошине, открытой работы иностранных агентов. А Майдан чем дольше стоит, тем больше сам себя дискредитирует», — говорит источник.
ИНФОРМПРОСТРАНСТВО ПОД ПРИЦЕЛОМ
Отдельно стоит упомянуть законы, которые касаются усиления контроля за информпространством. К ним как раз больше всего вопросов. Во-первых, уже упомянутый закон об экстремизме позволяет привлекать к ответственности (до трех лет тюрьмы) за «неправильные» заявления даже в социальных сетях. Не говоря уже о СМИ. Есть, прямо скажем, сомнения, что этой нормой не будут злоупотреблять.
Во-вторых, реанимирован печально известный закон об уголовной ответственности за клевету (попытка его принятия в 2012 году привела к акциям протеста журналистов). За распространение в СМИ недостоверной информации, позорящей честь и достоинство личности, в лучшем случае можно будет отделаться штрафом в 850 грн, в худшем — поработать недельку на благо общества, а в самом худшем — загреметь на год за решетку. Естественно, это открывает большой простор для давления на журналистов, которые затрагивают в своих публикациях интересы влиятельных лиц. «Это огромный шаг назад. Аналогичная статья была в УК до 2001 года, потом ее отменили. Люди, считающие, что про них что-то неправильно написали, и так могут пойти в суд и требовать компенсации», — считает замглавы проекта «Украина: верховенство права» Наталья Петрова.
По ее словам, до 2001 года к статье о клевете прибегали в единичных случаях. «Но как ситуация будет развиваться сейчас, предположить сложно. Не думаю, что СМИ начнут закрываться, но это однозначно нехороший знак», — говорит Петрова. По данным «Вестей», к принятию этого закона неоднозначное отношение и в самой Партии регионов. И остается шанс, что он будет ветирован или подкорректирован.
В-третьих, Рада запретила деятельность интернет-СМИ, у которых нет госрегистрации (а таких — большое количество). Владельцам «подпольных» информагенств грозит штраф — от 366 тыс. до 609 тыс. грн с конфискацией изготовленной продукции и средств ее изготовления. В случае повторного нарушения штраф удвоится.
В-четвертых, Нацкомиссия по регулированию в сфере связи и информатизации получила право блокировать доступ к сайтам, которые распространяют противозаконную информацию. И это право тоже открывает очень большой простор для злоупотреблений и жесткого давления на СМИ.
Виктор Андреев, Ирина Касьянова, Тамара Балаева, Ольга Омельянчук
По материалам:
Вісті
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас