Кому достанутся теплокоммунэнерго и водоканалы? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кому достанутся теплокоммунэнерго и водоканалы?

Казна и Политика
937
В Украине обновили порядок передачи теплокоммунэнерго в концессию и аренду. За соответствующие изменения депутаты проголосовали в законе № 640-VII еще 10 октября 2013 года, но в силу они вступили только с 1 января 2014 года. Согласно новому порядку коммунальные объекты централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода запрещается передавать в аренду или концессию без проведения конкурса. Список участников этих конкурсов расширили юридическими лицами нерезидентами. То есть власть ищет способы привлечь инвесторов в очень проблемный сектор? Похоже, но…
…Расчищая дорогу инвесторам, другой рукой КМУ прокладывает уже пройденный путь. Правительственное постановление № 951 от 30 декабря 2013 года дает четкое указание НКРЭ с 1 января 2014 года пересмотреть тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение с учетом новых цен на газ, а центральным и местным органам власти – обеспечить снижение стоимости газа и теплоснабжения для населения.
Так для чего тогда вся эта театральная «постановка» с допуском иностранных инвесторов на рынок теплокоммунэнерго и прозрачными конкурсами? Для кого расчищают рынок?
По мнению опрошенных специалистов, от обновления закона прозрачнее передача теплокоммунэнерго в пользование не станет по одной простой причине: страна не готова законодательно к внедрению этого механизма.
«Концессия – это четкое соблюдение законодательства, отсутствие взяток и коррупции. Ведь речь идет о долгосрочном договоре, который заключается на 20-30 лет. И изменение правил в этот период может нести большие потери для концессионеров и объектов, которые сдаются в концессию», – рассказывает «Дню» директор «Института города» Александр СЕРГИЕНКО. В России, продолжает он, большинство концессионных договоров просто не выполняется. «Как правило, приходит концессионер, «садится» на трубу, повышает тарифы и затем из этих доходов берет средства на модернизацию производства», – рассказывает об опыте соседей Сергиенко. Однако это не значит, что от концессии следует отказаться, поспешно добавляет он. Просто надо не гнать лошадей, а вводить ее постепенно. Ведь именно концессия, а не аренда, позволит обновить инфраструктуру и основные фонды и вернуть вложенные средства за длительный срок, минимально скажется на стоимости тарифов. Сейчас, говорит Сергиенко, определенные теплокоммунэнерго арендуются. Но, продолжает он, арендаторы делают это варварски: ничего не вкладывают, а только выкачивают ресурсы, используют старые запасы прочности еще с советских времен.
Вице-президент «Ассоциации городов Украины» Мирослав Питцик считает, что в арендных отношениях сегодня находится только 1% всех теплокоммунэнерго страны, а остальные – в коммунальной собственности. «Никто не хотел брать эти предприятия, кроме действующих политиков», – говорит он. Впрочем, успешных примеров концессии или аренды, по его мнению, даже, несмотря на это, сегодня в Украине нет. Поэтому желающих побороться за то, чтобы «откачать» умирающие активы, будет не много. А вот городские власти, напротив, считает он, чтобы «избавиться» от такого бремени, готовы отдать его и за бесценок. Ведь государство, сдерживая рост тарифов, не компенсирует причиненных убытков коммунальным предприятиям. «Бизнес же придет в коммунальную собственность только тогда, когда тарифы будут не регулируемыми. То есть концессионер сможет влиять на них, чтобы получать прибыль. Сегодня в «коммуналке» тарифы занижены на 40%, поэтому концессионер сюда не придет», – объясняет «Дню» Питцик.
«В стране таких предприятий тысячи. И все можно выставлять на концессию, чтобы было такое желание. Потому что большинство из них убыточны. Интересными инвесторам будут прежде областные теплокоммунэнерго и предприятия в городах-миллионниках», – прогнозирует Сергиенко. Среди заинтересованных купить эти активы, по его мнению, «наибольший интерес будут проявлять структуры, приближенные к власти». Так было и во время большой приватизации в 90-е. «Условия конкурса, как и тогда, сейчас будут выписываться так, чтобы победитель был известен заранее. Ничего принципиально нового нет, потому конкурсные условия легко обойти. Иностранные инвесторы не доверяют Украине из-за коррупции и очень нестабильного законодательства, непростой финансовой и бизнес ситуации, поэтому они не придут. Хотя именно их появление очень желательно», – продолжает он.
«Будут находиться бизнес-группы, как правило, местные, которые в тот или иной способ попытаются взять эти активы в аренду или концессию с одной целью: работать для себя выгодно на убыточных предприятиях». Иными словами, говорит он, стартует новый передел влияния за дальнейшее управление остатками объектов теплокоммунэнерго коммунальной собственности», – прогнозирует бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко. Именно поэтому он не верит в спасительную силу обновленного закона о концессиях и аренду теплокоммунэнерго.
«Определенные олигархические группы, приближенные к власти или те, которые получат такой статус, получат карт-бланш на закрепление в этом секторе с дальнейшим прицелом на его развитие», – озвучивает свое видение причин появления закона и последующих действий директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар. По его словам, прежде всего речь идет о тех группах, которые имеют энергетические мощности. «Если анализировать в целом по стране, то это группа Ахметова, которая имеет электрические и теплогенерирующие мощности. Она и станет фаворитом этого процесса. Вариант вхождения на внутренний рынок серьезных европейских игроков, как было в Центральной Европе, равен нулю. Есть и другой вариант – нам на этих игроков пальцем укажет российская сторона», – говорит Гончар.
Мирослав Питцик также поддерживает мнение о возможности перераспределения рынка коммунальных теплокоммунэнерго, чтобы избранные ФПГ «застолбили» интересные предприятия. «Когда сегодня не нужны деньги, то можно вкладывать их в убыточные, но перспективные проекты, с надеждой, что когда-то получишь их в собственность. Коммунальные предприятия – это политика. Можно снижать тарифы, чтобы иметь политическую власть, или завышать или просто игнорировать. Поэтому такой вариант вполне возможен», – говорит он.
«Обновление закона особо не повлияет на ситуацию в отрасли, потому что к механизму концессии в ЖКХ мы не доросли», – рассказывает «Дню» эксперт по вопросам управления территориями Юрий ГАНУЩАК. Простой пример – Луганск, говорит он. Там пытались внедрить концессию в теплокоммунэнерго. Взяли за бесценок предприятие, выжали основные фонды и при этом пытались все остальное имущество прибрать к рукам, переоформив документы, детализирует эксперт. «Все закончилось отменой решения сессии, ибо система подачи тепла стала непригодной для работы», пояснил Ганущак. По его словам, на возрождение утраченной теплогенерирующей прочности местным бюджетам надо минимум 10% от суммы бюджета по развитию. Такой показатель имеет только несколько городов в Украине, детализирует эксперт. О малых городах он вообще предпочитает молчать. В модернизацию теплокоммунэнерго, по подсчетам Ганущака, ежегодно нужно вкладывать примерно 10 миллиардов гривен, а отрасль получает только 500 миллионов гривен.
Впрочем, не все пессимисты в концессионном вопросе. «В АРК по воде – 17 управленцев, взяли в аренду эти предприятия. С некоторыми работаем 7-8 лет. В концессию взяли два предприятия и они поставляют полуострову около 5000 кубометров воды в год. По теплу два крупных предприятия арендует почти 85-95% нашего коммунального имущества уже 10 лет», – рассказывает «Дню»заместитель председателя Совета министров Автономной Республики Крым Азиз Абдуллаев. По его мнению, в концессию можно и нужно отдавать теплокоммунэнерго, но только подробно выписав что, когда и как должен делать управленец.
Наталия Белоусова
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас