Стабильны и опасны — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Стабильны и опасны

Валюта
2766
Андрей Духовный
Пока аналитики совета НБУ признавали банки с иностранным капиталом «нестабильно развивающимися и малополезными для украинской экономики», те вложили в нее две трети кредитных денег и дружно занялись построением региональных сетей. И хотя розничному бизнесу крупных украинских банков пока ничто не угрожает, эксперты советуют уже сегодня обратить внимание на качество и концепцию обслуживания VIP-клиентов.
В конце 2002 г. экспертно-аналитический центр по вопросам денежно-кредитной политики совета НБУ обнародовал документ (доклад) о деятельности банков с иностранным капиталом. Заключения, сделанные в этом документе, получились достаточно неожиданными. Согласно данным центра в отечественных банках с участием иностранного капитала рост регулятивного и балансового капитала, активов, кредитного портфеля происходил более низкими темпами, нежели в целом по банковской системе страны. Более того, в конце документа аналитики делают весьма неожиданный вывод: «Сегодня банки с иностранным капиталом нельзя отнести к категории стабильно функционирующих и развивающихся». Тем не менее, как показали исследования «&», совокупный кредитно-инвестиционный портфель десяти «иностранных» банков на 1 января 2003 г. составлял почти 4,48 млрд. грн., из которых около 66% было направлено на кредитование украинских (и совместных) предприятий (CSFB в расчет не берется, поскольку он является инвестиционным банком, т. е. не занимается коммерческим банкингом). А кредитные портфели некоторых банков практически полностью состоят из кредитов отечественным компаниям. Более того, планы развития почти всех «иностранцев» дают основания полагать, что в скором времени они укрепят свои позиции в нашей стране, а также начнут «покушаться» не только на корпоративных VIP-клиентов отечественных банков, но и на частных.
У банков с иностранным капиталом разные приоритеты
На сегодня в Украине насчитывается 20 банков с иностранным капиталом, в том числе семь - со 100%-ным иностранным капиталом: АКБ «Райффайзенбанк Украина» (Австрия), «Ситибанк (Украина)» (США), АБ «Креди Свисс Ферст Бостон (Украина)» (Швейцария), «Банк Креди Лионе Украина» (Франция), «Банк ПЕКАО (Украина)» (Польша), «ИНГ Банк Украина» (Голландия), «ХФБ Банк Украина» (Германия). Кроме того, к этим семи следует добавить еще четыре учреждения, представляющих иностранные банковские группы: АО «Кредит Банк (Украина)» (Польша), ЗАО «Альфа-банк» (Украина), «НРБ Украина» и «Банк Петрокоммерц-Украина», который в настоящий момент проходит процесс регистрации иностранного капитала в НБУ (все - Россия). Их акционерный капитал не на 100% сформирован материнским банком, но они носят бренд группы и полностью ей подконтрольны, т. е. являются полноценными дочерними банками (the subsidiary). В данном материале мы решили ограничиться рассмотрением стратегий развития бизнеса в Украине именно этой группы банков, поскольку именно их стратегия, как правило, больше всего отличается от стратегии украинских банков и именно они представляют наибольшую потенциальную опасность для отечественных банковских учреждений.
Бесспорный лидер среди «иностранцев» в Украине, впрочем, как и в России, - «Райффайзенбанк Украина», занимающий 9-е место в отечественной банковской системе по размеру чистых активов и 8-е - по объему кредитного портфеля (почти 1,5 млрд. грн. и 1,2 млрд. грн. соответственно). Успешное развитие банка эксперты склонны объяснять европейской моделью управления: руководители местных банков, входящих в группу «Райффайзен», наделены широким объемом полномочий и высокой степенью автономности в принятии решений. Ближайший по размеру к АКБ «Райффайзенбанк Украина» - «Ситибанк (Украина)», представитель американского стиля управления (подразумевает очень жесткий контроль из центра), пока значительно отстает - разница в «весе» превышает 1,5 раза. Тем не менее «Ситибанк (Украина)» стал лидером среди иностранных банков по финансовому результату - свыше 22 млн. грн., что является шестым результатом во всей отечественной банковской системе. И это несмотря на отсутствие филиалов.
Правда, судить об успешности деятельности банка только по показателю «финансовый результат» вряд ли корректно, поскольку величина этого результата во многом зависит от приоритетности задач банка. К примеру, «Ситибанк (Украина)» сосредоточен именно на достижении высокого финрезультата. «Мы как американский банк концентрируемся на прибыльности операций и на конечной прибыли, - говорит Витольд Зелински, председатель правления «Ситибанка (Украина)». - Причем наша цель и стратегия - иметь соотношение доходов к расходам 2:1». Иной приоритет сегодня у «Райффайзенбанка Украина». «Прибыль - сейчас не главный параметр, по которому нас оценивает наша группа. Главная задача для нас сегодня - развитие своих позиций на рынке. Начиная с прошлого года и в течение нескольких последующих лет, основная задача - создание региональной сети по Украине», - сказал Игорь Францкевич, председатель правления АКБ «Райффайзенбанк Украина». Примерно та же приоритетная задача стоит и перед «ХФБ Банк Украина», «Альфа-банком» (Украина) и «Банком Петрокоммерц-Украина». По словам Андрея Тарасова, председателя правления ЗАО «Альфа-банк» (Украина)», «если бы в прошлом году банк не открыл четыре полноценных филиала, то по показателю прибыли банк, наверное, вошел бы в первую десятку».
Другие представители западных банковских групп - «Ситибанк (Украина)», «Банк Креди Лионе Украина», «Банк ПЕКАО (Украина)», «ИНГ Банк Украина» - в ближайшие полтора года не планируют начинать розничный бизнес и открывать отделения, оставаясь корпоративными. «Ситибанк (Украина)» намерен пойти по пути, альтернативному открытию филиалов - запустить систему Интернет-банкинга, которую Витольд Зелински обещал продемонстрировать в апреле нынешнего года. Руководитель «ИНГ Банка Украина» Александр Писарук сказал, что в среднесрочной перспективе (не ранее чем через 1-1,5 года) его банк, скорее всего, развернет программу розничного бизнеса. Но решение еще не принято. «Банк ПЕКАО (Украина)», открывший в 2001 г. единственный филиал в Киеве, по словам первого заместителя председателя правления банка Федерико Руссо, сегодня еще только определяется со стратегией, по которой он будет развиваться в Украине в дальнейшем. Пока же «ПЕКАО (Украина)» обслуживает у нас в стране в основном польский и итальянский бизнес (специализируясь на проведении расчетных операций международной торговли и поддержке польско-украинского и итало-украинского товарообмена) и очень мало кредитует отечественные предприятия. В ближайший год-полтора, по словам г-на Руссо, «ПЕКАО (Украина)» останется чисто корпоративным банком.
Что касается «Банка Креди Лионе Украина», то ему сейчас не до экспансии - он более озабочен предстоящим слиянием своего материнского банка с банком Credit Agricole, переговоры о котором, длящиеся с переменным успехом уже четвертый год, сегодня вышли на финишную прямую. Из-за предстоящего слияния политика «Креди Лионе Украина», по словам Жака Мунье, председателя правления «Банка Креди Лионе Украина», была направлена прежде всего на удержание чистоты баланса. И поэтому материнский банк в течение последних лет не был вовлечен в какие-либо крупные дорогостоящие проекты и не был готов развивать операции в странах с переходной экономикой. И хотя г-н Мунье дипломатично отказался комментировать, как изменится стратегия «Креди Лионе Украина» в связи с его поглощением банком Credit Agricole, можно предположить, что со временем активность нового французского банковского объединения в Украине повысится. Во-первых, Credit Agricole в отличие от «Креди Лионе» - розничный банк. Во-вторых, это фермерский банк, а значит, теоретически он мог бы занять соответствующую нишу в Украине (учитывая, что аграрная страна осталась без сельскохозяйственного банка).
Среди иностранных банков появились первопроходцы в розничном бизнесе
Если до последнего времени «иностранцы» не развивали ритейловый бизнес (за исключением разве что АО «Кредит Банк (Украина)», которому в наследство от ЗУКБ достался розничный банк, прочно закрепившийся в первой десятке по объему вкладов населения среди всех банков Украины, что, по мнению большинства банкиров, стало поводом «натравливания» на него налоговых органов конкурирующей группой), то сейчас в планах многих иностранных банков - развитие региональной сети по Украине для выхода на розничный рынок и увеличения рыночной доли.
Первым из крупных западных банковских групп, кто начал выходить на розничный рынок и даже в сегмент работы с населением, стал «Райффайзенбанк Украина». На сегодня это финучреждение имеет уже 7 филиалов, к которым в текущем году добавятся еще 3 (в столице и крупных городах). Причем в Киеве у «Райффайзенбанка Украина» будет не менее 4-5 операционных точек, поскольку в столице, по словам г-на Францкевича, сосредоточено порядка 43% всех украинских денег. Желание «Райффайзенбанка Украина» начинать активную работу с населением И. Францкевич объяснил следующим образом: «Во-первых, задача материнской компании не в том, чтобы кормить нас ресурсами. Ее задача - дать нам капитал, необходимые процедуры и затем, формулируя коммерческую политику в разных секторах рынка, дать нам возможность эффективно работать на местном рынке. Это политика группы «Райффайзен». Именно поэтому мы активно работаем со всеми местными компаниями и идем в сегмент населения. Такой политики группа придерживается фактически во всех государствах. Нет ни одной страны, где бы банк не выполнял различных операций с населением. Во-вторых, сегодня рынок растет огромными темпами. Мы считаем абсолютно неправильным упускать возможность пионерного роста вместе с рынком. Рыночные доли, которые завоевываются в таких ситуациях, потом покупаются за очень большие деньги».
В сегменте работы с населением «Райффайзенбанк Украина», по словам своего руководителя, ориентирован «на тех частных клиентов, которые знают, где заработать деньги, а банк им нужен для того, чтобы их сохранить, и в нужный момент, безусловно, получить их назад». «Наши потенциальные клиенты - это люди, готовые платить за эффективное и качественное банковское обслуживание. Наши клиенты не чувствительны, скажем, к 1%-ной комиссии за снятие наличных с карточки, - уточняет И. Францкевич. - Мы считаем, что если через 5 лет у нас появится 200-250 тыс. частных клиентов, то для нашего бизнеса этого будет достаточно. Мы не собираемся отбирать бизнес у крупнейших розничных операторов». И хотя ритейловому бизнесу крупных банков пока ничто не угрожает, растет реальная угроза начать терять корпоративных VIP-клиентов с развитой региональной сетью и недополучить прирост частных VIP, т. е. самых прибыльных (и качественных) клиентов. Ведь весьма вероятно, что в ближайшие пару лет обеспеченные граждане (вслед за крупными и успешными предприятиями) станут целевой клиентской группой и для других иностранных банков, обладающих богатым наработанным за рубежом опытом и технологиями обслуживания таких клиентов (прежде всего имеется в виду технология private banking).
Так, о намерении приступить к формированию региональной сети заявил недавно и «ХФБ Банк Украина». В текущем году, как рассказал «&» его председатель правления Герд Врид, банк откроет отделения в Харькове, Днепропетровске и Одессе. Еще два отделения «ХФБ Банк Украина» намерен открыть в 2004 г. Однако в отличие от «Райффайзенбанка Украина» в ближайшем будущем ХФБ сконцентрируется на обслуживании практически только корпоративных клиентов. «Основная причина формирования филиальной сети - желание быть ближе к нашим клиентам, - разъясняет г-н Врид. - Мы также увеличим объем операций с физическими лицами, но на избирательной основе, обслуживая штат наших корпоративных клиентов. Филиалы «ХФБ Банка Украина» будут предоставлять все услуги, необходимые для наших корпоративных клиентов, за исключением (на первых порах) наличных платежей».
Российский банковский капитал активнее других входит в ритейловый бизнес
Гораздо более амбициозные планы развития у российских банков, в частности, у «Альфа-банка». «В наших планах - создание не менее 20 региональных точек продаж до 2005 г., из них 1-2 региональных филиала и 4-5 отделений в столице - в текущем году, - говорит Андрей Тарасов. - Все точки продаж ориентированы на обслуживание как частных, так и корпоративных клиентов. Что же касается розничного бизнеса, то за два года работы в Украине банку удалось привлечь на обслуживание более 3 тыс. частных клиентов и увеличить объем вкладов населения в 3 раза. Стратегия нашего материнского банка до сих пор не предусматривала кредитование физлиц, однако в апреле начинается запуск нового розничного бизнеса, в рамках которого банк предложит населению и кредитные продукты». Сегодня в России лишь единичные банки кредитуют частных лиц, в Украине же практически любой банк из первой тридцатки может предложить населению кредитные продукты. Среднесрочный план «Альфа-банка» - войти в состав крупнейших системных банков Украины к 2005 году. «Наверное, быстрее достичь этой цели можно с помощью покупки местного банка, - считает Андрей Тарасов, - но приобретаемый банк, помимо наличия сети, должен быть «чистым» и прозрачным, с определенным уровнем персонала, с беспроблемным кредитным портфелем, что довольно редкое явление.
Что касается расположения наших филиалов, то оно обусловлено привлекательностью регионов Украины с точки зрения работы банка с крупными корпоративными клиентами. Здесь явные лидеры Донецк, Днепропетровск, Киев, Запорожье, Харьков, где сосредоточено около 60% ВВП и более 80% предприятий, входящих в ТОП-100 Украины».
Еще один представитель российского банковского капитала, «Банк Петрокоммерц-Украина», в настоящее время не менее активно занимается построением региональной сети. В 2002 г. это финучреждение значительно расширило географию своего присутствия в Украине, открыв ряд филиалов, отделений и представительств: в Крыму - филиал и 3 отделения, в Херсоне - филиал, в Виннице - отделение, в Запорожье, Николаеве и Львове были открыты представительства банка, которые уже в ближайшее время преобразуются в отделения. В текущем году в Крыму откроются еще 4 отделения. Кроме того, уже существующие представительства банка будут преобразованы в отделения, а впоследствии - и в филиалы. Как сообщил Сергей Горкун, председатель правления «Банка Петрокоммерц-Украина», обсуждается возможность открытия региональных структур банка в Ровно, Житомире, Сумах, Хмельницком, Калуше и других городах Украины. География сети «Банка Петрокоммерц-Украина» во многом будет зависеть от географии присутствия его основного партнера и клиента - ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина». В конечном итоге «Петрокоммерц-Украина» намерен стать типичным розничным (универсальным) банком, ориентируясь на развитие четырех основных направлений: обслуживание корпоративных клиентов, малого и среднего бизнеса, розничная продажа услуг для физлиц и проектное финансирование, то есть реализация инвестиционных проектов с украинскими предприятиями, заинтересованными в российском рынке. На рынке физических лиц банк, похоже, намерен сделать основную ставку на карточный бизнес и потребительское кредитование. «Мы уже ведем активную работу с населением по привлечению средств и кредитованию физических лиц под корпоративные гарантии, - говорит г-н Горкун. - Кроме того, став ассоциированным членом VISA, банк получил право самостоятельной эмиссии платежных карт этой системы и начинает продвижение данной услуги на украинский рынок - как для корпоративных клиентов, так и для населения». Для качественной реализации зарплатных карточных проектов «Банк Петрокоммерц-Украина» намерен создать собственный процессинговый центр, что некоторыми специалистами расценивается как весьма смелый ход, окупаемость которого далеко не очевидна.
17 марта в Алуште открылось первое отделение банка «НРБ Украина», которое в последствии будет превращено в полноценный филиал. К тому же в настоящее время, по словам Виталия Мигашко, председателя правления «НРБ Украина», банк ведет предварительные переговоры об открытии отделений в Запорожье, Донецке, Одессе и западном регионе страны. Не исключено, что к концу года у банка появится еще пара отделений. Как сказал председатель правления «НРБ Украина», в будущем не исключен вариант приобретения какого-нибудь регионального банка, но пока подобных предложений от местных банков не поступало. «НРБ Украина» придерживается классической стратегии развития универсального банка, несмотря на то, что материнский банк до сих пор работает преимущественно в инвестиционном бизнесе, - сказал г-н Мигашко. - При этом мы служим некоей экспериментальной площадкой для обкатки новых направлений бизнеса головного (российского) банка». Банк намерен развивать индивидуальный бизнес, в частности, кредитование граждан. Для этого, по словам председателя правления, до конца марта «НРБ Украина» откроет в головном офисе отдел розничных продаж. Стратегия развития банка предусматривает рост активов до 300 млн. грн. в 2003 г. и до 350-370 млн. грн. в 2004 г. При этом капитал банка будет увеличен еще на 5 млн. евро.
В ближайшие 1,5 года «иностранцы» вряд ли купят системный банк
Все упомянутые выше банки, решившие обзавестись филиальной сетью, предпочитают строить ее «с нуля», а не приобретать готовый розничный банк. Во-первых, как считают банкиры, покупка небольшого банка ничего не даст. «Если и покупать банк, то такой, к примеру, как «Аваль», - сказал один из банкиров. При этом никого не смущает невысокая рентабельность бизнеса розничных банков. По словам И. Францкевича, менеджерских навыков для управления таким банком у иностранцев достаточно. Во-вторых, тяжело найти банк, сеть которого соответствовала бы стандартам западного банка. «Мы не нашли в Украине чистый беспроблемный банк, на который можно повесить вывеску «Райффайзен». Ни по уровню персонала, ни по чистоте кредитного портфеля, ни по качеству и расположению помещений», - заявил Игорь Францкевич. В-третьих, пока украинские банки, вероятно, не предлагают купить контрольный пакет, а только он интересует стратегического инвестора.
Но, пожалуй, самая главная причина непринятия решения о покупке крупного розничного банка, по мнению большинства банкиров, заключается в высоком страновом риске Украины и, как следствие, очень низком уровне прямых иностранных инвестиций (ПИИ), который является лакмусовой бумажкой для иностранных (и особенно западных) инвесторов. «Сегодняшняя цена крупнейших украинских розничных банков, за которую их имело бы смысл покупать - около $200 млн., - говорит Жак Мунье. - С одной стороны, это небольшие деньги для западного банка. Но с другой стороны, объем ежегодных ПИИ в Украину - всего около $500 млн., включая деньги из оффшоров (т. е. украинские деньги, возвращающиеся в Украину). Исключив эти деньги, получим, что в действительности иностранные инвесторы ежегодно вкладывают в Украину всего $200-300 млн. (на фоне ежегодных миллиардных вложений, скажем, в Польше). При таком показателе вряд ли кто-то примет решение о покупке одной компании (банка) за $200 млн.». Со своим коллегой согласен Витольд Зелински: «Даже те более или менее значимые ПИИ, которые в Украине есть, представлены в основном производством безалкогольных напитков, пива и сигарет. Это мало что дает развитию экономики. А, к примеру, в Польше западные банки начали покупать крупнейшие местные банки, когда крупные ПИИ уже вошли в базовые отрасли экономики: машиностроение, металлургию, электроэнергетику и т. д.».
Да и сама по себе экономика западного мира в настоящее время не в лучшей форме, чтобы делать какие-либо стратегические инвестиции в странах с переходной экономикой. «Сегодня в Европе не так много банков, которые приглядываются, кого бы прикупить в Восточной Европе. Да и США, за исключением разве что «Ситибанка», не имеют желания развивать в Украине банковский бизнес», - сказал г-н Мунье.
Несмотря на то, что риск Украины как страны пока не оценивается как адекватный для подобного рода инвестиций, экономические риски, по мнению г-на Францкевича, в Украине оцениваются как нормальные. «В украинскую экономику, но с польской (или даже венгерской) политической ситуацией инвестиции пошли бы», - сказал банкир. Его коллега из «Альфа-банка» (Украина) Андрей Тарасов высказал предположение, что экспансия западных банков станет возможной, когда Украина войдет в ВТО. И тогда иностранные банки кардинально изменят рынок и расстановку сил на нем, как это было в Польше, Венгрии, Словакии, Эстонии и других странах. А пока, в ближайшие полтора года, в Украине вряд ли стоит ожидать масштабной экспансии иностранных банков, если не учитывать постепенное открытие филиалов и отделений «Кредит Банком (Украина)», «Райффайзенбанком Украина», «ХФБ Банком Украина» и «пророссийскими» банками.
Жак Мунье
председатель правления «Банка Креди Лионе Украина»
- Сегодня наше сотрудничество с украинскими компаниями практически вышло на предкризисный уровень (до финансового кризиса 1998 г.), но стало гораздо более диверсифицированным и осторожным. Стратегия во время выхода на украинский рынок в 1993 г. заключалась в обслуживании наших западных клиентов, которые развернули бизнес в Украине. Этот подход не претерпел значительных изменений, и мы до сих пор ориентируемся именно на них. Что касается открытия новых отделений по Украине, то данный процесс будет связан с общим развитием розничного банковского бизнеса в стране. Я действительно считаю, что будет куда более резонно через 5 лет приобрести существующую сеть отделений, нежели заниматься построением собственной сети с нуля.
Что будет делать банк Credit Agricole в Украине, я не знаю: пока слияние «Креди Лионе» с ним не произошло, мы не обмениваемся подобной информацией. Однако можно предположить, что Credit Agricole, являющийся мощным розничным банком, будет заинтересован в развитии бизнеса в стране, где сельское хозяйство является одной из основных отраслей экономики. К тому же в Западной Европе эта отрасль сегодня не имеет таких перспектив развития, как в Украине.
Александр Писарук
председатель правления «ИНГ Банк Украина»
- С украинскими банками мы конкурируем очень мало. У нас немного общих клиентов. Отрасли, которые мы кредитуем: пивоварение, судостроение, зерноторговля. Здесь мы действительно пересекаемся с украинскими банками, но только в сегменте VIP-клиентов.
В среднесрочной перспективе, вероятнее всего, мы развернем программу розничного бизнеса. Банк с ритейловым бизнесом более устойчив к кризисам. Однако решение еще не принято, в нынешнем году будем изучать ситуацию. Дело в том, что, помимо больших капитальных затрат на начальном этапе, развитие розничного бизнеса может сдерживаться тем, что в Украине население малочувствительно к соотношению риск/доход. В Украине исторически сложился очень высокий уровень процентных ставок. Мы как иностранный банк не намерены платить высокие проценты, что в условиях Украины будет сдерживать накопление средств населения. Если банк предлагает высокую ставку, большинство граждан не задумываются о повышенном риске невозврата средств банком. Пока в Украине не будет такого понимания, развивать розничный бизнес банкам с иностранным капиталом будет не просто.
Андрей Тарасов
председатель правления ЗАО«Альфа-банк» (Украина)
- Российским банкам было бы интересно открывать в Украине филиалы. Я вижу две причины подобной заинтересованности. Первая - это поддержка бизнеса «своей» группы, хотя сегодня украинский банковский сектор может справиться практически с любым клиентом. Вторая - расширение собственной географии присутствия и клиентской базы своего бизнеса. Но такая причина может быть характерна только для весьма узкого перечня крупных универсальных российских банков. Поэтому, думаю, что широкомасштабной экспансии не произойдет.
Витольд Зелински
председатель правления «Ситибанка (Украина)»
- У нас нет филиальной сети, и в ближайшем будущем она вряд ли появится. Тем не менее мы работаем с корпоративными клиентами Донецкой, Запорожской, Днепропетровской, Одесской, Ривненской областей и др. благодаря высокоэффективной технологии «клиент-банк», которая используется банками Citigroup по всему миру. Это позволяет держать уровень наших расходов на достаточно низком уровне. С другой стороны, существенные доходы банка обусловлены тем, что у нас очень сильная клиентская база: это крупные украинские экспортеры и транснациональные корпорации.
Что касается обслуживания населения, то выходить на розничный рынок в ближайшие два года пока не планируем. Для того чтобы конкурировать с крупнейшими украинскими банками, нужны большие инвестиции в технологии и сеть. Конечно, Citigroup имеет богатый опыт работы с физическими лицами. И если мы выйдем на этот рынок, то выйдем «по-крупному», с серьезными инвестициями и инфраструктурой, так как «Ситибанк» это делает в разных странах. Каждый год Citigroup инвестирует в одну страну, и последняя такая инвестиция была осуществлена в ноябре 2002 г. в России, где «Ситибанк» развернул настоящий ритейл-банкинг. Этот проект достаточно крупный, и он абсорбирует ресурсы.
В Украине же мы пока решили работать в нашей нише - быть корпоративным банком для крупных корпоративных клиентов.
Игорь Францкевич
председатель правления АКБ «Райффайзенбанк Украина»
- Если НБУ подаст законопроект, разрешающий открытие филиалов иностранных банков в Украине, а Верховная Рада его примет, то откроются в основном филиалы российских и прибалтийских банков. То есть в Украину придут либо «стиральные машины», либо банки со страновым риском, равным украинскому. Западные банки (с высокими рейтингами) не будут открывать филиалы в Украине, как бы их не приглашали.
Я прогнозирую, что в течение 2-3 лет западные банки, работающие в Украине, все-таки выйдут на рынок услуг для населения. По крайней мере, в двух банках разговоры на эту тему уже были. Логика бизнеса к этому подталкивает - рынок растет бешеными темпами: ежегодный прирост вкладов населения в крупных банках составляет почти 100%.
Герд Врид
председатель правления «ХФБ Банк Украина»
- Приоритетные направления работы банка на ближайшие два года - дальнейшее расширение нашего корпоративного бизнеса. Причем особое внимание будет уделяться структурированному финансированию инвестиционных проектов и торговых операций одновременно с казначейскими и кастодиальными продуктами. В течение двух лет мы непременно сосредоточимся на развитии филиальной сети, увеличении объемов нашего бизнеса и прибыльности.
Степан Кубив
председатель правления АО «Кредит Банк (Украина)»
- Отличительной чертой нашего банка является разветвленная филиальная сеть, которая покрывает всю территорию Украины и состоит из 18 филиалов и 30 отделений. Банк целенаправленно реализует программу дальнейшего развития сети - в 2003 г. планируется открыть не менее 10 новых отделений, а также несколько филиалов, причем основное внимание будет уделено развитию банка в восточных областях Украины, а также в городах Киеве и Львове.
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас