Суровые климатические условия — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Суровые климатические условия

Казна и Политика
1843
Такую статистику озвучил заместитель председателя Совета Федерации работодателей Украины, куратор проекта «Национальный реестр контролирующих органов» Алексей Мирошниченко в прямом эфире радио «Эра». Среди них, по словам эксперта, более 40% проверок были внеплановыми.
«Сумма наложенных штрафных санкций на бизнес составила три миллиарда гривен. Но если посмотреть, что реально поступило в государственный бюджет, то эта цифра составит всего 900 миллионов гривен. Возникает вопрос: где делось более двух миллиардов гривен, и почему бюджет их не получил? Ну, есть определенная логика, некоторые предприятия оспаривают санкции в судах. Но не думаю, что это именно эти два миллиарда гривен, а значит, это уже составляющая коррупционных действий», – отметил Мирошниченко.
По словам заместителя председателя Совета ФРУ, в ходе внеплановых проверок 650 тысяч руководителей были привлечены к ответственности. «И это люди, которые создают рабочие места, платят налоги в государственный бюджет», – подчеркнул Мирошниченко.
В Федерации работодателей приводят пример одного из сельскохозяйственных предприятий, которое в прошлом году контролирующие органы проверили 533 (!) раза. «Это предприятие на своем сайте открыло рубрику «Кто нас сегодня проверяет». Они посчитали, что выдали контролирующим органам 15 тонн документов. Получается, что предприятию некогда даже работать», – подчеркнул Алексей Мирошниченко.
По подсчетам Федерации работодателей, бизнес теряет около 27 миллиардов гривен в год от остановок предприятий контролирующими органами. Например, если останавливается ресторан, то он за день простоя теряет около 15 тысяч гривен. Парикмахерская – около 1000 гривен в день. У представителей крупного бизнеса эти цифры еще выше: хлебокомбинат несет убытки в размере от 100 до 225 тысяч гривен, а металлургический комбинат – до 4 миллионов гривен за один день.
Поэтому работодатели уже составили реестр органов, которые могут проверить любое предприятие, подчеркивают, что более половины из них наделены гиперфункциями. «Всего их 70. При этом 44 из них имеют право остановить работу бизнеса», – отмечает Мирошниченко. Впрочем, он отметил, что дело не просто в количестве контролирующих органов. «Бизнес больше беспокоят другие цифры, которые мы увидели при составлении Национального реестра. Особенно угрожающим для инвестиционной привлекательности Украины и свободы ведения бизнеса в нашей стране является количество органов, которые могут останавливать или приостанавливать работу бизнеса», – подчеркнул Мирошниченко.
Заместитель председателя Совета ФРУ отметил, что одной из главных задач для Федерации работодателей Украины после составления Национального реестра контролирующих органов является содействие тому, чтобы без решения суда ни одно государственное учреждение не имело права останавливать или приостанавливать работу бизнеса в Украине.
Правда, юристы, сопровождающие споры бизнеса с контролирующими органами, в «справедливый суд» уже почти не верят. Говорят, что когда дело доходит до суда, то в девяти случаев из 10 выносит решение в пользу контролирующего органа, и далеко не всегда это решение является мотивированным юридически. Юристы предполагают, что система сегодня «мотивирует» такое судопроизводство необходимостью «наполнить бюджет». И приводят статистику, что только за прошлый год налоговые инспекторы «принесли» бюджету 26,6 миллиарда гривен, выиграв 92% дел (42,5 тысячи (!)). Напомним, доходная часть государственной казны на 2012 год составляла 367 миллиардов гривен.
В комментарии «Дню» партнер юридической фирмы «КМ Партнеры» Александр Шемяткин заметил: «Когда ответственность конкретного чиновника будет реальной, он задумается: писать ему незаконный акт проверки или нет. Сегодняшняя же ситуация безнаказанности (или, точнее, выборочной наказуемости «неугодных») так развратила «угодных», что они даже не пытаются создать видимости соблюдения закона. Как иначе объяснить ситуацию, когда судья рассматривает 700 дел в месяц, тратя меньше 15 минут на дело (написание решения, ознакомление с материалами дела, выслушивание сторон процесса)? Как объяснить бесконечное доначисление плательщикам налоговых обязательств по одним и тем же вопросам, по которым суды уже несколько раз отменяли подобные решения того же начальника налоговой или таможни?»
КОММЕНТАРИЙ
Евгений Чернецкий: «Всего 10 процентов дел, в которых организации судятся с контролирующими органами, выигрывают»
– Федерация работодателей озвучила статистику, что в прошлом году бизнес пережил более двух миллионов проверок контролирующими органами. По вашему мнению, это много?
- Не количество проверок является проблемой для предпринимателей, хотя это тоже плохо, потому что их очень много, а низкая возможность предпринимателей защищаться от неправомерных заключений этих проверок. Уже стало практикой, что инспекторы приходят на предприятие, не заглядывая в документы, рисуют нарушения и насчитывают налоги или взыскания. Раньше, если такие решения принимались и если там были действительно несправедливые выводы, то можно было пойти в суд и обжаловать их. Процент успешных решений в пользу предпринимателей был довольно велик. За последние несколько лет ситуация изменилась. На сегодня выиграть иск у государства почти невозможно. Лишь 10 процентов дел, где организации судятся с государственными контролирующими органами, выигрывают.
– Власть отчитывается об успешном курсе на либерализацию фискальной и регуляторной государственной политики. По опыту вашей общественной организации, этот курс ощущается? Или наоборот – происходят обратные процессы, которые, собственно, подтверждает статистика Федерации работодателей?
- Я этой либерализации не замечаю. Пока у нас не будет справедливой судебной системы и пока отношение к предпринимателям не будет таким, каким оно должно быть, никакой либерализации и не следует ожидать.
– Работодатели уже составили реестр органов, которые могут проверить любое предприятие. Всего в нем – 70 таких организаций и 44 из них имеют право остановить работу бизнеса. Это – нормальная практика для страны с цивилизованными правилами ведения бизнеса, как вы думаете?
- Вопрос коррупции и вопрос судебной системы – его поднимают, в принципе, все, в том числе и международные структуры, которые ведут бизнес в Украине. Очень трудно. Я уже не говорю о малом бизнесе, который больше всех страдает в данном случае. Недаром, в международных рейтингах легкости ведения бизнеса в мире на сегодняшний день Украина где-то в конце (Doing Business 2013 – 137 место из 185 стран. – Авт.).
– В вашу общественную организацию сегодня обращаются чаще с какими проблемами?
- В основном это – проблемы налоговой и таможни. С ними трудно на сегодняшний день работать. В строительной сфере мы заметили изменения к худшему, когда инспекция государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) с 1 января 2013 г. получила широкие полномочия. С одной стороны, новое градостроительное законодательство упростило процедуру отвода земельных участков. Но контроль за процедурой строительства и те штрафы, которые могут составлять сотрудники ГАСК, стали вообще неадекватными.
Недавно к нам обратились несколько компаний с похожими историями. К ним на строительство приходил инспектор ГАСК, чтобы проверить правильность ведения исполнительной документации. Строители подготовили и принесли эти документы в инспекцию, чтобы продемонстрировать их, согласно предписанию. Но им сразу выдали акт на штраф в 50 тысяч гривен, который ГАСК может накладывать, если документация ведется неверно. Теперь, чтобы доказать, что она ведется правильно, приходится идти в суд.
Алла Дубровик, Виталий Селик
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас