Гуманитарная изоляция: Украинские обездоленные до сих пор ждут рождественские подарки — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Гуманитарная изоляция: Украинские обездоленные до сих пор ждут рождественские подарки

764
Из-за украинской бюрократии больницы, интернаты, дети-сироты и социально незащищенные граждане уже несколько месяцев не могут получить гуманитарные грузы из стран Западной Европы.
Уже четыре месяца Сообщество взаимопомощи “Оселя” (Львов), которое является членом Международного движения Emmaus, не может получить помощи от партнеров из Германии. Груз из Кельна (а это бывшие в употреблении теплая одежда, обувь, бытовые вещи для социального общежития) лежит запломбированный таможней и ждет соответствующего разрешения комиссии при Министерстве социальной политики.
“Ситуация критическая, истекли сроки бесплатного хранения товара под таможенным контролем, теперь может быть штраф или возвращение груза назад, – рассказала Deutsche Welle руководитель сообщества “Оселя” Олеся Саноцкая. – Но нашей вины в этом нет, мы все документы и уточнения подавали вовремя. Проблема в комиссии, которая действовала при Кабмине и предоставляла грузам “гуманитарный” статус. Теперь комиссию расформировали, а функции возложены на Минсоцполитики”. Министерство же до сих пор не выработало четкой схемы, по которой этот статус будет предоставлять, жалуется Саноцкая.
На пути – бюрократия
Как подтвердил Deutsche Welle представитель Львовской таможни Роман Макар, задержка с завершением таможенного оформления около трех десятков гуманитарных грузов, которые находятся в зоне деятельности таможни по состоянию на 20 февраля, действительно заключается лишь в протокольном решении Минсоцполитики. Таможня в свою очередь сделает все возможное, чтобы груз был оформлен в кратчайшие сроки, добавил госслужащий.
По словам руководителя “Оселі” Олеси Саноцкой, гуманитарный механизм вообще слишком забюрократизирован. “Как выяснилось, протокол должны согласовать восемь государственных инстанций, среди них – МВД, Министерство здравоохранения, Минфинансов, Министерство доходов и сборов. У последних к нашим документам есть замечания. Речь идет о том, что груз следовало указывать не в килограммах, а поштучно: сколько обуви, белья, платьев и так далее. Это какой-то идиотизм, это не предусмотрено гуманитарным законодательством, и зарубежные партнеры этого не будут делать”, – отметила в интервью Олеся Саноцкая.
Украина – проблемный ребенок
Зарубежные партнеры, в частности руководитель немецкого отделения Emmaus в Кельне Вилли Дес действительности шокирован тем, что из-за бюрократических преград груз с собранной помощью может не дойти до адресата в Украине. “Первую посылку в Украину мы направили два года назад. Тогда возникли серьезные бюрократические трудности, но скорее по нашей вине. Мы же были пионерами в этом деле, поэтому не знали, какие документы необходимы. Однако уже в прошлом году передача поступила адресату без проблем. Мы думали, что и теперь все будет хорошо”, – рассказал Deutsche Welle Вилли Дес.
Сложившаяся сейчас с гуманитарной помощью в Украине ситуация напоминает немцу опыт работы организации Emmaus с Польшей двадцать лет назад. Тогда в Польше, по словам Деса, каждые полгода менялись предписания, поэтому сложностей было много. “Сейчас Украина для нас – самое проблемное дитя, это единственная страна, с которой мы работаем, которая не входит в ЕС”, – отмечает Дес.
Помогать осторожно, чтобы не навредить
К тому же, признается Вилли Дес, описанная проблема требует осторожного обращения и особого подхода, чтобы не навредить работе львовской группы. Сейчас в Германии ждут обращения львовян о том, какая именно помощь им нужна. “Мы, конечно, можем связаться с посольством Франции (французская группа Emmaus является самой большой), чтобы те вмешались в ситуацию с грузом, но мы не хотим оказывать давление из Западной Европы, это может негативно отразиться на работе организации во Львове. Поэтому мы еще сдерживаемся”, – отметил руководитель немецкого отделения организации.
По мнению Вилли Деса, проблема еще и потому, что украинцы боятся критиковать власть, не осмеливаются выражать свои мысли. Собеседник провел параллель с Боснией, где, как и в Украине, еще не развито так называемое гражданское общество. “Люди немного робкие и не хотят критиковать власть. В то время как мы здесь научились, что можно смело высказать свое мнение бургомистру или критику местной администрации. В Украине так не принято, такое у меня впечатление”, – говорит Дес.
Умышленная изоляция?
Руководитель сообщества “Оселя” Олеся Саноцкая уже не скрывает возмущения. Она убеждена, что в сложившейся ситуации с задержкой гуманитарной помощи, речь идет об искусственных препятствиях, которые создают государственные чиновники, чтобы “… отсечь Украину от помощи, изолировать”. “Наше государство делает все, чтобы международная помощь перестала идти, чтобы благотворители сами отказывались это делать. Мы еще является центром демократии, потому что помогаем людям с улицы становиться сознательными гражданами, с правом голоса, а государству такие не нужны”, – констатирует собеседница.
Всего в Украине на растаможку именно сейчас ожидают около трех сотен гуманитарных грузов, сообщила Олеся Саноцкая, ссылаясь на информацию советника министра социальной политики Олега Бундукова. Если груз для “Осели” таки не позволят ввезти в качестве гуманитарной помощи, то его растаможка, по предварительным подсчетам, обойдется в 7-10 тысяч евро, а это непосильная сумма для “Осели”, заверила руководитель. Аналогичные проблемы с зарубежной помощью возникли у благотворительных фондов “Каритас”, “Берегиня”, “Святого Тадея”, которые занимаются больницами и детьми. В пресс-службе Минсоцполитики о проблеме знают, но пока не комментируют.
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас