Бой за нефть — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бой за нефть

1192
Вчера на своем заседании Кабинет Министров Украины рассмотрел изменения в Налоговый кодекс Украины о стимулировании реконструкции и модернизации объектов нефтеперерабатывающей отрасли. Детали пока еще не сообщают. Поэтому правительство взялось за «спасение» нефтеперерабатывающей отрасли, которая, кстати, в мире является одной из самых прибыльных. Таким образом, чиновники, по-видимому, рассчитывают улучшить в перспективе бюджетные доходы. Намерение хорошее. Но почему роль спасителя в условиях рыночной экономики опять на себя берет государство? Разве спасение рук утопающих — не дело рук самих утопающих? Тем более, что собственники нефтеперерабатывающих предприятий далеко не бедные компании.
Нефтеперерабатывающий вопрос получил развитие в Украине и в другом контексте. Ныне проходят переговоры вокруг продажи россиянами одного из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов — Лисичанского. От того, кто станет его новым собственником зависит, преодолеет ли внутренний рынок импортное нашествие нефтепродуктов или наоборот, усилит его. Другими словами, идет бой за нефтяное направление и влияние в нем. Кто выйдет из него победителем — «свои» (украинские) или «чужие» (иностранные, как вариант, российские ФПГ) — непонятно. О возможных сценариях развития в нефтеперерабатывающей отрасли «День» спросил экспертов.
Опрошенные «Днем» эксперты по-разному воспринимают помощь государства в модернизации нефтеперерабатывающих заводов.
Наконец государство пользуется мировой практикой, говорит директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
Зато эксперт энергетического рынка Геннадий Рябцев выступает против предоставления дополнительных стимулов. По его словам, уже приняты три закона, которые будут стимулировать приоритетные отрасли экономики. И задача Кабмина включить нефтеперерабатывающую промышленность и проекты по модернизации НПЗ в этот перечень, говорит он «Дню». «Это обеспечит нулевые импортные пошлины на оборудование, которое завозится для модернизации, упрощенный режим амортизации, обнуление налога на прибыль, отсрочку по уплате НДС и оформление налоговых векселей. Этого уже более чем достаточно для модернизации НПЗ. Данные законы подписаны 28 сентября, а начнут действовать с 1 января 2013 года», — рассказывает он «Дню».
В отношении последующей судьбы Лисичанского НПЗ и влияния этих событий на рынок у экспертов тоже противоположные мнения.
«Оптимальный покупатель — тот, у кого есть деньги и желание модернизировать завод. Пока еще в числе претендентов на его приобретение не было тех, кто выражал желание модернизировать НПЗ», — говорит Рябцев.
По мнению Куюна, новым собственником Лисичанского, вероятнее всего, будет «Роснефть», которая покупает THK-BP. «Это хорошо, потому что потенциальные украинские покупатели привыкли развивать бизнес за счет бюджетных средств», — говорит он. Преимущество нового российского собственника, по его мнению, в том, что у него есть нефть, инфраструктура и планы загрузить производство.
Впрочем, озвученный Куюном нефтяной сценарий вряд ли решит проблему насыщения украинского рынка отечественным горючим. Ведь сегодня российский рынок чувствует дефицит горючего, а Лисичанский НПЗ раньше строился, чтобы частично удовлетворять рынок Южной России. Поэтому открытым остается вопрос, куда он будет поставлять свою продукцию. Зато планы одного из украинских претендентов на приобретение завода гарантируют НПЗ ориентацию на внутренний рынок. Напомним, что Group DF планирует развивать нефтехимию и для этого интересуется приобретением этого завода. В таком случае Украина сможет загрузить внутренний рынок не только горючим, но и другими нефтехимическими продуктами, которые сегодня в основном импортируются.
Как завершатся торги, время покажет. Но в одном эксперты единодушны: Украина должна наращивать объемы собственного производства горючего. Ведь сегодня, по подсчетам Рябцева, на внутреннем рынке 40% бензинов — отечественного и 60% — импортного производства. Украина же спокойно может полностью покрывать свои потребности в производстве евродизтоплива и практически полностью по бензину (не хватает несколько сотен тонн). Для этого нужно увеличить добычу нефти.
«В год украинский рынок требует 10 миллионов тонн светлых нефтепродуктов (дизтопливо и бензин). Чтобы их купить нужны 10 миллиардов долларов, а для производства — около 14 миллионов тонн нефти», — объясняет Куюн.
Поэтому, продолжает Рябцев, страна должна нарастить добычу «черного золота» с 2-3 до 17 миллионов тонн ежегодно, а также провести модернизацию НПЗ. Чтобы вывести украинские нефтеперерабатывающие предприятия на уровень Литвы, нужно инвестировать в каждый из шести НПЗ по 1-2 миллиарда долларов. То есть в целом — около 10 миллиардов долларов. Тогда через три года будет чувствоваться позитивный эффект на рынке нефтепродуктов», — прогнозирует Рябцев.
Улучшить нефтяную ситуацию в стране может и международный фактор. Если Иран выполнит свои угрозы и остановит экспорт нефти в ответ на усиление санкции со стороны Запада, то нефтяные потоки из Азербайджана, скорее всего, потекут через Украину. То есть появится сырье для переработки. Но особенно надеяться на такой сценарий не стоит.
Поэтому, продолжает Куюн, нужно создавать условия, которые, прежде всего, не будут притеснять право потребителей и заставят реальных собственников заводов вкладывать свои деньги в модернизацию НПЗ, а не ждать, что за них это сделает государство. «Тогда будет справедливая картина развития нефтепереработки», — подытоживает он.
По словам экспертов, сегодня на украинском рынке наблюдается ценовая стабильность. Надолго ли она сохранится — зависит от нескольких факторов. Первый — валютный, то есть что будет с гривней после выборов. Если курс поднимется, то цена бензинов также повысится.
Второй — введение пошлины на импорт горючего. «Есть опасение, что в случае введения с первого декабря 2012 года пошлин на импорт, цена тонны иностранного горючего подорожает на 100 евро, то есть это еще плюс одна гривня на литре горючего», — говорит Куюн.
И последний фактор — ситуация на таможне с задержками растаможивания нефтепродуктов. В Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» говорят, что причин приостановки таможенного оформления бензинов так и не получили от Гостаможслужбы. «Основную обеспокоенность вызывают сообщения, которые неофициально поступают участникам рынка от работников региональных таможен о том, что сразу после выборов, с понедельника, 29 октября 2012 года, импорт нефтепродуктов может быть опять прекращен с целью создания специмпортера, который владеет эксклюзивным правом оформления на таможне», — говорится в сообщении компании.
КСТАТИ
По данным Государственной службы статистики Украины, продажа светлых нефтепродуктов и сжиженного газа на АЗС в сентябре 2012 года сократилась на 6,5% по сравнению с августом этого года (до 6,7 миллиарда гривен). Согласно сообщению, с сентября через сеть АЗС в розницу продали 289,1 тысячи тонн бензина, что на 3,3% меньше, чем в сентябре прошлого года; дизельного топлива — 167,6 тысячи тонн, что на 10,4% больше прошлогодних показателей; сжатого газа — 34,8 тысячи тонн (на 26,6% больше); сжиженного газа — 12,9 тысячи тонн (на 23,8% меньше). 53,5% проданного бензина приходилось на продаже бензина марок А-94-98; 43,6% — на бензин марки А-90-93 и 2,9% — на бензин А-72-80. По состоянию на 1 октября текущего года на АЗС оставалось 122,7 тысячи тонн бензина, 61,1 тысячи тонн дизельного топлива, газа сжиженного и сжатого — соответственно 7,6 тысячи тонн и 0,4 тысячи тонн.
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас