Плановый осмотр — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Плановый осмотр

Валюта
1651
Для Украины сейчас важнее не то, полностью ли она преодолела последствия кризиса 2008-го, а грозит ли ей новый. И хватит ли в этом случае приобретенного иммунитета. "Инвестгазета" проводит диагностику национальной экономики.
За год индекс Украинской биржи упал на 53%. Из них 17% ведущий показатель украинского фондового рынка потерял за последние два месяца. Считается, что фондовый рынок с опережением на полгода демонстрирует то, что ждет реальный сектор экономики. Но является ли на самом деле многомесячное падение рынка плохим предзнаменованием?
Вряд ли. Сигналы, которые идут с фондового рынка, слишком сгущают краски. Это становится очевидным, стоит приглядеться к важнейшим для украинской экономики сферам – сырьевым рынкам, рынкам капитала, валютному курсу и внутреннему потреблению. Макроэкономические показатели скорее обещают Украине сохранение статус-кво. И если кое-где ситуация и будет накалена – например, по части рефинансирования госдолга или девальвации гривны, то она все равно не приобретет кризисных масштабов 2008-го. Как ранее писала "Инвестгазета", остаток 2012 года и весь 2013-й отечественная экономика будет стагнировать, сохраняя 2-3% годового роста. Но это не рецессия. Также, в соответствии с более ранними прогнозами, в начале 2013-го произойдет девальвация гривны. Но она не будет критично глубокой. Рефинансировать внешние долги будет все труднее. Но это заставит правительство перейти в режим разумной бюджетной экономии. Одним словом, ситуация будет болезненной, но недостаточно тяжелой для паники и апокалиптических настроений.
Сырьевые рынки
Основная угроза, исходящая из-за рубежа, которая нависла над Украиной, – стагнация ресурсных рынков. За последний год сахар подешевел на 17%, медь – на 20%, серебро – на 24%, кофе Arabica – на 33%, хлопок – на 53%. Остальные виды commodities если и выросли в цене, то довольно слабо. Никто уже не говорит о скором восстановлении. Многие даже ожидают дальнейшего падения спроса на сырье, а соответственно, и цен.
Такая ситуация очень опасна для Украины. Около 60% украинского экспорта, который до кризиса был основным двигателем отечественной экономики, приходятся на сырье и товары с невысокой добавленной стоимостью. А значит, наша экономика сильно зависит от ресурсных цен.
В первую очередь речь идет о стали, которая обеспечивает треть экспорта. Мировой спрос на этот металл является достаточно волатильным. А в Украине эти колебания цен сказываются болезненно – достаточно вспомнить кризис 2008 года, когда из-за этого отечественная экономика пострадала гораздо сильнее, чем, скажем, Россия или Казахстан. Правда, сейчас ситуация не такая тяжелая, как в 2008-м. "На мировых товарных рынках сейчас нет "пузыря", поэтому даже при стрессовом сценарии обвала цен на 70%, как это было в 2008-м, ожидать не стоит", – считает Елена Белан, главный экономист Dragon Capital. Но надеяться также не стоит. По оценкам эксперта, если в этом году слабый спрос на сталь обернется снижением физических объемов украинского экспорта на 5%, а среднегодовой цены на 10%, то в следующем восстановление будет медленным и незначительным (рост на 4% физических объемов и цены).
Небольшое восстановление ждет также сельскохозяйственный экспорт. Ему на руку будут ожидаемый хороший урожай и обещание властей не вводить на этот раз квоты на экспорт зерна. Однако против него будет играть дальнейшее снижение мировых цен на продукты питания, которое в 2012-2013 годах обещают эксперты Deutsche Bank Research и других международных исследовательских организаций.
Положение усугубляет тот факт, что даже нересурсный экспорт Украины (главным образом, это машиностроение) зависит от стран СНГ и России, чей основной источник доходов – также экспорт ресурсов. "Если ситуация на сырьевых рынках начнет ухудшаться, Украина ощутит удар по 60-70% своего базового производства", – отмечает Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE Украина.
Впрочем, у снижения цен на сырье есть один неотъемлемый плюс – удешевление нефти. За последний год неочищенная нефть марки Brent подешевела на 12%. Резкий спад цен на топливо пришелся главным образом на конец весны – начало лета. Всего за несколько недель цены на нефть снизились со $110 до $90 за баррель. Изначально это казалось временным явлением. Но сейчас все выглядит по-другому. Весь последний месяц ведущие инвесткомпании и международные исследовательские организации одна за другой "урезают" свои прогнозы по нефти на 2012-2013 годы. Так, Citibank сократил ожидаемую в 2013 году цену на нефть марки Brent до $99 за баррель, Deutsche Bank – до $104 за баррель. Если такие прогнозы верны, то Украину в следующем году ждет удешевление нефтепродуктов и газа – львиной части украинского импорта. По оценкам Елены Белан, если цена на нефть удержится на текущем уровне, в следующем году цена на газ для нашей страны составит $330 за 1 тыс. куб. м, а не $425, как сейчас. В результате сокращение импорта в денежном выражении будет значительнее сокращения экспорта. За счет этого дефицит текущего счета платежного баланса сократится, по различным прогнозам, с 5,5-6% в 2012 году до 4,5% ВВП в 2013-м.
Рынки капитала
До конца 2012 года Украине предстоит погасить внешних долгов на $57 млрд. Большая часть этих средств – внешние заимствования предприятий и банков, которые легко рефинансируются. Но главный источник беспокойства – госдолг на небольшую, на первый взгляд, сумму в $7 млрд. До сих пор власти успешно справлялись с платежами, несмотря на отсутствие финансовой помощи от МВФ. Прежде всего правительству удалось пережить июньский пик погашений по госдолгу. В начале месяца оно выплатило половину кредита от российского банка ВТБ на сумму $2 млрд., реструктуризировав вторую половину в новый кредит под 7,95%. Также в конце месяца Кабмин погасил еврооблигации почти на $600 млн., продав на внутреннем рынке облигации, привязанные к доллару США.
Но в дальнейшем Кабмин едва ли сможет так легко решать долговые проблемы. И уж тем более проблемы, которые возникнут в следующем году, когда Украине придется расплачиваться по кредитам МВФ, взятым в 2008-2009 годах. Как полагает аналитик Erste Group Марьян Заблоцкий, хотя у украинских банков – как коммерческих, так и государственных – достаточно средств для удовлетворения финансовых потребностей властей, Минфин пока ограничит размещения на внутреннем рынке из-за отрицательного платежного баланса. Также при нынешних высоких процентных ставках правительство не сможет выпускать еврооблигации. И неизвестно, закончатся ли успехом нынешние попытки Кабмина заручиться финансовой поддержкой Китая.
Поэтому на первых порах Украине придется перейти на самообеспечение – собственные валютные резервы. Их объема ($29 млрд.) хватит как раз на то, чтобы профинансировать погашение внешних долгов и на интервенции Нацбанка для удержания гривны от девальвации. Но продержаться "на собственных харчах" Украина сможет, по мнению большинства экспертов, лишь до начала 2013 года. Затем, уверяют они, правительство волей-неволей пойдет на возобновление сотрудничества с МВФ на всех условиях, которые Фонд пожелает выставить.
Впрочем, у всего этого есть и позитивная сторона. Пока в последние дни десятой сессии VI созыва народ был озабочен языковым вопросом, парламентское большинство приняло серию законов, призванных увеличить бюджетные расходы – от программы удешевления ипотеки до выделения средств Генпрокуратуре и установки веб-камер в ЦИК и на избирательных участках. Большинство этих новшеств будет финансироваться за счет роста налоговых поступлений. Но это источник ненадежный, особенно в условиях слабого экономического роста. А оплатить свою щедрость иначе в условиях самообеспечения правительство не сможет. И даже сотрудничество с МВФ ему не поможет. "Даже выполнив все условия Фонда и получив новые кредиты, проблема рефинансирования (госдолга. – Ред.) не будет решена, поскольку кредиты МВФ направлены только на покрытие валютных резервов, а не дефицита бюджета", – считает Марьян Заблоцкий. А значит, правительству придется сократить свои финансовые запросы – урезать бюджетные расходы. Благодаря режиму повышенной экономии Украина в итоге получит более здоровый госбюджет.
Валюта
Будет ли гривна стабильной с учетом такой ситуации во внешней торговле и на рынках капитала? "Да", – утверждает Сергей Арбузов, глава НБУ. "Да, но только до выборов", – уточняют эксперты.
Сейчас НБУ медлит с использованием своих валютных резервов для стабилизации гривны. Во-первых, отмечает Марьян Заблоцкий, летний период традиционно является самым спокойным для курсовой стабильности. Не считая временного скачка в июне, когда Кабмин расплачивался по госзаймам, спрос на валюту пока в целом достаточно умеренный – как со стороны юрлиц, так и со стороны населения. В частности, в мае украинцы купили валюты лишь на $0,5 млрд., что далеко от критичных для отечественной экономики показателей в $1,5-2 млрд. в месяц, как это было в 2008-м. А внешнего оттока капитала в ближайшее время не предвидится. Поэтому пока регулятору хватает и одной политики дорогих денег, при которой высокие процентные ставки и так не дают гривне упасть, без всяких интервенций. Во-вторых, так Нацбанк страхуется "на черный день", опасаясь, что к концу года дефицит платежного баланса вырастет, обострив валютный голод на рынке, и тогда ему точно придется пустить в ход средства из резервов.
Скорее всего так и произойдет после выборов. Ведь удержать гривну от девальвации при более гибком курсообразовании будет нелегко, а именно такого изменения в денежно-кредитной политике регулятора ожидает большинство экспертов. Это звучит в унисон с недавним заявлением президента Виктора Януковича о необходимости отвязать гривну от доллара и "перепривязать" ее к корзине валют. Кроме того, более гибкой валютной политики, скорее всего, потребует и МВФ при во­зобновлении сотрудничества.
В результате можно ожидать небольшого ослабления гривны к концу года, после выборов, и немного более значительного – в следующем году. По различным экспертным прогнозам, в декабре этого года доллар будет стоить около 8,25-8,5 грн. А в 2013 году он подорожает до 8,5-9 грн. Однако при отсутствии форс-мажоров в мировой экономике о долларе по 10-12 грн. можно не беспокоиться.
Потребление
Хотя украинская экономика всегда была экспортоориентированной, в последний год ее на плаву держит в основном внутренний рынок. Первое полугодие продемонстрировало на удивление быстрые темпы роста потребления украинцами. Розничный товарооборот – опережающий индикатор внутреннего спроса – в январе-мае этого года в реальном выражении увеличился на 14% по отношению к январю-маю 2011 года.
Что стало причиной шопинг-энтузиазма украинцев – в этом мнения экспертов расходятся. Так, по мнению Ивана Чакарова, аналитика "Ренессанс Капитал", это заслуга роста реальной заработной платы на 15% за пять месяцев. Вдобавок, доходы населения сейчас, как и всегда перед выборами, растут за счет дополнительных платежей из бюджета и других источников. Украинский парламент в апреле принял целый ряд поправок к закону о бюджете, предусматривающих 9%-ный рост социальных расходов. А по словам Игоря Путилина, руководителя аналитического департамента ИГ "АРТ КАПИТАЛ", это скорее свидетельствует о несоответствии реальной инфляции потребительского портфеля ее расчетному значению, чем о позитивном настроении потребителей. В пользу такого объяснения говорит и теория, утверждающая, что в период высокой инфляции население старается купить сегодня, чтобы не переплатить завтра, а в периоды низкой инфляции откладывает деньги на будущее. Если теория права, настоящий уровень инфляции в Украине намного выше того, который озвучивает Госстат. По официальным данным, за январь-май потребительские цены в Украине выросли лишь на 1,7% к аналогичному периоду прошлого года.
Но в скором времени акценты снова сместятся с внутреннего рынка на внешний – по мере того, как внутреннее потребление будет замедлять темпы роста во втором полугодии вплоть до 4-5% роста по итогам 2013 года. Прежде всего доходы уже не будут расти так стремительно. После выборов мотивация Кабмина увеличивать социальные бюджетные расходы снизится. Кроме того, отмечает Елена Белан, в случае возобновления сотрудничества с МВФ правительству придется принять условие о ведении жесткой бюджетной политики. А значит, в следующем году не стоит ожидать существенного роста пенсий, зарплат и других социальных выплат. Правда, это можно будет компенсировать за счет оживления банковского кредитования. Но это произойдет только в том случае, говорит Ирина Пионтковская, экономист ИК "Тройка Диалог Украина", если Нацбанк отойдет от политики поддержания валютного курса и получит возможность проводить более активную политику процентных ставок, что снизит стоимость денежных ресурсов в стране. Или если улучшится внешнеэкономическая конъюнктура и возрастет приток капитала в Украину. Предугадать вероятность этих событий сложно, но вряд ли стоит их ожидать ранее следующего года.
Елена Снежко
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас