Европейцы снова начинают тратить — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Европейцы снова начинают тратить

Казна и Политика
1802
Победа правоцентристов на выборах в Греции не только успокоит еврозону, но и говорит о переходе ЕС к политике "расточительной экономии"
Греки на повторных парламентских выборах проголосовали за еврозону. По предварительным результатам, победителем называют проевропейскую партию "Новая демократия", которая и сформирует в ближайшие дни новое правительство. Победа, НД уже позитивно сказалась как на европейских биржах, так и на курсе евро, который начал расти относительно американского доллара. Такая реакция рынков на результаты выборов неудивительна: за эту правоцентрискую партию призывали голосовать не только греческие агитаторы, но и высшие чины Евросоюза. Так, немецкий канцлер Ангела Меркель в преддверии выборов посоветовала грекам проголосовать "за лидеров, которые будут строго следовать введенным мерам экономии и выполнять условия соглашения с Евросоюзом о финансовой помощи".
Однако, похоже, за время избирательной кампании в Греции сам рецепт европейских "мер экономии" значительно изменился. Так, Германия продолжает проповедовать политику жесткой экономии: живущие не по средствам страны должны быть лишены помощи международных кредиторов. Эту позицию приветствует МВФ, а также большинство сильных стран еврозоны, на чьи плечи может лечь финансовая ответственность за спасение европейской периферии. Их стремление к бюджетным крайностям вполне объяснимо. Жертвуя на тушение кризиса немалые суммы, кредиторы пытаются гарантировать возврат займов.
Оппонентом Берлина выступил новоиспеченный президент Франции Франсуа Олланд, продвигающий идею умеренного стимулирования роста. По мнению аналитиков, в этом экономическом споре нет безусловно правых. Выход из тупика возможен лишь в том случае, если стороны достигнут компромисса, создав концепцию "расточительной экономии".
Бюджетный радикализм
Требование о проведении в слабых странах структурных реформ в экономике является вполне оправданным. Во время кризиса уровень заимствований в странах Старого Света резко возрос. В условиях рецессии доходы многих компаний, включая банки, сократились, что привело к уменьшению налоговых поступлений в бюджеты и росту их дефицитов. Согласно "немецкому" плану, ликвидировать дисбалансы можно лишь за счет немедленного сокращения расходов. Внедрение политики жесткой экономии должно восстановить доверие инвесторов и улучшить экономическую конъюнктуру. Правда, стимулирующий эффект от такого шага может проявиться только через несколько лет. В то же время назревшие в Европе проблемы требуют немедленного решения.
Противники политики Ангелы Меркель уже указывают на то, что меры экономии имеют ряд очевидных побочных эффектов. Расходы сокращаются слишком сильно и слишком быстро, что провоцирует массовые возмущения в ряде проблемных стран. К тому же, хотя бюджетный дефицит в странах еврозоны действительно сокращается, их долги продолжают расти. При этом экономики европейских стран неумолимо скатываются в рецессию. Избежать спада становится практически невозможно, поскольку ввергнутые в пучину экономии государства должны одновременно решать две противоречащие друг другу задачи: сокращать бюджетные расходы и бороться со снижением объемов производства. В итоге пропасть между немецкой экономикой и экономиками стран периферии становится все глубже. По данным агентства Eurostat, ВВП еврозоны в первом квартале не изменился по сравнению с предыдущим, когда было зафиксировано снижение его на 0,3%. Нулевой результат был достигнут в основном за счет роста ВВП Германии на 0,5%. Зато в Греции в первом квартале экономика просела на 6,2% в годовом исчислении. Сокращение ВВП Италии за три месяца текущего года составило 0,8%.
Практика также показала, что повальное внедрение мер бюджетной экономии слабо влияет на укрепление доверия инвесторов. По данным глобального опроса Bloomberg (Bloomberg Global Poll), опубликованным в мае, процент респондентов, которые считают, что еврозона потеряет как минимум одного из своих членов, вырос с 11% в январе прошлого года до 57% в этом. Почти 80% уверены, что доказательства стабилизации европейской экономики – явление временное и в дальнейшем рынки ЕС ожидают очередные волнения. 84% опрошенных заявили, что состояние экономики ЕС ухудшается. Практически половина респондентов считают, что Испанию ожидает дефолт. Этот показатель оказался самым высоким с момента старта опроса в июне 2010-го.
О пользе расточительства
Меры жесткой экономии "не работают, они не приводят к более эффективному, более быстрому росту экономики. Европейские лидеры охвачены "фетишизмом дефицита", полагает профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке и лауреат Нобелевской премии по экономике в 2001 году Джозеф Стиглиц.
С ним согласен и другой нобелевский лауреат – Пол Кругман. Он утверждает, что чрезмерные меры экономии наносят экономике вред. Сокращение расходов и ужесточение фискальной политики могут дать позитивный эффект в благополучной экономической ситуации. Если безработица минимальна, а повышение ставки Центробанком необходимо для сдерживания инфляции, политика "закручивания гаек" действительно может принести плоды без нанесения серьезного ущерба. "Однако когда экономика находится в кризисе и ставка банковского процента близка к нулю, компенсировать сокращение расходов оказывается нечем. Это означает, что вы толкаете экономику в еще более глубокий кризис, что, в свою очередь, ведет к снижению налоговых поступлений и тут же уничтожает часть сэкономленного. Планы по будущему сокращению расходов и повышению налогов нужны обязательно, но претворять в жизнь их следует только тогда, когда экономика снова окрепнет", – убежден экономист.
Экс-вице-президент Всемирного банка Кемаль Дервиш в работе "Аскетичный рост", опубликованной на портале Project Syndicate, констатирует, что без серьезной краткосрочной поддержки платежеспособного спроса многие погрязшие в кризисе страны могут столкнуться с сокращением расходов, падением производства, ростом безработицы, еще большим дефицитом бюджета и т.д. По его мнению, на данном этапе должен быть выбран оптимальный пакет финансовой консолидации, в наибольшей степени способствующий росту. Акцент должен быть сделан на наращивании инвестиционных и государственных расходов, создающих основу для долгосрочного и краткосрочного роста. Поддержка низкодоходных групп населения приведет к увеличению их трат (что поддержит экономику), а снижение налогов для богатых – только к увеличению их сбережений (что не представляет никакой пользы). Не менее важным является проведение долгосрочных реформ, например, рынка труда. Корректировка сроков выхода на пенсию и пенсионная реформа могут увеличить долгосрочную финансовую устойчивость государств, не создавая при этом нежелательных социальных конфликтов.
Чтобы поддержать себя в борьбе с кризисом в среднесрочной перспективе, Европе необходимо предпринять ряд шагов. Среди них – медленное фискальное сокращение, создание пространства для инвестиций в госбюджет, принятие способствующих росту фискальных пакетов и координации национальной политики с большими вкладами стран с профицитом. "Недостаточные, а иногда и контрпродуктивные действия в сочетании с паникой и чрезмерной реакцией на финансовых рынках привели некоторые страны, такие как Испания, которая в принципе является платежеспособной и сильной экономикой, к краю пропасти, а с ней и всю еврозону. В краткосрочной перспективе ничто не будет иметь смысла (будь то превосходный государственный инвестиционный проект или рекапитализация банка), если правительство вынуждено занимать средства под 6% или более. Эти процентные ставки должны быть снижены путем покупки ЕЦБ государственных облигаций, должны быть задействованы ресурсы Европейского механизма стабильности. И делать это надо немедленно", – полагает Кемаль Дервиш. Только договорившись о совместной политике, направленной на рост, европейские власти смогут остановить катастрофу, которую они сами же и спровоцировали своими нескоординированными действиями.
У европейских властей уже готов проект инвестиционного плана, направленного на возрождение роста экономики Старого Света. Ими рассматривается вариант получения средств от частных инвесторов под гарантии Европейского механизма финансовой стабильности (EFSM). Для этого предполагается использовать 12 млр. евро, которые EFSM не задействовал при оказании помощи Греции, Португалии и Ирландии. Эта сумма, как ожидается, послужит финансовым рычагом для привлечения не менее 200 млрд. евро частного капитала. Инвестиции будут направлены на развитие инфраструктуры, возобновляемых источников энергии и высоких технологий. "Нам нужны как экономия, так и рост", – заявила представитель Еврокомиссии Пиа Аренкильде-Хансен. Ожидается, что Еврокомиссия представит План Маршалла на предстоящем 28–29 июня в Брюсселе саммите Евросоюза.
Ольга Даниленко
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас