Бюджетные выжимки


Бюджетные выжимки

В ходе многочасовой истории с постатейным голосованием за новый УПК украинские парламентарии уделили немного времени и утверждению "социальных изменений" в госбюджет-2012. Обновленная смета государственных финансов Украины предусматривает рост доходов и расходов более чем на 33 млрд грн. Получить эти деньги в Кабмине намерены в основном от увеличения фискальных поступлений вследствие экономического роста и детенизации. Такой источник финансирования действительно может принести дополнительные средства в госбюджет. Но без ужесточения практики налогового и таможенного администрирования здесь вряд ли обойдется. Так что бизнесу придется оплатить и этот социальный счет.

Миллиардные изыскания Кабмина

Как и просили в Кабинете министров, изменения в государственный бюджет Украины на текущий год Верховная Рада утвердила в экспресс-режиме. В прошлый четверг 271 депутатская карточка проголосовала в первом чтении и в целом правительственный законопроект №10317, разработанный и поданный в парламент для корректировки – с учетом социнициатив власти – финансового плана страны. А в понедельник на официальном сайте главы государства появилось сообщение о подписании документа Виктором Януковичем.

Итак, уже легализованные изменения в госбюджет-2012 увеличивают доходную и расходную статьи на 33,35 млрд грн.: до 366,167 и 391,356 млрд грн. соответственно. Возможность такого повышения доходов в правительстве объясняют ростом (в I квартале 2012) экономической активности, внутреннего спроса и увеличением положительного результата деятельности украинских субъектов хозяйствования. Так, чиновники КМУ подсчитали, что в январе-марте этого года рост поступлений в казну по импортному НДС составил порядка 123% относительно АППГ. С учетом этого в правительстве сочли, что прогноз по налоговым поступлениям по этому каналу в целом за год можно увеличить на 14 млрд грн.

Аналогичный подход был применен и к ожиданиям касательно налога на прибыль. По планам Кабмина, позитивный финансовый результат компаний и предприятий в 2012 возрастет на 14,7%. Данный показатель, по мнению авторов правок в госбюджет, позволяет рассчитывать на получение (в общем по 2012) дополнительных 3,4 млрд грн.

Что касается налога на добавленную стоимость с украинских товаров, работ и услуг, то и здесь предполагается увеличить объем взимаемых сумм. Хоть и не столь существенно, как в случае с НДС на ввозимые товары, но все же. От внутренней разновидности данного налога Кабмин намерен получить дополнительные поступления в текущем году в размере 2,6 млрд грн. Обоснование дается крайне незамысловатое, а именно: "позитивные тенденции в развитии экономики".

Единственный канал финресурса от обязательных платежей, по которому прогнозируется некоторое оскудение, – это акцизные перечисления в спецфонд госбюджета от произведенной в Украине продукции. По данному направлению Кабмин планирует уменьшение поступлений на 1,2 млрд грн., что объясняют продолжением еще прошлогодней тенденции по снижению объемов потребления отечественных нефтепродуктов. Впрочем, провала здесь не будет, пообещали в Кабмине. Активный импорт этих товаров позволяет правительственным чиновникам прогнозировать увеличение соответствующих акцизов на такую же сумму.

В целом, повышение доходов общего фонда госбюджета-2012 на 28,8 млрд грн., по заверению авторов законопроекта №10317, будет обеспечено за счет трех основных источников. Появление дополнительного 21 млрд грн. обусловят экономический рост и детенизация. Еще 6 млрд добавят премии за подписание соглашений о разделе продукции. Наконец, 1,8 млрд грн. принесут индексация и плата за административные услуги.

Немалая часть из суммы дополнительных доходов должна быть направлена на финансирование социальных инициатив Президента, объявленных им в прошлом месяце. На эти цели предусмотрены 18,2 млрд грн., половину из которых запланировали потратить на повышение пенсий. Удешевление ипотечного кредитования, за счет погашения разницы между "социальной ставкой" в 2-3% и рыночной стоимостью таких кредитов, должно обойтись бюджету в 1 млрд грн. А для компенсации потерь от обесценивания денежных вкладов в Сбербанке СССР – в виде так называемой "тысячи Януковича" – на текущий год решено выделить 6,15 млрд грн.

Презентуя эти правки в главный финансовый документ страны, в правительстве подчеркивали – новые соцрасходы не повлекут за собой увеличение предельного размера дефицита госбюджета. Неизменными также предполагается оставить и основные прогнозные макропоказатели для Украины на текущий год. (Госбюджет-2012 разрабатывался и принимался в конце прошлого года с учетом предполагаемого размера чистого дефицита не более 1,67% от ВВП. Потолок дефицита финансов госсектора при этом планировался на уровне 2,5% от того же показателя. Реальный рост внутреннего валового продукта в 2012 был спрогнозирован на отметку в 3,9% при годовой инфляции в 7,9%.)

С неправительственной точки зрения

Комментируя изменения в закон о госбюджете, экономист ИК "Тройка Диалог Украина" Ирина Пионтковская связывает возможности Кабмина сформировать дополнительные доходы госбюджета с определенными особенностями бюджетного планирования-2012: "На этапе верстки бюджета правительство заложило довольно консервативный показатель роста доходов, оставив возможность подкорректировать его по результатам I квартала. Что, в итоге, и произошло".

По ее словам, откорректированный рост доходов бюджета (при неизменном фискальном режиме – то есть без существенных изменений в базе и ставках налогообложения) практически совпадает с увеличением номинального ВВП. Последнее в 2012 ожидается на уровне 11-12%. С учетом этого плановый рост доходов бюджета вполне мог быть увеличен без особого риска для его выполнения с первоначальных 6,4% до 11-12%. "А это эквивалентно около 20 млрд грн. дополнительных доходов", – констатирует экономист.

Правда, оказалось, что данной суммы недостаточно для удовлетворения всех новых потребностей по расходной части. "Хотя на дополнительные социальные издержки ее хватило бы вполне", – отмечает И.Пионтковская, добавляя, что неналоговые поступления сегодня спрогнозировать сложно. При этом она указывает: есть риск того, что доходная часть будет недовыполнена. И тогда правительству придется или искать дополнительные источники финансирования (например, в виде приватизационных поступлений и/или внеплановых заимствований), или придерживать расходы.

Аналитик ИК Concorde Capital Виталий Ваврищук считает, что пересмотренный план доходной части госбюджета – крайне оптимистичен. Доходы бюджета в I квартале текущего года действительно несколько превысили план, признает он. Однако на сегодня, по его мнению, нет никаких гарантий, что такая позитивная динамика сохранится до конца 2012 года. "Сейчас риски того, что правительство выйдет за установленную планку дефицита в 25 млрд грн., крайне высоки. Не исключено, что правительству придется снизить финансирование незащищенных статей расходов, чтобы не допустить роста дефицита, как это часто бывало в предыдущие годы", – комментирует В.Ваврищук.

Главный экономист ИК Dragon Capital Елена Белан говорит, что ожидаемый правительством рост бюджетных доходов на 16% г/г соответствует показателю I квартала, но превышает прогнозируемые в ее компании темпы увеличения номинального ВВП-2012 (+10%, до 1450 млрд грн.). Она тоже сомневается, что в целом по году темпы роста доходов удастся удержать на данном уровне без дополнительных мер по наполнению бюджета. "Мы оцениваем реалистичный рост доходов на 10% г/г (до 345 млрд грн.). При таком показателе предлагаемое властями повышение расходной части может вызвать увеличение дефицита сектора госуправления до 3,5% ВВП (6,3 млрд долл.), по сравнению с нашим текущим прогнозом в 3,0% от ВВП (5,5 млрд долл.). А это повлечет за собой потребности в дополнительном финансировании", – полагает эксперт.

Повышение социальных расходов поспособствует некоторому росту потребления, поддерживая тем самым экономический рост. Но без определенных отрицательных воздействий, по мнению эксперта, не обойдется. Ведь эти затраты могут негативно повлиять на динамику показателей инфляции, текущего счета (в результате увеличения импорта) и государственного долга. "Кроме того, предложенные изменения вряд ли получат одобрение МВФ, подтверждая наше мнение о том, что возобновление финансирования со стороны Фонда можно ожидать только к концу этого года", – подчеркивает Е.Белан.

Примечательно, что еще до официального представления изменений в госбюджет, сразу после объявления социнициатив власти, руководители контролирующих ведомств обещали – усиления давления на бизнес, с целью изыскать дополнительные средства, не будет. Об этом, в частности, заявляли в Государственной налоговой службе. Но сегодня уже ясно: с такими заявлениями фискальные чиновники несколько поспешили. Среди возможных источников формирования дополнительных доходов общего фонда госбюджета внимание некоторых экспертов обращает на себя не столько прогнозируемый в КМУ экономический рост, сколько термин "детенизация".

Аналитик ИГ "Арт Капитал" Олег Иванец говорит, что темп увеличения реального ВВП в первые месяцы нынешнего года практически в 2,5 раза меньше, чем для IV квартала прошлого. "В правительстве, конечно, могут демонстрировать оптимизм. Но его не разделяют уже не только негосударственные эксперты, но и в том же Нацбанке, где рост экономики страны в 2012 ожидают на уровне ниже потенциального", – констатирует он. (По информации НБУ, рост реального ВВП Украины в январе-феврале текущего года замедлился до 2% в годовом исчислении по сравнению с 6,5% за АППГ. В 2011 внутренний валовый продукт страны, по данным Госстата, вырос на 5,2% – прим. автора).

Вместе с тем эксперт допускает, что Кабмин вполне сможет обеспечить поступление дополнительного финресурса в бюджет в запланированных объемах. Но преимущественно за счет ужесточения методов налогового администрирования. "Именно это и следует, думаю, понимать под означенной "детенизацией". В принципе, сам процесс вывода предпринимательской деятельности из тени – явление позитивное. Но в реалиях нашей страны оно сопровождается жестким административным давлением фискальных органов на компании. В результате из бизнеса вымываются средства, которые могли бы пойти на развитие. В то же время государство намерено использовать средства на социальные инициативы, то есть фактически "проесть". Такой подход способен лишь ухудшить и без того далеко не радужные перспективы роста украинской экономики в ближайшем будущем", – резюмирует О.Иванец.

Сергей Кукин

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua