Неизвестная Азия — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Неизвестная Азия

Казна и Политика
954
Три страны – три стереотипа: весь мир считает Китай не больше, чем дешевой производственной площадкой. Индию – страной нищеты и IT-аутсорсинга. Вьетнам – сельскохозяйственным государством. Пришло время посмотреть на эти страны.
Китай
Вы когда-нибудь бывали в магазинах Suning Appliance – крупной китайской розничной сети потребительской электроники? Если думаете, что там на полках только южнокорейская и японская техника, вы глубоко ошибаетесь. Телевизоры китайского производства на платформе Android со встроенным интернет-браузером пользуются не меньшей популярностью.
Привычный для нас Китай – это страна, куда переезжают западные международные компании, чтобы удешевить производство своей продукции. Но сами китайцы не собираются мириться с этой ролью. Их цель – превратить страну из региона с дешевой рабочей силой в поставщика дорогих инновационных идей. Они в Китае множатся на глазах, быстро превращаясь из теоретических разработок в прикладные технологии.
"Здесь есть много компаний, в том числе китайских, которые способны делать хорошие инновации и внедрять их на рынок", – говорит Кевин Уэйл, президент и управляющий директор General Motors China. Сама GM делает ставку на инновации в КНР с тех пор, как в 2010 году ее китайские продажи превысили американские. В сентябре 2011 года GM открыла в Шанхае новый технологический центр для R&D в дизайне и инженерии автомобилей.
Уэйл не оригинален. Согласно опросу экспертов по всему миру, который провел фармацевтический гигант AstraZeneca, уже к 2020 году КНР станет не просто "одной из", а лидером среди инновационных экономик, потеснив даже США и Японию.
В основном это заслуга офи­циаль­ного Пекина. На государственном уровне он взялся за идею технологического прорыва еще в конце 90-х. С 1999 года расходы на R&D в КНР стали расти в среднем на 20% в год. Уже в 2006 году, по данным ОЭСР, Китай обогнал Японию, впервые став вторым крупнейшим инвестором в инновации после США. К 2020 году Поднебесная планирует расходовать на R&D 2,5% ВВП в год.
Сегодня, как и в конце 90-х, эти деньги идут в основном на работу Китайской академии наук. К 2015 году правительство вложит в проекты академии в 4 сферах – аэрокосмической отрасли, IT, медицине и энергетике – $1,5 трлн. Ее наработки можно будет продавать или массово внедрять в производство. Кроме того, государство помогает продвигать R&D с помощью субсидий, налоговых льгот и поддержки молодых ученых (как в китайских вузах, так и тех, что возвращаются из-за рубежа).
Спрос на эти проекты, согласно McKinsey Global Institute, пока преобладает среди международных производителей. В последние годы в Китае открылись исследовательские центры крупнейших фармацевтических компаний – Sanofi-Aventis и Merck, Eli Lilly and Company и AstraZeneca. Корпоративная культура местного, китайского бизнеса не располагает к рискованным проектам, коими являются инновации. Но и они уже начинают преодолевать этот барьер. Китайская Lenovo уже занимает 30-ю строчку в рейтинге самых инновационных компаний мира за 2010 год (по версии Bloomberg Businessweek). Huawei вошла в тройку лидеров по производству телекоммуникационного оборудования, создав вместе с другими прекрасный пример того, как можно превратить страну, которую узнают по подделкам сумок Louis Vuitton, в генератор креативных идей для внутреннего применения и на экспорт.
Вьетнам
Дорога, соединяющая город Монгчай на севере Вьетнама с китайским городом Наньнин, пустует редко. По 150-километровому шоссе, заново заасфальтированному пару лет назад, постоянно движутся грузовики. Они везут тонны одежды и обуви для продажи на юге Китая. Вьетнам перебирает на себя роль, которую раньше играла КНР – становится дешевой площадкой для производства. Даже китайцы готовы покупать здесь то, что еще вчера делали сами. "Там все дешевле", – объясняют китайские торговцы.
Из аграрного государства, экономика которого была построена на производстве риса, Вьетнам превращается в индустриальное и последнее десятилетие демонстрирует самые быстрые темпы роста в регионе после Китая. "Вьетнам имеет большую возможность стать следующей производственной площадкой мира", – отмечает Фред Бюрке, управляющий партнер Baker & McKenzie в этой стране. Но при этом зарплаты вьетнамцев по-прежнему на две трети ниже, чем в КНР.
Правда, дешевые вьетнамские работники, как правило, менее образованы. Поэтому до сих пор во Вьетнам переезжали в основном производители нетехнологичной продукции – одежды, обуви, мебели.
Но эксперты верят, что будущее страны – за хай-тек. Пригород Бакниня, города в 40 км на север от Ханоя, еще несколько лет назад был укрыт лишь рисовыми полями, но сегодня здесь находятся производства крупных международных технологических компаний – Samsung, Canon, Foxconn. Инвестировать в производство во Вьетнаме собираются Nokia, автопроизводители Honda, Hyundai и другие.
Каждый по-своему, они научились решать проблему низкой квалификации местных жителей, а значит, преодолели главное препятствие для переноса производства в эту страну. Корпорация Intel, вложившая $1 млрд. в завод по сборке и тестированию компьютерных чипов в г. Хошемине, ежегодно возит на обучение в США по несколько десятков сотрудников. Другие повышают квалификацию работников здесь же, на тренингах во Вьетнаме, внося свою лепту в то, чтобы создать достойную замену Китаю, переходящему на следующий – инновационный уровень.
Индия
Знакомьтесь – Чандракант Павар, 51-летний владелец бизнеса по сборке автодеталей, живущий с женой и сыном в двухкомнатной квартире в Мумбаи. Павар – типичный представитель индийского среднего класса старого поколения. Доход в $11 тыс. в год гарантирует ему безбедное существование, но деньгами он не швыряется. По выходным приглашает друзей на чай домой, а не в ресторан, на пару обуви готов потратить не более $30 и к кредитам относится с опаской. Другое дело – его 25-летний сын Никхил. Получив МВА, он устроился работать в нефтяную компанию. И хотя его годовой доход не намного больше, чем у отца – $13 тыс., Никхил любит пройтись по магазинам и побаловать себя обувью за $100 или часами за $400.
Различия между отцом Чандракантом и сыном Никхилом, согласно исследованию McKinsey Global Institute, – наглядный пример того, как преобразился за последнее десятилетие потребительский рынок Индии. Это уже не та страна, которая на Западе ассоциируется с бедняками, живущими в коробках на улице. По данным Всемирного банка, если в 2005 году 43,5% индусов в сельской местности жили меньше чем на $1,25 в день, то сегодня их куда меньше – 32,7%. Зато растет и формируется средний класс – класс таких людей, как Никхил Павар. Если в 2000 году лишь 9% индусов относили себя к разряду богачей, то в 2010-м их число подскочило до 20%. К 2020 году, по прогнозам McKinsey, богатым человеком будет считать себя уже каждый третий индус. Еще от 30% до 40% будет составлять средний класс.
Вместе с тем Индия начнет перетягивать на себя статус аппетитного внутреннего рынка с быстро богатеющим населением в 1 млрд. человек. До 2020 года по сравнению с 2010-м он вырастет в 3,6 раза: с $991 млрд. до $3,6 трлн.
Вместе Китай, Вьетнам и Индия кардинально изменят расстановку сил и в Азии, и во всей мировой экономике, и в стратегиях глобальных компаний. Конечно, если они будут следить за стремительными изменениями в регионе.
Елена Снежко
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас