Дню не дали свободы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Дню не дали свободы

1120
Седьмую годовщину Оранжевой революции в украинской столице отметили своеобразно. Окружной административный суд Киева предусмотрительно "освободил" День свободы от митингов на Майдане. Но с запретом смирились далеко не все - митинг на Майдане все-таки состоялся.
Грустный праздник
Хотя установленный Виктором Ющенко День свободы ныне правящая часть политикума воспринимает без энтузиазма, в седьмую годовщину Майдана интерес к памятной дате сойти на нет не успел, несмотря на всю разочарованность многих участников тех событий в лидерах Оранжевой революции. Причин тому предостаточно. "Заглавной" для этого праздника свободы в Украине, по мнению правозащитников, стало меньше. Недовольство общества растет - чему продолжают способствовать экономические затруднения, а акций протеста социального характера в последние месяцы проводится все больше. И пусть эксперты не обещают "повторения пройденного" - напомним, в 2010 году 22 ноября стало "днем рождения" Налогового майдана - символизм этой даты трудно недооценить. Тем более что оппозиционеры о годовщине Оранжевой революции забывать не собирались... Но основные усилия к популяризации Дня свободы-2011 приложили все-таки власти. Простейшим путем - запретом массовых мероприятий в самом центре Киева.
О том, чтобы в столице 22 ноября прошло без особой свободы собраний предусмотрительно пеклись и милиционеры, и Госохрана, и КГГА, которая с приобретенной в прошлом году сноровкой заранее взялась за монтаж главной елки страны. Окружной административный суд Киева просьбу столичных властей удовлетворил еще вечером 18 октября. Тем не менее организаторы потенциальных митингов решили не сдаваться. "Запретить нам собраться на площади не могут - я имею право ходить, где захочу. Мы не собираемся выкрикивать политические лозунги и разворачивать плакаты. Мы хотим просто встретиться на Майдане и вспомнить, как стояли здесь семь лет назад. Соберемся в 18:00, думаю, людей придет несколько тысяч", - рассказал руководитель Коалиции участников Оранжевой революции Сергей Мельниченко.
К 22 ноября складывалась примечательная ситуация - усилия властей по предотвращению митингов привели к тому, что интерес к происходящему и желание тряхнуть стариной и пройтись вечером к Майдану начали проявлять люди, которых ранее подобные настроения не посещали. Запретив митинги, власть имущие поступили не лучшим образом, полагают многие эксперты. Таким образом они актуализировали событие, значимость которого, судя по настроениям народа, предпочитающего ныне ностальгировать в домашнем режиме, вряд ли была бы высока. "И в этой ситуации не слишком умно ведет себя киевская власть. Понятно, что она перестраховывается, но это все будет лишь дополнительным аргументом для тех, кто заявляет, что власть боится народа, что она не уверена в себе", - отмечает политолог-"единоцентрист" Вадим Карасев. "…этими запретами власть перегибает палку, дает основания для критики в ограничении политических прав граждан", - придерживается схожего мнения руководитель Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.
О необходимости с уважением относиться к свободе собраний 22 ноября руководству страны напомнили и зарубежные гости. "Я очень желаю, я не могу комментировать вашу Конституцию, но все демократические страны должны гарантировать свободу слова, свободу собраний и выражение своих убеждений", - заявила посетившая Украину президент Литвы Даля Грибаускайте. К слову, на Банковой памятную дату игнорировать не стали. Как известно, в прошлом, 2010, году первый День свободы при президенте Януковиче дался правящему лагерю непросто. Тогда от необходимости лично поздравлять народ гаранта спасла командировка в Брюссель, а тогда еще заместитель главы АП Анна Герман пришла к выводу, что праздничные мероприятия в этот день - "это как-то по-советски". Год спустя ситуация несколько изменилась. На этот раз День свободы сильные мира сего заметили. На президентском сайте было размещено лаконичное официальное поздравление президента. Все, что хотел сказать Виктор Янукович, уложилось в два предложения: "Свобода, Независимость, Соборность - это те непреходящие ценности, которые всегда были, есть и будут уважаемыми в Украине. Мы должны делать все необходимое для их укрепления, ведь на них построен фундамент нашего Государства". Правда, позже в тот же день глава государства признал, что такой праздник ему все же не чужд. "Что касается слова "свобода", оно для меня имеет особую ценность в моей жизни. Я, в общем-то, знаю об этом не понаслышке, я это прошел", - вспомнил былое Виктор Федорович, рассказав, что тоже будет праздновать - "по-своему".
За нашу и вашу свободу?
В отличие от президента, другие желающие отпраздновать День свободы "по-своему" решением суда были все-таки ограничены. Днем 22 ноября народные депутаты-"нунсовцы" попытались установить на огороженном Майдане шатер-символ Оранжевой революции. "Благодаря" усилиям "беркутовцев" инициатива провалилась: палатку поставить не удалось, нескольких участников митинга задержали. Зато чуть в стороне от главной площади страны удалось закрепиться привычным "дублерам" оппозиционных акций - сторонникам экс-нардепа от ПР Олега Калашникова. При этом в милиции сообщали, что админпротоколы за "нарушение правил организации и проведения митингов" были составлены на представителей обоих лагерей.
Таким образом, вечером у Главпочтамта параллельно проходили две акции - "калашниковцы" не ушли, а готовых вспоминать Оранжевую революцию (включая и сторонников Юлии Тимошенко, которые успели помитинговать под Лукьяновским СИЗО) становилось все больше. Прибывали и правоохранители - как "беркутовцы", так и служащие внутренних войск - часть которых держала цепь между участниками митингов.
В общем и целом, в несколькочасовом "памятном" митинге приняли участие, по подсчетам разных СМИ, от тысячи до двух человек. Причем в сугубо полевых и даже "запрещенных" условиях говорить о диктате партийной организации не приходилось. Брендовых флагов было немного, в отличие от оранжевой символики; а проведению полномасштабного митинга с речами несколько мешали трудности с аппаратурой и отсутствие оных у громких соседей из "Общевойскового союза Украины" Олега Калашникова. При этом само полуспонтанное для немалого числа участников мероприятие прошло сравнительно мирно: плотно пообщаться с "калашниковской" акцией желающим не удалось, всерьез прорвать кордоны милиции и "Беркута" - тоже. Что и неудивительно: по свидетельствам очевидцев число стражей порядка на Майдане непринципиально отличалось от количества собравшихся. Без стычек и последующих задержаний еще нескольких человек не обошлось, и все же итоги митинга по российскому или белорусскому образцу украинские правоохранители 22 ноября не обеспечили.
Относительная сдержанность милиции в сложившихся обстоятельствах выглядит как наилучший выход из ситуации, которую власти для себя сами создали. Что показательно, выход людей на огороженный Майдан в правящем лагере проинтепретировали как пример торжества демократии в стране. "Я не вижу там никаких притеснений. К счастью. Я только что была на Майдане. Перед программой ездила посмотреть. Там стояла одна группа людей, которые за Тимошенко, другая группа людей, которые против Тимошенко, и стояла милиция, которая, бесспорно, должна следить, чтобы между этими людьми не произошло столкновений", - поделилась свидетельствами очевидца советник президента Анна Герман, попутно напомнив и о поздравлении президента. По поводу того, что киевская власть сделала все, чтобы один митинг на Майдане не состоялся, не слишком препятствуя при этом другому, провластная часть политикума вряд ли будет особенно беспокоиться...
Попытки сильных страны сей сохранить лицо выглядят логично: каким бы раздражителем для части из них ни была память об Оранжевой революции, сейчас, когда украинскими делами интересуются на Западе, жестко разгонять протестные акции в День свободы было бы неразумно - одного запрета митингов для появления неприятных вопросов уже достаточно. Тем более что запрет в сложившейся ситуации полностью свою роль не выполнил - запланированные мероприятия все равно состоялись. Зато при желании теперь правоохранители могут привлекать к работе на митингах все большие силы - как же иначе, ведь "мятежники" решения судов не выполняют! Тем более что поводов для беспокойства хватает: следующий заметный митинг организаторы встречи на Майдане обещают на 1 декабря - в поддержку протестующим льготникам.
В любом случае, благодаря запрету символический смысл седьмой годовщины Майдана вырос на глазах. Официально "несвободный" День свободы - это серьезный раздражитель для той части граждан Украины, которой дороги воспоминания об Оранжевой революции. И пусть число собравшихся было невелико (без запрета оно, пожалуй, могло бы быть и меньшим), 22 ноября показало, что украинцам по-прежнему необходимо отстаивать свои права - пусть даже на площадях. Но "празднично-разовым" было ли это желание или первой ласточкой по примеру серийных акций "Украина без Кучмы" - покажет время. Зависит это от многого - и не столько от политических порывов, сколько от умонастроений в самом обществе.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас