Борьба с коррупцией по-швейцарски — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Борьба с коррупцией по-швейцарски

Криминал
2501
По оценкам экспертов Всемирного банка, ежегодно в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой руководящий аппарат получает в виде взяток от 20 до 40 млрд. долл. США, что соответствует 20-40% средств, которые выделяются этим странам в качестве официальной помощи. Проблема существовала давно, но лишь с 90-х гг. ее стали широко обсуждать на международном уровне, так как хищения достигли такого размаха, что стали угрозой для экономического и социального развития многих стран. Возвращение похищенных активов стоит на повестке дня важнейших международных организаций. 31 октября 2003 года была принята Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (UNCAC - UN Convention against Corruption) - многосторонний международноправовой документ, который определяет природу коррупции и предлагает ряд мер по противодействию этому явлению. Впоследствии Конвенция стала основой Инициативы СтАР (Stolen Asset Recovery (StAR) Initiative), с которой выступили в сентябре 2007 года Всемирный банк и Управление ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (ЮНОДК). Цель СтАР - инициировать возврат похищенных активов, поощрять и содействовать систематическому и своевременному возвращению активов, являющихся доходами от коррупции, а также совершенствовать меры по обеспечению возвращения похищенных активов.
Швейцария находится в авангарде международной борьбы с транснациональной экономической преступностью и располагает эффективным механизмом противодействия легализации (отмыванию) денег, приобретенных незаконным путем. Мировая репутация Швейцарии как самого надежного места для хранения денежных вкладов сложилась исторически. Благодаря стабильности внутриполитической обстановки, макроэкономического положения, законодательства, благоприятным налоговым условиям Швейцария сегодня является мощным мировым финансовым центром. Банковская отрасль играет определяющую роль в национальной экономике, на ее долю приходится свыше 11% ВВП. Наряду с этим, при создании и введении законов по борьбе с отмыванием денег, Швейцария выступила в роли законодательного первопроходца. В 2003 году впервые в мировой практике денежные средства, хранящиеся в швейцарских банках, были переданы государству их происхождения. Речь идет о 684 млн. швейц. франков филиппинского диктатора Фердинанда Маркоса, которые были переведены в Национальный банк Филиппин. Впервые официально столкнувшись с проблемой коррупционных активов, Швейцария стала разрабатывать собственную систему правового регулирования, опираясь на существующие международные правовые акты. С 1 февраля 2011 года в Швейцарии вступил в силу закон, согласно которому правительство может по своей инициативе потребовать от банков не только заморозить счета бывших диктаторов, но и вернуть их деньги в страну. Федеральный закон "О возврате нелегальных средств, полученных с использованием политического влияния" получил неофициальное название "закон Дювалье" по имени бывшего правителя Гаити Жан-Клода Дювалье, швейцарские счета которого были заморожены еще в 2002 году.
Как известно, 14 января 2011 года президент Туниса из-за народного восстания вынужден был бежать из своей страны. По некоторым данным, за время 23-летнего пребывания у власти Бен Али и его семья вывезли капитал на общую сумму около 20 миллиардов долларов. Через несколько дней после "детронации" тунисского лидера, а точнее - 19 января, Швейцария заморозила банковские счета клана Бен Али. В следующем месяце, 11 февраля, буквально через полчаса после известия о том, что президент Египта Хосни Мубарак подал в отставку, в швейцарских банках были заблокированы все счета его, его семьи и ближайшего окружения: швейцарское законодательство позволяет действовать решительно и без промедлений.
За последние 15 лет 1,7 млрд. франков - "деньги царьков" (франц. аrgents despotentats), так здесь называют денежные средства, приобретенные руководителями государств путем коррупции или присвоения национальных богатств, были заморожены на счетах, а затем возвращены государствам их происхождения. Среди "царьков", которые хранили свои богатства в швейцарских банках и чьи авуары были возвращены на родину, выделяются своими безграничными аппетитами: Сани Абачо, бывший президент Нигерии, - 700 млн. швейц. франков возвращены в 2005 г., Владимиро Монтесинос, экс-шеф перуанских спецслужб, - 92 млн. швейц. франков возвращены в 2006 г., Карлос Салинас, бывший президент Мексики, - 74 млн. швейц. франков возвращены в 2008 г.
Согласно анализу ассистента Женевского института IHEID Жерара Перрулаза, в настоящее время в швейцарских банках хранится около 900 млн. нелегальных долларов, принадлежащих "царькам" из развивающихся стран. На сегодняшний день Швейцария заморозила счета бывшего президента Египта Хосни Мубарака (332 млн. евро), счета ливийского экс-лидера Каддафи и лиц из его ближайшего окружения (290 млн. евро), счета свергнутого в апреле 2011 года президента Кот-д’Ивуара Лорана Гбагбо (57 млн. евро), счета клана тунисского "царька" Бен Али (49 млн. евро) и счета сирийского лидера Башара аль-Ассада (21,6 млн. евро).
В терминологии официальных документов все власть имущие - царьки, диктаторы, лидеры, премьеры и их ближайшее (семейное и должностное) окружение - подпадают под категорию ПЭП (англ. PEP - politically exposed person). Этот термин еще не прижился в русском языке. Иногда его переводят как "политически уязвимая персона", тогда в русской аббревиатуре получаем ПУП, что тоже не лишено определенного смысла: пуп земли, например. Директор департамента международного права министерства иностранных дел Швейцарии Валентин Зелльвегер приводит следующее определение термина ПЭП: "Человек, занимающий руководящий пост, благодаря чему у него есть возможность присваивать крупные денежные суммы". В более широком смысле речь идет не только о президентах, министрах, суверенах, но и об их ближайшем окружении. Благодаря своему служебному положению и влиянию в обществе ПЭП, или "политически уязвимая персона", подвергается потенциальному риску быть вовлеченной в коррупционные действия. Назовем вещи своими именами: ПЭП - это те, кто обладает властью и находится на виду: главы государств и правительств, видные политические деятели, высокопоставленные государственные служащие, а также лица из их семейного и личного окружения.
Хотя для банка любая ПЭП - это клиент повышенного риска, банковские отношения с ПЭП (денежные вклады, сбережения, управление капиталом и имуществом) административно разрешены. В настоящее время швейцарские банки взяли на вооружение политику "знай своего клиента" (know your customer), особенно если речь идет об открытии счета для ПЭП. Недостаточно прийти в банк с удостоверением личности и справками о законно полученных доходах. Банк обязан установить экономического бенефициара счета, т.е. истинного владельца средств. Как справедливо заметил руководитель отдела прессы Ассоциации швейцарских банкиров (Swiss Bankers Association) Джеймс Нейсон: "...ни один диктатор не открывает счет на свое имя. Они используют некие компании, адвокатов, открывают счета на имя своего телохранителя или любовницы. Обнаружить такие счета непросто". Поэтому принцип "знай своего клиента" предполагает получение и сбор достаточной информации для формирования "оперативного профиля" каждого из клиентов банка. Открытие счета для ПЭП в швейцарском банке обязательно визируется дирекцией банка. "Банкиры и финансовые посредники, обязаны следить за передвижением денежных масс, - объяснил Валентин Зелльвегер во время конференции в Женевском клубе прессы, темой которой как раз и были пресловутые "деньги царьков", - и если они замечают подозрительные движения капиталов, то они обязаны сообщить об этом в Бюро информации об отмывании денег (MROS) в Берне. Если подозрения подтверждаются, Бюро MROS направляет ходатайство в федеральную прокуратуру". "Швейцария как крупный финансовый центр мирового значения стремится защитить себя от грязных денег, - продолжает он. У нас есть закон о легализации (отмывании) денежных средств, и определенные статьи Уголовного кодекса предусматривают наказание за коррупцию и отмывание денег. Таким образом, власти Швейцарии сами могут возбудить и вести уголовное преследование. С другой стороны, расследование может вестись в стране-жертве коррупции. В таком случае, местные судебные власти направляют нам запрос о правовой помощи в ведении уголовного расследования".
Так, швейцарские власти оказали помощь России в деле Б. Березовского: в сентябре прошлого года крупнейшему авиаперевозчику страны ОАО "Аэрофлот" было возвращено более 52 млн. долларов.
С 1997 года Швейцария оказывала правовую помощь Украине в нашумевшем деле по обвинению в коррупции бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко. Правоохранительные органы Украины интересовались информацией о 39 "сомнительных" трансакциях на 13 банковских счетах в Швейцарии. 30 июня 2000 года суд кантона Женева признал Лазаренко виновным в отмывании денег и приговорил его к 18 месяцам лишения свободы условно. Украине были переданы в форме "компенсационного кредита" около 11 млн. швейц. франков. Десять лет назад Женевский суд рассматривал только два факта хищений Лазаренко, в результате которых деньги попали в швейцарские банки: хищение госсредств, выделенных сельхозпредприятию, и деньги Криворожского металлургического комбината. Суд отклонил довод защиты о том, что Лазаренко как жертва преследований нуждался в этих деньгах для финансирования своей политической деятельности. Российский журналист Игорь Седых, который в 2000 году освещал это дело и лично знал тогдашнего генерального прокурора кантона Женева, заметил следующее: "Украина просила Швейцарию заморозить и вернуть 20 млн. долларов, присвоенных Лазаренко и его помощником Петром Кириченко. Однако впервые в истории швейцарского правосудия обвинение пошло на внесудебный сговор. Генпрокурор Бернар Бертосса достиг соглашения с адвокатами Лазаренко, по которому тот полностью признал хищения по двум событиям в обмен на освобождение от преследования в Швейцарии. Теперь, как заявил его адвокат, известнейший мастер по такого рода делам Поль Гюлли-Харт, Лазаренко может сосредоточиться на более крупных обвинениях, нависших над ним за океаном".
Упоминание о деле Лазаренко не случайно. Известно, что 11 октября Печерский районный суд Киева приговорил бывшего премьер-министра Украины Юлию Тимошенко к семи годам тюрьмы по обвинению в превышении полномочий при подписании газовых контрактов с Россией в 2009 году и постановил взыскать с Леди Ю убытки, понесенные НАК "Нафтогаз Украины", в размере 1,516 млрд. гривен (около 189,5 млн. долларов). Через два дня, 13 октября, Служба безопасности Украины на основе требования минобороны РФ о возврате долга корпорации "Единые энергетические системы Украины" (ЕЭСУ), которой управляла в 90-е гг. Ю. Тимошенко, возбудила уголовное дело о растрате госсредств в особо крупных размерах. Речь идет о сумме в 405 млн. долларов. Взаимовыгодные дружба и партнерские отношения, которые связывали Павла Лазаренко, лидера партии "Громада", и Юлию Тимошенко, лидера БЮТ, общеизвестны. 21 октября на пресс-конференции в Интерфакс-Украина бывший заместитель генерального прокурора Украины Николай Обиход, комментируя реакцию западной общественности, заметил: "В США Лазаренко осужден на девять лет, и никакого возмущения мировой общественности не было. Между тем в материалах генпрокуратуры США по делу Лазаренко Тимошенко прямо называют его сообщницей. Однако Тимошенко никогда не судили как обычного гражданина. Придя к власти, она добилась закрытия уголовных дел". Вот очередное доказательство, что вышеуказанные ПЭП не только обогащаются за счет государства, но и благодаря своему служебному положению уходят от правосудия. А где осели коррупционные активы и наворованные в особо крупных размерах госсредства? Наверное, не в украинских или российских банках, а дальше - на западе или за океаном, или в надежной Швейцарии? Интересно, направила ли Генпрокуратура Украины в Швейцарию запрос о правовой помощи? Со временем ответы придут на все вопросы.
Эмилия Назаренко
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас