Удар по модернизации — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Удар по модернизации

Казна и Политика
1332
На прошедшей неделе Комитет исполнения обязательств Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций ввел временный запрет на торговлю Украиной квотами на выброс парниковых газов в рамках Киотского протокола. Это сужает возможности отечественных предприятий по модернизации своих производств.
Озвученная в августе угроза лишить Украину права торговать квотами 12 октября стала реальностью. В ООН не вняли просьбам министра экологии и природных ресурсов Николая Злочевского перенести рассмотрение данного решения на февраль 2012. Заверения министра, что украинская сторона учла все замечания международных экспертов к кадастру, не возымели должного действия. Представители ООН констатировали, что предоставление документации, не отражающей реального количества выбросов вредных веществ, - грубое нарушение ранее достигнутых договоренностей со стороны Украины.
Теперь наша страна сможет осуществлять проекты совместного внедрения лишь в рамках международной процедуры (Tрек-2), а также продолжать реализацию проектов за средства, уже вырученные от продажи квот. Безусловно, единственно возможная на данный момент международная процедура сложнее и дороже.
Как известно, существуют две схемы реализации проектов совместного внедрения: так называемые Трек-1 и Трек-2, основное отличие которых - в процедуре утверждения проекта. В рамках Трека-1 функции утверждения проекта и проверки результатов мониторинга исполняются согласно национальному законодательству страны, в которой реализуется проект совместного внедрения и возлагаются на специально уполномоченный государственный орган (в Украине - Государственное агентство экологических инвестиций). А в рамках Трека-2 - согласно процедурам и требованиям, утвержденным Комитетом по надзору за совместным внедрением, работающим в рамках Киотского протокола.
По последним данным, по процедуре Трек-1 в Украине реализуются 47 проектов, а вот по Tрек-2 - всего 17, и в в основном на предприятиях металлургии, энергетики, добычи угля и сельского хозяйства. Нерадивость чиновников, которые не смогли в нужный срок составить соответствующие бумаги, дорого обойдется украинским производителям. Теперь предприятиям, осуществляющим проекты совместного внедрения по национальной процедуре, остается лишь накапливать квоты сокращения выбросов, чтобы продать их сразу после того, когда санкции с Украины будут сняты.
Следует обратить внимание на следующее. Уменьшение выбросов фактически тождественно повышению энергоэффективности. И европейские, и американские предприятия, участвующие в рынках квот на выбросы, смогли повысить свою конкурентоспособность и энергоэффективность. Дальнейший устойчивый экономический рост невозможен на существующей основе - необходимы тотальная модернизация и повышение эффективности, в частности энергетической.
Кроме того, сейчас в международной торговле набирает силу новый феномен - углеродный протекционизм. Государства, которые ограничили свои выбросы парниковых газов (фактически это все развитые страны), стремятся защитить национальные рынки от дешевых товаров из регионов, где нет таких ограничений. Речь идет о реальных антидемпинговых пошлинах, например на металл, продукцию химической промышленности или другие энергоемкие товары. Для примера: в цене европейской продукции заложена углеродная составляющая, и, естественно, украинский металл, цена которого не содержит такую составляющую, получает преимущество. Уже сегодня под такие ограничения подпадают отечественные авиаперевозчики, завтра к ним могут присоединиться металлурги или химики. Поэтому действие национального рынка разрешений на выбросы является необходимым.
Безусловно, к столь плачевным последствиям для репутации и экономики страны привели нерешенные проблемы предыдущих лет: отсутствие Национального кадастра антропогенных выбросов, специального закона о регулировании антропогенных выбросов парниковых газов при достаточно развитой нормативной базе для реализации проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола.
В Верховной Раде зарегистрированы четыре законопроекта в сфере регулирования выбросов парниковых газов: №4750 "О регулировании и управлении выбросами и абсорбцией парниковых газов", №5166 "Об экологическом рынке", №5425 "О парниковых газах", №7231 "О регулировании в сфере энергосбережения". Но ни один из них до сих пор так и не принят.
Причем к одному документу прослеживается явно больший интерес, чем к остальным. Это законопроект №7231, который на 90% дублирует положения законопроекта №5425, снятого с рассмотрения 7 июля 2010 года. Документ был зарегистрирован в парламенте 7 октября 2010 года и уже 21 октября принят за основу в первом чтении. Поразительная оперативность, учитывая, что другие законопроекты по данному вопросу не выносились в зал Верховной Рады по полгода и более. При этом лоббисты документа еще и предприняли обходной маневр, проталкивая его через комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, в то время как остальные законопроекты рассматривались в комитете по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
Целью законопроекта № 7231 задекларировано совершенствование законодательного регулирования ограничения и сокращения антропогенных выбросов и поглощения парниковых газов, которые Украина обязана осуществлять согласно Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотскому протоколу к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В нем, в частности, определены основные принципы государственной политики в сфере регулирования выбросов и поглощения парниковых газов; система государственного управления и полномочия центральных органов исполнительной власти в данной сфере, порядок создания и функционирования национальной системы наблюдения; сбора, передачи и обработки информации, необходимой для оценки и контроля выбросов парниковых газов.
Также проектом предусматривается функционирование Национального кадастра и Национального реестра антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов, требования по распределению прав на выбросы парниковых газов и нормирования выбросов парниковых газов. Кроме того, определяются экономические механизмы стимулирования сокращения парниковых газов и регулируются иные вопросы, связанные с антропогенными выбросами и поглощением парниковых газов.
Анализ законопроекта показывает, что он не учитывает три ключевых критерия. Во-первых, законопроект должен предусматривать статус Украины как страны с переходной экономикой (то есть закладывать достаточное время для создания, подготовки, внедрения системы торговли; возможность подготовки операторов установок к обязательному сокращению выбросов парниковых газов). Во-вторых, нормы законопроекта должны быть приближены к нормам, предусмотренным европейской системой торговли выбросами (директивы ЕС 2003/87/ЕС, 2009/29/ЕС) и, в-третьих, обеспечивать интересы операторов установок, то есть украинского бизнеса.
При детальном анализе законопроекта видны его существенные недостатки. К ним, в частности, относятся слишком короткий срок для подготовки и внедрения системы торговли выбросами парниковых газов. Дата начала функционирования внутренней системы такой торговли - 1 января 2013 года. То есть отведено всего два года на создание системы торговли. В ЕС на построение аналогичной системы ушло 7 лет (с 1998 года, с момента принятия решения, и до 2005, когда заработала пилотная фаза торговли).
Кроме того, документ предусматривает возможность создания коммерческих предприятий для выполнения функций, относящихся к компетенции органов исполнительной власти. Это технические администраторы и независимые поставщики - юридические лица, которые по сути являются посредниками между операторами установок и Национальным агентством экологических инвестиций. А ведь создание новых коммерческих структур при органах исполнительной власти противоречит политике действующего правительства.
Также заложена возможность запрета использования технологий на действующих предприятиях, что приведет к административному и финансовому давлению на них. Ограничивается право торговли операторами установок непосредственно между собой, предлагается возможность торговли только на фондовой бирже с детальным описанием ее требований, что может свидетельствовать о защите интересов определенной фондовой площадки.
В законопроекте определена лишь одна отрасль, которая попадает под систему торговли выбросами - авиационные перевозки, и нет ни одной ссылки на другие отрасли. Прописаны порядки, которые должны утверждаться постановлениями Кабинета министров (порядок получения прав на выбросы, регистрация единиц прав на выбросы парниковых газов, прочее), что может привести к чрезмерной зарегулированности в данной сфере.
Впрочем, какие бы негативы не нес в себе первоначальный вариант документа, его можно доработать. Тем не менее, хотя после принятия в первом чтении в законопроект были внесены многочисленные позитивные поправки народных депутатов Дмитрия Шпенова, Сергея Глазунова, Бориса Дейча и других, на протяжении года он так и не был подготовлен ко второму чтению.
Бесспорно, Украине нужен закон, регламентирующий выбросы парниковых газов, а также предусматривающий функционирование Национального кадастра и Национального реестра антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов. Нормативно-правовой акт в упомянутой сфере позволит сократить выбросы парниковых газов, улучшить экологическую ситуацию в Украине, поможет техническому и технологическому переоснащению предприятий, их инновационному развитию, а также предотвратит применение санкций со стороны ООН.
Екатерина Глаз
По материалам:
МінПром
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас