По Диденко соблюли все условности — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

По Диденко соблюли все условности

Энергетика
1007
В громких процессах против чиновников появился первый осужденный. Три года условного срока получил экс-заместитель главы "Нафтогаза" Игорь Диденко. "Газовые" договоренности 2009 года начали приносить "уголовный" результат. То ли еще будет?
Осудили и свободен
В череде уголовных дел против бывших сильных мира сего украинская Фемида сказала первое веское слово. Пятого сентября приговор выслушал один из обвиняемых по делу о растаможке "газа RosUkrEnergo" - экс-заместитель главы НАК "Нафтогаз України" Игорь Диденко. Как известно, передача НАКу 11 миллиардов кубометров газа былого посредника была оспорена в Стокгольмском арбитраже. Украина дело проиграла, газ (вкупе со штрафом) пришлось вернуть, а СБУ плотно заинтересовалась событиями начала 2009 года.
Изначально по возбужденному летом 2010-го общему "газовому" делу кроме Игоря Диденко проходили также экс-глава Государственной таможенной службы Анатолий Макаренко и бывший первый заместитель главы Энергетической региональной таможни Тарас Шепитько. Все они были арестованы на протяжении июня-июля 2010 года и оставались под стражей около (а в случае с Диденко - и заметно более) года. Длительное пребывание бывших чиновников в СИЗО неоднократно осуждалось как украинскими, так и зарубежными правозащитниками. Но Шепитько и Макаренко выпустили под подписку о невыезде только в начале июля 2011 года. А Игорь Диденко оказался на свободе лишь после оглашения приговора.
Тогда большая строгость к экс-представителю верхушки "Нафтогаза" объяснялась опасениями по поводу его возможного отъезда за границу. Но затем "подсудные" пути фигурантов обощенного дела разошлись серьезнее. Двадцать пятого июля дело Игоря Диденко было выделено в отдельное производство. А уже 30 августа стало известно, что бывшему чиновнику изменили статью УК - со 191-ой (растрата чужого имущества в особо крупных размерах) на 364-ю. Замена обвинений на злоупотребление властью или служебным положением была воспринята как смягчение. Наконец, 5 сентября стал известен приговор: хотя прокуроры просили пять лет, итог - три года лишения свободы с трехлетней же отсрочкой (то есть, фактически - условный срок). Никакой конфискации, но годовой запрет на занятие должностей, "связанных с выполнением административно-хозяйственных функций на предприятиях всех форм собственности". В тот же день с имущества осужденного был снят арест, а сам он - выпущен на свободу.
Адвокат обвиняемого Игорь Степанов, хоть и упоминал о надеждах на оправдание, затем отметил, что приговор был "достаточно непредвзятый и достаточно хороший". Будут ли обе стороны: как защита, так и обвинение - подавать на апелляцию - пока неизвестно. Для того чтобы определиться, у обеих сторон есть 15 суток с момента оглашения приговора.
Итог или репетиция?
Сравнительно мягкий приговор Игорю Диденко был воспринят неоднозначно. Юристы комментрировать его не спешат, а потому главными темами обсуждения быстро оказались "Почему так мало?" и "И что будет дальше?".
Относительно доброжелательности правосудия мнения разошлись. Базовых версий несколько. Одна из них объясняет мягкость вердикта малой виной самого осужденного. "Есть несколько причин, почему было принято решение осудить Диденко условно. Первая - он вообще не должен был сидеть. Сажать за то, что человек выполнял поручения премьер-министра? За что здесь сажать? Он же не человека убил, это ведь не Пукач", - считает директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. С другой стороны, отмечают специалисты, отзывчивость Фемиды может объясняться обострением отношений и с Россией, и с Западом. В разгар кризиса энерго-политических отношений с Кремлем суровое наказание за "газовые" дела может показаться недипломатичным. Хотя здесь стоит учитывать, что тему "Газпрома" в деле "Нафтогаз" и таможня против RosUkrEnergo" остальные заинтересованные стороны стараются не вспоминать… Ну а на Западе жесткость судебных процессов уже давно называют возможным барьером для безболезненной ассоциации с ЕС.
Третьим, и, как может показаться, даже более популярным пояснением дозированной суровости закона остается предположение о "бартере": мягкий приговор в обмен на смену публичного мнения по поводу вины Юлии Тимошенко. О том, что он руководствовался директивами премьера, Игорь Диденко заявлял и ранее. Но, стоит заметить, что еще в апреле 2011 года он был убежден, что договоренности украинского и российского премьера пошли стране на пользу. "…Уже 20 января возобновились поставки газа в Украину и транзит газа в Европу, где граждане замерзали в госпиталях, в Украине, слава Богу, не замерзали", - описывал подсудимый последствия принятых решений. Не делал неприятных для экс-премьера заявлений Диденко и 29 июля, когда его допрашивали как свидетеля по делу Тимошенко. Но затем тональность заявлений одного из высокопоставленных обвиняемых изменилась. "Я бы никогда не подписал договоры, которые я подписал, и не вынес бы их на рассмотрение правления, если бы я только знал, что директивы, которые обязывают меня подписать эти договоры, были приняты единолично Тимошенко, а не были приняты коллегиально органом Кабинета министров Украины", - посожалел о содеянном Игорь Диденко.
В лагере сторонников бывшей главы правительства такая смена курса не прошла незамеченной. Сама Юлия Тимошенко поддержала осужденного и понадеялась на его будущее оправдание. "Вместо интересов газовой мафии он защитил интересы государства, поэтому приговор незаконный, и я убеждена, что со временем Игорь Диденко будет реабилитирован, как и все политические заключенные", - уверена экс-премьер. При этом Юлия Владимировна не исключала, что показания экс-"нафтогазовцев" Олега Дубины и Игоря Диденко могли быть получены под давлением. "Я хочу сказать, что под запугиванием и Дубину, и Диденко, под давлением представителей режима вынудили дать показания, что они были якобы убеждены, что это решение правительства", - допускает она. Точка зрения "Во всем виновато давление" (слово "сотрудничество", не в пример политологам, политики стараются не употреблять) в БЮТ, похоже, пока основная.
Генеральная прокуратура, в свою очередь, еще в июле (после того, как "задержавшемуся" под арестом Диденко сменили статью) отрицала возможность воздействия на известных подозреваемых (то есть, кроме Диденко - иеще и на Тараса Шепитько и Анатолия Макаренко). По результатам проверки подтверждения "втягивании стражей порядка в политические процессы, использовании ими методов для давления на людей, запугивания граждан Украины" не нашли. Зато слово "сотрудничество" (в большинстве случаев - в отношении Макаренко и Шепитько) уже употреблялось.... Возможно, поэтому окружение Юлии Владимировны опасается дальнейшего развития ситуации по такому сценарию. "Я понимаю, что прокуратура, возможно, сейчас начнет очередные танцы с волками… заставив человека изменить показания под давлением, под предлогом или под поводом изменить ему на более мягкую перспективу", - предполагает нардеп Сергей Власенко.
Интерес соратников Тимошенко к дальнейшему развитию событий закономерен - еще одним предметом оживленного обсуждения стало возможное влияние завершения процесса против Игоря Диденко на судьбу других представителей бывшей власти, находящихся под судом и следствием.
Каким бы ни был приговор, само окончание первого громкого судебного процесса продемонстрировало: в "коррупционных" делах отечественная Фемида пока готова идти до конца. Правда, не до такого, чтобы это вызвало жгучее осуждение наблюдателей: Диденко осужден, но отпущен из-под стражи - уже повод поговорить о гуманности отечественного правосудия!
А вот стоит ли и другим подозреваемым рассчитывать на подобную гуманность - уже другой вопрос. У специалистов единого мнения по этому поводу не существует. Первый приговор может быть и признаком "оттепели", и проверкой реакции (как местной оппозиции, так и зарубежья), и исключением из создаваемого прямо сейчас правила. "Условный срок Диденко наверняка зажег луч надежды в сердцах сторонников Тимошенко, но я не уверен, что и ее ждет то же: и обвинение у экс-премьера серьезнее, и желание наказать ее у власти намного сильнее", - напоминает политолог Владимир Фесенко.
Окажется приговор первой ласточкой или затишьем перед бурей - покажет будущее. Долго ждать, возможно, не придется - продолжение суда над Анатолием Макаренко и Тарасом Шепитько назначено на конец сентября, а окончания процесса против Юлии Тимошенко ее сторонники ожидают практически со дня на день. Между тем, стоит помнить о том, что итог суда над Игорем Диденко показателен не только как приговор бывшему чиновнику топ-уровня, обвиняемого в коррупции. Не следует забывать, что свое обвинение в злоупотреблении властью "свежеосужденный" получил, выполняя указания сверху. А значит - "директивы" Юлии Тимошенко фактически поставили "вне закона" еще до того, как завершился процесс над экс-премьером.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас