Космические карты — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Космические карты

Казна и Политика
1956
Рывками продвигается вперед история с введением электронных социальных карт. После относительно долгого затишья заместитель председателя Киевской городской государственной администрации (КГГА) Руслан Крамаренко представил проект “Карты киевлянина”, которую собираются ввести уже 1 октября.
Размах
Напомним: идеей внедрения электронных социальных карт (ЭСК) на общенациональном уровне озаботился прош­лой осенью Кабинет министров. Для этого было решено с 1 января 2011 г. запустить пилотные проекты в Киеве, Харьковской и Черновицкой областях, а также в Крыму. Позже было решено “обкатку” проводить только в Черновицкой области, а в остальных регионах правительство распорядилось все эксперименты с социальными карточками прекратить - до поступления дальнейших инструкций.
В феврале вице-премьер-министр - министр социальной политики Украины Сергей Тигипко заявил, что ЭСК будут введены до 2015 г.: “Я уверен, что до 2014-2015 гг. мы сможем реализовать этот проект”. Чиновник объяснил, что сейчас правительство совместно со Всемирным банком завершает разработку документации, и в ближайшие два года будет создана база данных украинцев. Кроме того, перед введением карточек потребуется принять ряд законов для защиты персональных данных граждан.
Согласно разработанному Минфином законопроекту “О внедрении электронной социальной карты”, ЭСК получат все участники системы общеобязательного государственного социального страхования (около 34 млн человек). На ней будет храниться информация о льготах, услугах, выплатах и других гарантиях, право на которые имеет гражданин. До 31 декабря 2014 г. получение льгот возможно как при наличии карты, так и без нее, но с 2015 г. льготы будут доступны только владельцам карт.
В правительстве ожидают, что реализация проекта позволит сделать прозрачной систему распределения социальных льгот и в целом обеспечит экономию средств госбюджета в размере 5-10 млрд грн. ежегодно. И если сейчас, по расчетам чиновников, из общего объема государственных средств, выделяемых на защиту бедных, непосредственно до малоимущих доходит всего 23%, то после введения ЭСК этот показатель должен достичь 50%.
По словам члена Государственной межведомственной комиссии по внед­рению соцкарты Виктора Кравца, чипы для социальных карт с идентификатором придется заказывать за рубежом. Например, компания Philips, по его оценкам, может запросить $2 за 1 шт. при заказе более 500 тыс.шт.
Кстати, в России ЭСК действуют уже повсеместно: начиналось все с известной “Карты москвича”, но сейчас карточки введены в большинстве регионов.
Украинское правительство хочет ввести карты централизованно, и в этом есть смысл: по словам Дмитрия Солонского, советника председателя Федерации работодателей Киева (г.Киев; объединяет 24 организации; с 2009 г.), с бессмысленным дублированием процессинговых систем сложно бороться в частном секторе (например, две скидочные карты разных магазинов, расположенных на одном и том же этаже торгового центра), но уж государство-то имеет все возможности унифицировать и рационализировать процесс с самого начала.
Речь идет об унификации не только вертикальной, но и горизонтальной: вместо десяти карточек (проездные, удостоверение личности, карты социальных фондов, ЖЭКов и т.д.) лучше иметь одну. А для этого имеет смысл изначально координировать усилия в рамках централизованного процесса.
Удельная карта
Но такой образ мыслей, конечно, чужд чиновнику, получившему полномочия запустить потенциально “хлебный” проект, сулящий прибыльное “общение” с частными подрядчиками. Поэтому, например, в Киеве идею ввести “удельную” социальную карту вынашивали еще при мэре Александре Омельченко.
В феврале 2004 г. по его распоряжению была создана рабочая группа для внедрения проекта. К его реализации были привлечены КГГА, Киевский метрополитен, банк “Хрещатик” и платежная система VISA. Но тогда тендер так и не был проведен, не была разработана даже концепция. Стало ясно, что конец истории наступит нескоро.
Следующая городская администрация, которую возглавлял Леонид Черновецкий, вознамерилась выдать специальные карты не только льготникам, а вообще всем киевлянам. Еще в октябре 2008 г. обсуждалась идея заложить в бюджет города на 2009 г. не менее 50 млн грн. на реализацию первого этапа соответствующего проекта. К эмиссии карт тогдашний первый заместитель председателя КГГА Анатолий Голубченко предполагал привлечь российский “БМ Банк”.
Нынешнее руководство КГГА не оставляет попыток поскорее ввести киевскую социальную карту. В декабре прошлого года Руслан Крамаренко сообщил, что готов выпускать ЭСК уже с января 2011 г. (вероятным партнером назывался банк “Хрещатик”), осталось выбить у Минфина финансирование (всего ничего - 8 млн грн.). В марте чиновник заявил, что введение социальных карт перенесено на третий квартал, который сейчас как раз в самом разгаре. А запуск карт в тестовом режиме (20 тыс.шт.) был запланирован на второй квартал.
Если очень хочется
В начале августа был обнародован новый план. Из названия карточки исчезло слово “социальная”: теперь она фигурирует во всех документах и заявлениях как “Карта киевлянина”. Это связано с правительственным мораторием на все эксперименты с социальными картами. Не­удивительно, что в преамбуле к распоряжению КГГА №981 от 15.06.11 г. “О подготовительных работах по внедрению в г. Киеве “Карты киевлянина” не оказалось ссылки на одобрение выпуска ЭСК Государственной межведомственной комиссией: инициатива киевских властей реализуется в полуподпольном режиме.
Рассогласованность процессов введения ЭСК на общенациональном и городском уровнях г-на Крамаренко не смущает: “Если киевляне будут иметь дополнительные льготы и дополнительные доплаты, то никто не откажется и от дополнительной карточки с дополнительными деньгами”. Правда, здесь встает еще один извечный вопрос: кого считать киевлянином? КГГА под таковыми подразумевает лишь обладателей заветной киевской регистрации, не относя к жителям столицы тех, кто, не имея прописки, работает на предприятиях города, наполняя его бюджет, делает покупки и пользуется социальной инфраструктурой Киева.
Отчаянная восьмерка
Киевские власти клятвенно заверяют общественность, что на техническую реализацию их задумки не будет потрачено ни копейки бюджетных средств. “К 2015 г. правительство введет социальные карточки. А КГГА планирует параллельно ввести “Карту киевлянина”, которая будет хранить информацию о тех льготах, которые предусмотрены нормативными актами Киевсовета, а не об общенациональных. Это чисто инвестиционный проект, на его реализацию не предусмотрено выделение никаких бюджетных средств”, - пояснил начальник Главного управления транспорта и связи КГГА Евгений Водовозов.
Он - один из восьми членов рабочей группы по внедрению карточки. Помимо него в группу, возглавляемую г-ном Крамаренко, вошли еще один заместитель председателя КГГА Леонид Новохатько, директор КП “Главный информационно-вычислительный центр”, начальники еще двух главков КГГА, директор НИИ социально-экономического развития города и начальник Киевского метрополитена. Те же люди являются и членами конкурсной комиссии по проведению отбора исполнителей работ.
То есть все поставлено под контроль не очень широкого круга лиц. Восемь чиновников, подчиненных главе КГГА, будут самостоятельно определять ход работ и подбирать исполнителей.
Согласно распоряжению КГГА №1344 от 29.07.11 г., конкурс должен быть проведен в августе. 8 августа Руслан Крамаренко заявил, что пилотный проект запустят 1 октября, в полном же объеме карточную систему планируют ввести уже в январе 2012 г. Реалистичность таких сроков вызывает сомнения.
Интересная история
Многообразие сроков и графиков работ при полнейшей неопределенности с основными элементами (например, с банком - эмитентом карт: то говорят о банке “Хрещатик”, то утверждают, что льготники смогут выбирать банк по своему усмотрению) наталкивает на мысль о том, что киевские власти более заинтересованы в самом процессе, чем в достижении конечной цели.
Например, странно выглядят заверения г-на Водовозова в том, что ни копейки бюджетных денег не будет потрачено и все расходы на себя возьмут некие “инвесторы”. Галина Голеусова, начальник управления социальной защиты Федерации профсоюзов Украины, недоумевает: “Если никакие деньги из бюджета не выделяются, на чем же планируют заработать инвесторы?”. В свою очередь, Алексей Маркусь, исполнительный директор Киевской городской ассоциации работодателей , отметил: “Непонятно, о чем вообще идет речь - о социальном проекте или о бизнесе? Похоже, КГГА сама запуталась”. Иначе он истолковать слова г-на Водовозова об “инвестициях” не может: ведь социальный проект заведомо будет убыточным или, как минимум, неприбыльным; тогда как инвестиционный предполагает получение инвестором прибыли. “Из проекта нужно полностью убрать инвестиционную составляющую”, - считает Маркусь.
Между тем частные предприятия жаждут быть допущенными к реализации проекта. Так, Лилия Бородулина, исполнительный директор консорциума “АСТЕК”, на “круглом столе” 16 августа устроила целое театрализованное представление, рассказывая, как прекрасно выполнит ее компания поставленные задачи. Понятно, что без частного бизнеса не обойтись, вопрос только в том, какую роль он будет играть: исполнителя работ (тогда за работу должна будет платить городская община) или инвестора (тогда прибыль будет извлекаться из обслуживания льготников).
Гони монету
Много вопросов вызывает поставленный во главу угла принцип монетизации и адресного характера льгот. По расчетам г-на Крамаренко, из 80 тыс. льготников, за которых город платит перевозчикам, реально своими льготами пользуются около 20 тыс. Тем не менее денег он намерен выдать всем поровну: и тем, кто совершает по десять поездок в день, и тем, кому никакой проезд вообще не нужен.
“Монетизация приведет к тому, что льготы будут лишены целевого характера. Сейчас он имеется: льгота распространяется конкретно на проезд в общественном транспорте, именно на это выделяются средства. Если человеку будут просто выдавать деньги, он сможет потратить их на что угодно”, - отмечает заместитель председателя фракции “УДАР Виталия Кличко” в Киевсовете Наталья Новак.
Именно так все и будет, подтверждает Руслан Крамаренко: “У человека на карточке будет определенная сумма, начисленная на месяц. Если он ее использует на другие цели, то уже не сможет пользоваться транспортом бесплатно”. При этом чиновник упоминает поучительный опыт Ярославской области РФ, где после монетизации льгот на жилищно-коммунальные услуги население на полученные “живые” деньги начало покупать продукты питания, а за “коммуналку” платить отказалось.
Введение новой системы теоретически должно поправить финансовое состояние КП “Киевский метрополитен”, жалующегося на засилье льготников, за перевозку которых с ними бюджет рассчитывается не полностью и с задержками. Хотя вряд ли 80 тыс. льготников на самом деле играют значимую роль для предприятия с суточным пассажирооборотом 1,38 млн человек.
Гораздо больше пользы будет, если метрополитен разберется с финансовыми потоками от рекламы, удивительным образом огибающими счета коммунального предприятия (при том что обилие рекламы в киевском метро поражает и россиян, и европейцев). Зато у льготников финансовых проблем прибавится: даже те, кому хватит на проезд 120 грн. в месяц, теперь столкнутся с задержками начислений и тому подобными проблемами, которые сейчас их не волнуют.
Ко всему сказанному следует добавить так называемую “проблему большого брата” - защиту персональных данных. В европейских странах для этого информацию о гражданах разного характера рассредоточивают в разных профильных цент­рах, тогда как в Украине власти, похоже, намерены создать гигантскую единую базу данных.
Кроме того, стандартная практика - максимальное обезличивание тех данных, которые все-таки необходимо собирать. Но карточка двойного назначения (социальная и банковская) никак не может быть “обезличенной”.
Явное невнимание киевских чиновников к конечной цели и сосредоточенность на текущем процессе наводят на определенные мысли. “Почему в рабочую группу вошли только восемь человек, и все от КГГА? Это вопрос общественной значимости. Давайте тогда в соответствии с принципом трипартизма введем туда еще восемь человек от работодателей и восемь - от профсоюзов”, - призывает Алексей Маркусь. “Проект требует серьезной общественной экспертизы и тщательной доработки с учетом позиции специалистов”, - солидарен с ним Валентин Мельник, глава Киевского городского совета профсоюзов.
Как будет работать
По замыслу киевских властей, пилотный проект по введению “Карты киевлянина” будет иметь исключительно узкую сферу применения: “оптимизация” льгот на проезд только в столичном метрополитене. Идея заключается в том, чтобы выдать карты тем киевлянам, которые пользуются льготами, утвержденными Киевсоветом и не имеющими общенационального распространения. Речь идет о пенсионерах (всех, а не только ветеранах труда), студентах, школьниках, сотрудниках налоговой службы, МВД, СБУ.
Примечательно, что данной льготой от щедрот киевского бюджета пользуются клерки силовых ведомств, но она не распространяется почему-то, например, на участковых врачей. Всего таких счастливчиков в КГГА насчитали 80 тыс. человек. В основе замысла - монетизация льгот и переход к адресному принципу их предоставления.
Это значит, что, вместо того чтобы выделять Киевскому метрополитену энную сумму из городского бюджета на покрытие убытков, которые тот терпит, бесплатно катая льготников, власти будут напрямую класть какое-то количество денег на счет самому льготнику. По расчетам Руслана Крамаренко, это сократит расходы на льготный проезд в 2 раза благодаря устранению непрозрачных схем перебрасывания денег между счетами.
“Мы знаем, что проездной билет стоит 80-120 грн. в месяц, поэтому эти 120 грн. будут переведены на счет каждого человека, который входит в упомянутые 80 тыс. граждан”, - пояснил г-н Крамаренко. Метрополитен избран местом проведения эксперимента потому, что там уже установлено все необходимое оборудование, в отличие от наземного транспорта.
Таким образом, для запуска проекта необходимо только выпустить сами карточки, которые будут совмещать в себе функции банковской платежной карты и удостоверения льготника.
Предполагается, что льготник должен прийти с пакетом документов в социальную службу, которая одновременно будет играть роль банковского агента. Там в электронную базу введут его данные, включая фотографию, и передадут эту информацию в единый процессинговый центр.
Оттуда данные поступят в центр эмиссии карт, который напечатает чиповую карту с двойным интерфейсом: банковским и “пропускным”. Затем карту передадут в социальную службу, где ее сможет забрать пользователь. Все его манипуляции с картой будут контролироваться и учитываться соответствующими службами. Не проще ли купить и передать льготникам 80 тыс. проездных на метро (раз уж выбрана схема, описанная Крамаренко), чем эмитировать электронные карточки?
Технологии
Подозревать худшее заставляет печальный опыт предыдущей команды, руководившей Киевом при Леониде Черновецком. Речь, в частности, идет о коррупционном скандале вокруг двух проектов, аналогичных нынешнему, общей стоимостью 45 млн грн. В связи с этим 26 января было возбуждено дело против бывшего начальника Главного управления связи, информатизации и защиты информации КГГА.
Суть дела такова - в 2009 г. этот чиновник вместе с другими служащими КГГА и одного из коммунальных предприятий города заключили договор со столичной фирмой на строительство в помещении КГГА двух информационно-аналитических центров - “Безопасная столица” и “Единый центр учета пассажироперевозок”.
Для проведения работ строительная фирма получила из госбюджета первый транш в размере 17 млн грн. Из них 810 тыс.грн. были использованы на косметический ремонт помещений аналитических центров, 973 тыс.грн. пошли на приобретение компьютерного оборудования и 1,217 млн грн. - на специальное программное обеспечение. Остальные 14 млн грн., как утверждается в пресс-релизе МВД, были переведены в наличность через фиктивные предприятия и присвоены злоумышленниками.
Денис Горбач
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас