Ко Дню Конституции: Вернулись к истокам. И дальше пошли? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Ко Дню Конституции: Вернулись к истокам. И дальше пошли?

Казна и Политика
650
Пятнадцатая годовщина принятия Основного закона оказалась еще более символичной, чем можно было предположить год назад. 28 июня Украине предстоит отпраздновать День именно той Конституции, которую парламент принял в 1996-м. С легкой руки КСУ политреформа-2004 ушла в прошлое.
В последние годы практически каждое празднование Дня Конституции в Украине сопровождается не только славословием в адрес "державотворческого документа", но и намеками власть предержащих на то, что совершенству оного не должно быть предела. Последние годы правления Виктора Ющенко прошли под знаком намерения "Хорошо бы переписать!". Причем желание отредактировать всласть Основной закон тогда обуревало не только главу государства, но и лидеров крупнейших политических сил. Недаром ведь в 2009 году чуть ли не главной летней сенсацией стал попавший в СМИ проект гипотетической Конституции а-ля широкая коалиция БЮТ+ПР...
С приходом к власти Виктора Януковича "ремонтно-конституционные" настроения в политикуме не утихли. И уже поздравляя соотечественников с первым "тематическим" праздником, новый президент не преминул напомнить: в 1996-м Конституция у нас была хорошая, а вот перемены 2004 года - "стали причиной разбалансирования и серьезного кризиса власти". Можно сказать, что год назад гарант честно предупредил народ - переменам быть. "… Опыт государственного строительства в течение лет, прошедших со времени принятия Основного закона, засвидетельствовал – Конституция Украины в современных динамичных исторических условиях требует некоторых изменений", - констатировал Виктор Федорович. И обещанные изменения не заставили себя долго ждать. За минувший год Основной закон успели-таки поменять. Даже дважды.
На протяжении лета-начала осени 2010 года политическая среда в Украине бурлила, выясняя, как же именно можно будет переписать Основной закон с наименьшими затратами для правящего лагеря. Помимо традиционной модели - сколотить пусть не стабильное, но хоть ситуативное большинство в 300 голосов - всерьез рассматривался и новый проект закона о референдуме. Такой, который позволил бы вводить в действие законы (начиная с самого главного) волею народа, минуя согласие или несогласие его избранников. В конечном итоге смелое законотворческое начинание так и не было принято, но к середине осени выяснилось, что менять Конституцию в Украине можно намного быстрее и проще. Утрясать реформационные порывы с 450 парламентариями инициаторам немедленных изменений не пришлось. Консультации 18 специалистов было достаточно.
Обнародованное 1 октября 2010 года решение Конституционного суда, которое аннулировало политреформу-2004, мгновенно преобразило законодательную реальность. Совсем уж неожиданным вердикт КСУ назвать было нельзя, сенсацию, скорее, обеспечили его детали. В первую очередь, "автоматическое" возвращение "старой" Конституции - без необходимости освящать ее в парламенте. И пусть вскоре народным избранникам пришлось-таки поработать (например, переиначить под новые правила игры закон о правительстве и ряд других нормативных актов), власти стояли на том, что "новая старая" Конституция вернулась в одночасье.
Чуть ли не за одну ночь Украина снова превратилась из парламентско-президентской республики в президентско-парламентскую. Благодаря решению судей Виктор Янукович обрел полномочия, которых успел лишиться Виктор Ющенко. Предыдущие старания правящего лагеря замкнуть вертикаль власти на главу государства увенчались сокрушительным успехом. С 1 октября к гаранту вернулось (кроме прочих) право предлагать парламенту премьера, формировать и расформировывать министерства и центральные органы власти (чем Виктор Федорович затем в полной мере воспользовался в ходе декабрьской админреформы), утверждать состав Кабмина, управлять последним посредством "распоряжений"... Где президент выиграл, там парламент проиграл. Триумфальное возвращение Конституции-96 не только урезало полномочия ВРУ, но и отправило в небытие некоторые "пережитки" политреформы: такие как необходимость создавать именно коалицию, а не "просто" большинство, и, что немаловажно, подобие императивного мандата. В итоге вердикт КСУ ускорил и без того наметившийся процесс уменьшения политического веса Верховной рады. К лету 2011-го парламент все убедительнее превращается в совещательный орган по утверждению спущенных свыше решений...
Осенним блиц-кригом "Реальность против Конституции" корректировщики Основного закона не ограничились. С момента принятия решения Конституционного суда ткань закона номер один получила еще одну "заплату". Резкое возвращение к правилам 1996 года не только официально закрепило и без того сложившийся баланс властных полномочий, но и обеспечило хронологические проблемы. Как известно, такое "благо цивилизации", как пятилетний срок полномочий для парламента, было аннулировано вместе с другими нормами политреформы. Но мысль о том, чтобы трудиться в сессионном зале всего четыре года (да еще и с перспективой переизбраться в марте 2011-го, как того требовала буква реанимированной Конституции) народных избранников не слишком вдохновила. Мысль о скором роспуске, похоже, оказалась для депутатов нестерпима, и - теперь уже в полном соответствии с двухэтапной процедурой - ВРУ приняла поправки, которые не только унифицировали нормы до "Всем - по пять лет", но и составили расписание на ближайшие годы, закрепив за следующими парламентскими выборами осень 2012-го, а за президентскими - весну 2015 года.
Изменения, дающие парламенту возможность вздохнуть с облегчением, глава государства подписал в начале февраля. Можно было бы сказать, что с тех пор Конституция смогла "спать спокойно". Но долгий покой Основного закона в планы Банковой, похоже, не вписывается.
Несмотря на то, что возвращение Конституции-96 было весьма удобно для нынешнего руководства страны, риск почивать на лаврах основе основ украинского законодательства пока определенно не грозит. С одной стороны, о необходимости сделать Конституцию уже демократичнее и еще человечнее неоднократно вспоминал глава государства. С другой - специфика украинских политреформ заметно обескуражила Запад. "Главная рекомендация - не останавливаться на этом Украине, а продолжать демократическую конституционную реформу", - еще в ноябре 2010 года напоминал Киеву секретарь Венецианской комиссии Томас Маркет. И сильные страны сей ко мнению Европы готовы прислушаться.
В случае с оригинальным возвращением в силу старой доброй Конституции главенствующую роль, вероятнее всего, сыграл принцип политической целесообразности. Тогда властям удалось добиться желаемого результата минимальными усилиями. После чего появилось время и для приличий, и для красивых жестов...
От идеи принять совсем новую Конституцию (пока речь идет именно о новой редакции, а не о комплекте поправок) Виктор Янукович отказываться не стал. В конце февраля гарант издал указ, давший старт его новому начинанию - Конституционной ассамблее. Именно этому коллегиальному органу предстоит утверждать потенциальные наработки научно-экспертной группы, на которую и возложен нелегкий труд очередного переписывания Основного закона. Ответственным за сверхзадачу оказался не нынешний президент, а один из предыдущих - Леонид Кравчук, который и возглавил экспертную группу.
Подробности того, каким именно будет Основной закон Кравчука-Януковича, пока еще остаются тайной. Инициаторы предпочитают отделываться довольно общими фразами. "Новая Конституция должна стать по-настоящему общим делом, результатом "общественной договоренности" между гражданами по вопросу организации своего государства", - в таком контексте идея прозвучала в последнем послании главы государства к парламенту. Леонид Кравчук ненамного конкретнее. "То есть, идет речь о том, что текст Конституции от "а" до "я" будет пересмотрен", - говорит первый президент, поясняя, что реформаторы коснутся и прав со свободами, и местного самоуправления, и избирательных правил... Но, снова-таки - поясняет без подробностей. Наверное, потому что время еще есть - на то, что новации заработают еще при нынешнем составе ВРУ никто не рассчитывает.
Главное, чтобы такое в высшей степени благородное намерение не пострадало от манеры выполнения. В День Конституции-2010 Виктор Янукович говорил о том, что "в основе конституционных изменений должен быть заложен принцип общественного консенсуса, объединения политических и общественных сил вокруг идеи развития страны, устранения факторов напряженности в государстве". На деле же услуги общества не понадобились, консенсуса конституционных судей для пресловутых конституционных изменений оказалось вполне достаточно. Теперь же власти обещают пойти совсем другим путем - так, чтоб и обсуждение прошло, и зарубежные эксперты одобрили, и чтоб с референдумом и вообще - в лучших демократических традиций развитых стран... Но удастся ли им сойти с уже разведанного и такого удобного пути?..
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас