Размер имеет значение — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Размер имеет значение

Энергетика
794
Неспособность Минэнергоугля урегулировать ситуацию на рынке нефтепродуктов Украины и повлиять на поведение нефтетрейдеров начинает привлекать внимание таких крупных участников мирового рынка, как Газпром. Недавно компания "Газпром нефть" заявила о том, что планирует купить сеть АЗС в Украине. Решение российской компании, отмечают эксперты, вызвано привлекательностью украинского рынка и достаточно высокой уязвимостью нефтетрейдеров.
Отметим, что в этом году "Газпром нефть", дочка Газпрома, уже сделала одно громкое заявление о выходе на британский рынок нефтепродуктов. В частности, российский нефтегазовый концерн запланировал покупку 800 автозаправок у французского нефтяного концерна Total. Данную сделку Газпром оценивал в 1,5 млрд долл.
В планы компании Total входила продажа 800 автозаправок, нефтеперерабатывающего завода и подземного нефтепровода длинной 247 км, который обеспечивает топливом юг Англии и международный аэропорт Хитроу. Для поиска покупателя в Англии французский концерн нанял инвестиционный банк JP Morgan. Предложение о покупке английских активов Total Газпром планировал сделать от имени "Газпром нефти", однако россияне сразу заявили, что в планы компании не входит покупка нефтеперерабатывающего завода.
Газпрому принадлежит 95,68% акций "Газпром нефти". Компания занимает 5 место в России по объемам добычи нефти. Чистая прибыль в I квартале текущего года выросла почти в 1,7 раза и составила 23,759 млрд руб. "Газпром нефть" владеет сетью из 1596 АЗС в России, странах СНГ и Европе.
По мнению экспертов, покупка 800 автозаправок в Англии может сделать Газпром крупнейшим поставщиком топлива в Великобритании, поэтому неудивительно, что британские власти обеспокоены приходом на их рынок российского гиганта. Помимо Газпрома, активами Total интересуются индийский концерн Essar и американский Valero. Эксперты отмечают, что если Газпром откажется покупать НПЗ и подземный нефтепровод, то компания Total продаст свои английские активы, скорее всего, индусам или американцам.
Вслед за информацией о возможном выходе на британский рынок генеральный директор "Газпром нефти" Александр Дюков заявил о возможном приобретении сети АЗС в Украине. "Рынок достаточно интересный, перспективный, мы рассматриваем возможность приобретения АЗС", - сказал он. При этом Дюков подчеркнул, что объект покупки должен быть в первую очередь качественным, но задачи выйти на украинский рынок любой ценой компания пока перед собой не ставит. При этом глава компании не уточнил, какой именно сетью АЗС интересуется его компания, отметив только, что "размер имеет значение".
Заинтересованность Газпрома, отмечают эксперты, не случайна, так как украинский рынок действительно перспективный в первую очередь относительно величины рынка и уязвимости участников рынка. Последняя бензиновая война Минэнергоугля и участников рынка является ярким тому примером. Министерство под руководством Юрия Бойко, пытаясь реформировать рынок без существенной подготовки, полностью провалило миссию еще в зародыше. К несчастью Минэнергоугля "реформирование" совпало с ростом цен на нефтепродукты на мировом рынке. В результате Бойко пришлось бороться с ростом цен на топливо и отложить идею реформирования рынка.
Это показало, насколько правительство неспособно справиться с участниками рынка нефтепродуктов. Ситуацию неспособны были урегулировать никакие методы: ни штрафы Антимонопольного комитета, ни обещания предоставить льготы нефтепереработчикам. В частности, Минэнергоугля предлагало до конца следующего года установить нулевую ставку НДС на импорт нефти и нефтепродуктов, ввозимых для переработки на НПЗ с полным технологическим циклом.
К таким нефтеперерабатывающим заводам относятся Кременчугский НПЗ, Лисичанский НПЗ, Одесский НПЗ, Дрогобычский НПЗ, Надворнянский НПЗ и Шебелинский ГПЗ. Кроме этого, также предлагалось ввести долгосрочные льготы на ввоз оборудования: нулевую ставку НДС на оборудование, которое не производится в Украине и предназначено для модернизации нефтеперерабатывающего производства.
Тут следует отметить, что, планируя провести реформирование рынка нефтепродуктов, Минэнергоугля встало на сторону местных переработчиков, желая увеличить объемы транзита нефти в стране и ее переработку. Таким образом, импортеры оказались в немилости. По отношению к ним было начато специальное расследование, так как в прошлом году импорт нефтепродуктов в Украину возрос с 3,8 млн до 4,5 млн тонн, что составило около половины емкости рынка. Данное расследование было инициировано собственниками нефтеперерабатывающих заводов.
Нефтепереработчики требовали введения пошлины на импорт нефтепродуктов, что способствовало бы защите отечественного производителя. Однако в итоге данные меры привели к сговору среди импортеров и росту цен на топливо. Это был один из просчетов команды Минэнергоугля и НАК "Нафтогаз Украины". Следует отметить, что целью реформ было вынудить крупных импортеров продать свои активы в Украине. Этого команда Бойко планировала достичь благодаря введению пошлин на импорт нефтепродуктов, что значительно бы снизило рентабельность импортеров до критического уровня.
Проталкивание Минэнергоугля отмены НДС при импорте нефти, считает директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич, по праву претендует на лидерство в номинации "лоббизм месяца". "Даже если отбросить коррупционную составляющую столь откровенного лоббирования интересов бизнес-групп, которые контролируют часть украинских НПЗ, ожидаемые потери госбюджета от отмены НДС в размере 8 млрд грн. должны были отрезвить любого чиновника. При этом возникают небеспочвенные предположения о том, что идея Минэнерго об отмене НДС действительно может быть направлена против премьера Николая Азарова, об отставке которого с поста главы правительства все больше говорят в последнее время", - сказал эксперт.
В то же время ситуация показала, что импортеры нефтепродуктов в Украине просто неуязвимы. Ярким примером служит деятельность скандально известной компании "Ливела", принадлежащей одному из нардепов Партии регионов, а также белорусских компаний. К примеру, Ливела ввозила нефтепродукты с июля 2010 года по январь 2011 без уплаты акциза, НДС и ввозной пошлины, ссылаясь на закон, действовавший в Украине еще в 1990-х годах. Однако после того как Антимонопольный комитет заявил, что в результате деятельности компании госбюджет потерял около 3 млрд грн., в отношении Ливелы было начато расследование.
Тем не менее результата не дало ничего: ни создание Верховной Радой временной следственной комиссии по расследованию ситуации с компанией, ни оспаривание государственной налоговой службой права Ливелы на льготный ввоз нефтепродуктов в страну. В частности, Высший админсуд отказал Государственной налоговой службе в требовании отменить льготы для компании и на данный момент импортер снова готовится к ввозу топлива в страну.
Не отстают от Ливелы и белорусские компании, которые буквально разоряют украинские НПЗ ввозом своего топлива в страну. В частности, белорусские трейдеры нашли новый безналоговый канал поставок топлива в Украину, в связи с чем в апреле текущего года украинские НПЗ вынуждены были снизить объемы производства на 53,2%, до 585,7 тыс. тонн. Согласно белорусскому законодательству биодизельное топливо, то есть смесь российского дизтоплива с примесью 0,2% биодобавок производства Белнефтегаза, не облагается налогом.
Очевидно, подчеркивают эксперты, российский Газпром, планируя выход на украинский рынок нефтепродуктов, также рассчитывает на белорусские лазейки, тонкости украинского законодательства и бесхребетность министров. Кроме того, по мнению экспертов, Газпром хочет влиять на украинский рынок нефтепродуктов изнутри и создать конкуренцию Нафтогазу на его внутреннем рынке, так как Нафтогаз также настроился расширять свое влияние на отечественном рынке АЗС.
Так, дочерняя компания "Укргаздобыча" объявила о планах покупки сети АЗС и трех нефтебаз, более того, она готова купить автозаправку по цене двух. Участники рынка уже обвинили компанию в том, что она скупает АЗС по завышенным ценам.
В частности, 23 мая текущего года Укргаздобыча решила купить 69 АЗС и три нефтебазы у 8 компаний до 2012 года за 1,3 млрд грн.: у компании "Атиква" (Чернигов) - 42 АЗС за 718,6 млн грн., у компании "ВИК" (Одесса) - 9 АЗС, "Бина" (Харьков) - 5 АЗС, "Калина-Закарпатье" (Ужгород) - 5 АЗС, "Меркатор-АЗС" - 3 АЗС (Кременчуг), "Агрохимсервис" (Суммы) - 3 АЗС, и по одной АЗС еще у двух компаний. В общей сложности, Нафтогаз планирует увеличить свою сеть до 500 АЗС.
"На фоне развернутой чиновниками Минэнерго кампании по борьбе с ростом цен на нефтепродукты дочерняя компания Нафтогаза "Укргаздобыча" пытается приобрести сеть АЗС. Намерения, как обычно, декларировались самые благородные - "создание экономических рычагов влияния на рынок нефтепродуктов". Однако на практике, по оценкам участников рынка, стоимость приобретаемых АЗС существенно превышает реальные показатели. С учетом сложившейся ситуации, непонятными остаются постоянные призывы Укргаздобычи к властям о необходимости снижения налогового давления на компанию. Если Укргаздобыча готова платить за заправки втридорога - значит, налоги нужно повышать?" - сказал Марунич.
Помимо Укргаздобычи и "Газпром нефти" о намерении увеличить сеть АЗС заявил еще один из крупнейших операторов рынка нефтепродуктов - концерн "Галнафтогаз", что также подчеркивает перспективы и привлекательность украинского рынка нефтепродуктов. В частности, Галнафтогаз анонсировал намерение провести IPO на Варшавской фондовой бирже на рубеже 2011-2012 годов для привлечения около 200 млн долл. Сеть АЗС Галнафтогаза насчитывает более 310 ед. С помощью средств, полученных от IPO, компания планирует значительно увеличить количество АЗС за счет расширения присутствия в центральной и восточной части страны.
"Привлекательность IPO Галнафтогаза может быть снижена на фоне откровенно недружественной политики по отношению к нефтетрейдерам со стороны руководства Минэнерго Украины, которое обвиняет их в спекуляциях на рынке нефтепродуктов. А сама успешность будущего IPO концерна будет напрямую зависеть от того, насколько украинские чиновники готовы реально содействовать повышению инвестиционной привлекательности страны", - отметил Д.Марунич.
Приход на украинский рынок нефтепродуктов российского Газпрома в итоге приведет к большой концентрации рынка. В результате скупки сетей АЗС такими крупными участниками рынка, как Газпром, Нафтогаз, Галнафтогаз, ТНК-ВР, Shell и другими, на украинском рынке практически не останется мелких игроков. Причем основной движущей силой в этом плане станет именно Газпром, учитывая агрессивную политику концерна во всех направлениях и частях света. Если же Газпром действительно выйдет на украинский рынок, правительству будет очень тяжело контролировать рынок, так как российская компания сможет на входе занять его значительную часть. Ведь основной акцент россияне делают на качестве и размере поглощаемых активов.
Тарас Жирош
По материалам:
МінПром
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас