Второе счастье — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Второе счастье

Казна и Политика
1702
Лето в этом году начиналось весело. Накануне, 31 мая, Верховная Рада отправила на доработку раскритикованный общественностью законопроект №7455 от 13.12.10 г. “О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы”.
За соответствующее решение проголосовали 257 депутатов. Негативно оценил правительственный проект даже глава фракции “Партии Регионов” Александр Ефремов: “Наша фракция провела серьезный разговор с автором законопроекта Сергеем Тигипко в присутствии экспертов. Мы подробно остановились на всех направлениях, которые отражены в этом законопроекте, и в итоге определились, что он требует существенной доработки”.
Вице-премьер-министр - министр социальной политики пообещал доработать проект пенсионной реформы, с чем справился в рекордные сроки: 2 июня правительство внесло в парламент исправленный вариант документа. При этом г-н Тигипко заявил, что если и в таком виде реформу не примут, то он уйдет в отставку. “Если не будет проведена реформа сейчас - это для меня сигнал, что мы не можем как власть в целом идти на реформы. И для меня это сигнал, что мне нужно будет идти в отставку”, - сказал он.
Уже 3 июня Комитет ВР по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов рекомендовал отклонить законопроект. “Это все издевательство и профанация. Кроме нескольких запятых, ничего не изменилось: это тот же непопулярный законопроект, который отклонил профильный парламентский Комитет и не одобрили участники парламентских слушаний”, - отметил теневой министр социальной политики, “бютовец” Андрей Павловский.
Впрочем, борцы против пенсионной реформы оказывают своим подзащитным медвежью услугу - без повышения пенсионного возраста банкротство Пенсионного фонда (ПФУ) неминуемо, и армии пенсионеров придется выживать, как в 1990-е годы. “Солидарная пенсионная сис­тема доживает последние годы. И виной тому не экономический кризис, не происки “минимизаторов” и не тяжелое наследие СССР. Даже если случится невероятное, и нынешнему поколению повезет построить “Европу в Украине”, это не поможет, поскольку в Европе эта система также давно и основательно буксует”, - утверждает Владимир Дубровский, эксперт Центра социально-экономических исследований “CASE Украина” (г.Киев).
“Как экономист, понимаю, что вариантов здесь нет - реформу нужно будет кому-то проводить. Не сегодня, так завтра, не через год, так через пять лет государство обнаружит, что система выдохлась, что платить в Пенсионный фонд некому и нечем, соответственно, нечем выплачивать пенсии”, - считает Виктория Близнюк, заведующая отделом социально-экономических проблем труда Института экономики и прогнозирования НАН Украины.
Копите, Шура
В части введения обязательной накопительной пенсионной системы второго уровня никаких изменений вообще не произошло. Предлагается учредить государственный Накопительный пенсионный фонд, в который граждане будут обязаны отчислять взносы - сначала 2%, с ежегодным повышением на 1 п.п. - до 7%.
Администрирование накопительных взносов поручат ПФУ, а через два года после начала выплаты взносов гражданин сможет выбирать, в какой негосударственный пенсионный фонд вкладывать свои деньги. Участвовать в этом всем смогут те, кому на момент внедрения накопительной системы еще не исполнится 35 лет.
Такое ограничение для участников накопительной системы выглядит несколько дискриминационным - с какой стати лишать сравнительно молодых людей возможности участия в накопительной системе? Работать накопительная система начнет в тот год, когда ПФУ избавится от дефицита бюджета. По прогнозам главы ПФУ Бориса Зайчука, ликвидировать дефицит удастся лишь в 2014 г., Сергей Тигипко прогнозирует, что это можно сделать с 2013 г.
На такую инициативу еще в феврале оперативно откликнулась Украинская федерация страхования (УФС; г.Киев; с 2008 г.; 19 страховых компаний). Генеральный директор этой организации Галина Третьякова выступила с рядом предложений: ввести второй уровень пенсионной системы, по возможности, даже раньше, чем 1 января 2013 г.; повысить возраст участников накопительной системы до 60 лет; увеличить максимальный размер взноса с 7% до 15% и сделать так, чтобы максимальная выплата в солидарной системе превышала минимальную не в 12 раз, а вдвое.
Кроме того, вместо единого накопительного фонда страховщики хотят открыть рынок для негосударственных пенсионных фондов компаниям, имеющим лицензию на страхование жизни, и заодно уж увеличить им налоговую льготу. Короче говоря, если правительство будет создавать единую структуру под собственным контролем, то крупные страховые компании захотят первыми попасть на этот рынок.
По мнению г-жи Третьяковой, это “является существенным и решающим фактором для инвесторов, которые уже готовы инвестировать в развитие инфраструктуры пенсионного обеспечения, а именно - в создание рабочих мест для финансовых консультантов”.
Американские финансисты, со своей стороны, тоже не зевают, работая здесь через Агентство США по международному развитию. Стремясь “развить рынки капитала в Украине”, они хотят добиться того, чтобы средства в рамках накопительной системы разрешили вкладывать в иностранные финучреждения .
Отметим, что здесь присутствует интерес не только американцев, но и рядовых украинских инвесторов - у них появится возможность купить акции крупных западных компаний, регулярно выплачивающих дивиденды. У такой системы есть и авторитетные противники, в частности бывший заместитель председателя НБУ Сергей Яременко: “При солидарной пенсионной системе, существующей в Украине, денежный ресурс в национальной валюте работает на собственную экономику, а при накопительной - на иностранную. МВФ терпеть такое положение вещей больше не желает”.
БИЗНЕС уже не раз писал о работе накопительной системы . Во всем мире на пенсионных счетах уже накоплено около $30 трлн, что составляет почти половину мирового ВВП. “У нас очень низкая производительность труда, потому производимый ВВП в пересчете на каждого гражданина Украины составляет около 20 тыс.грн. в год. То есть около 1700 грн. в месяц. Следовательно, все зарплаты, пенсии и пособия вместе взятые не могут быть в среднем больше этой суммы. Пока бизнес и государство не начнут совместно решать проблему модернизации существующей технологической базы, пенсии и зарплаты будут низкими”, - утверждает эксперт Фонда общественной безопасности, внештатный консультант Комитета ВР по вопросам социальной политики и труда Юрий Гаврилечко.
Таким образом, без увеличения производительности труда, создания накопительной пенсионной системы, которая даст ресурс для модернизации экономики, и повышения возраста выхода на пенсию рассчитывать на значительное улучшение положения пенсионеров не приходится. Это значит, что если количество получателей пенсий увеличивается, а количество уплачивающих взносы уменьшается, то неизбежно либо увеличатся пенсионные взносы, либо произойдет “ползучее” снижение пенсий.
Да и постоянный представитель ПРООН в Украине Оливье Адам, один из лоббистов пенсионной реформы, тоже считает: “Нужно быть очень осторожными, вводя второй уровень в существующую пенсионную систему”. Отметим, что в странах Восточной Европы накопительную систему сворачивают).
Неизбежность
Что касается внесения изменений в солидарную пенсионную систему, то здесь авторы законопроекта пошли на несколько довольно значительных уступок . Правительство попыталось сделать более приемлемой меру, вызвавшую негативную реакцию общественности. Речь идет о повышении пенсионного возраста для женщин.
Увеличивать его чиновники все-таки намерены, в случае принятия реформы, уже с 1 сентября. Кроме того, предусмотрено повышение возраста для женщин, не имеющих права на пенсию и претендующих на социальную помощь (с 58 до 63 лет), и увеличение длительности страхового стажа для получения хотя бы минимальной пенсии (с 20 до 30 лет; мужчинам - с 25 до 35 лет).
Повышать пенсионный возраст будут на шесть месяцев ежегодно. При этом если женщина захочет работать дольше, она получит прибавку к пенсии на 2,5% за каждые “лишние” полгода работы. Смысла в таком поощрении немного, поскольку в другой норме законопроекта предлагается всем, не только женщинам, повышать пенсию за каждый дополнительный “добровольный” месяц работы на 0,5% (т.е. на 3% за полгода).
А если ударник работает по достижении пенсионного возраста более пяти лет, не выходя на законную пенсию, для него этот коэффициент поднимут до 0,75%. Вместе с тем предлагается временно (на протяжении трех лет после принятия закона) разрешить женщинам, у которых нет работы, уходить на пенсию все-таки в 55 лет. Правда, при этом за каждый “недоработанный” месяц у них с пенсии снимут по 0,5%.
“Если посмотреть на данные статистики, то самые бедные пенсионеры - это люди в возрасте старше 75 лет, которые, даже если бы и хотели, уже не могут работать”, - уверена ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ Лидия Ткаченко. Поколение, для которого собираются повышать возраст выхода на пенсию, не переживало ни войны, ни голода, ни сталинских экспериментов.
“Да, они работали, но, как правило, уже не так тяжело, как их матери. Получается, что если вот эти женщины поработают чуть дольше, они просто помогут своим матерям”, - говорит Ткаченко. И здесь уместно вспомнить о некоторых особенностях демографической структуры Украины.
В нашей стране 13,8 млн пенсионеров, а между тем лиц старше 65 лет всего 6,8 млн. Иными словами, будь у нас возраст выхода на пенсию, как, скажем, в Германии (сейчас - 65 лет для мужчин и женщин), пенсии были бы значительно больше. Маленькие пенсии украинских пенсионеров - производная от их огромного количества.
Тем не менее в законопроекте предложены некоторые меры по ограничению трудовой активности желающих получать и пенсию, и зарплату (коих в Украине 2,9 млн из 13,8 млн). Чиновникам одновременно решили поднять пенсионный возраст до 62 лет и запретить работать после этого рубежа.
Стоит отметить, что в столь любимом многими противниками пенсионной реформы Советском Союзе работающий пенсионер, как правило, пенсию не получал, и, кстати, никакого ропота это не вызывало. Правда, при этом были отдельные категории пенсионеров (шахтеры, металлурги, академики), которым позволялось и работать, и получать пенсию в том случае, если их совокупный доход не превышал 300 руб.
Самое значительное изменение законопроекта - ограничение максимального уровня пенсии 10 прожиточными минимумами.
По оценкам Тигипко, оно коснется 14 тыс.чел. Кроме того, размер пенсии госслужащих сократится с 90% до 80% зарплаты - при том, что в среднем по стране этот показатель колеблется около 45%. Работники бюджетной сферы (в образовании, культуре, здравоохранении и соцзащите) получат, как и планировалось, при выходе на пенсию единовременное пособие в размере 10 назначенных им пенсий - но не из бюджета ПФУ, а из госбюджета.
Шкура
Все это, по замыслу реформаторов, приведет к сокращению дефицита бюджета ПФУ в 2011 г. на 0,2 млрд грн. Правда, при этом авторы законопроекта признают, что в 2010 г. дефицит бюджета ПФУ составлял 34,4 млрд грн., но в этом году благодаря действиям правительства сократится на 16,6 млрд грн.
То есть без всякой реформы и без особых социальных потрясений Кабмин смог сократить дефицит почти вдвое! Естественно, на этом фоне странно выглядят попытки протолкнуть крайне непопулярный закон, который сэкономит в 83 раза меньше. Поневоле согласишься с позицией профильного Комитета, рекомендовавшего вновь отправить закон на доработку: “Внедрение предложенного комплекса мер не может считаться оправданным до тех пор, пока не будет исчерпан весь арсенал социально нейтральных и экономически необходимых мер: детенизация заработных плат, сокращение сферы занятости на временных работах без надлежащего оформления соглашений, повышение уровня зарплаты работников, реализация программы развития рабочих мест и соответственное увеличение уровня занятости населения”. Упорство правительства объясняют несколько факторов.
Во-первых, огромная армия пенсионеров, половина из которых находятся во вполне трудоспособном возрасте по любым международным стандартам. Во-вторых, дефицит ПФУ, который приходится покрывать за счет средств госбюджета, что, в свою очередь, лишает государство средств для поддержания и развития инфраструктуры.
И в-третьих, это взаимоотношения Украины с МВФ. 16 мая руководитель представительства МВФ в Украине Макс Альер заявил, что очередной транш кредита государство получит только после того, как запустит пенсионную реформу и поднимет в 1,5 раза тарифы на газ для населения.
И хотя 30 мая премьер-министр Николай Азаров заявил, что переговоры ведутся “с позиции украинского народа”, прямой связи между форсированием пенсионной реформы и получением кредита МВФ не отрицает никто. Именно поэтому Тигипко надеется, что его законопроект будет принят уже на этой сессии ВР, до 4 июля. В таком случае, по его словам, решение об очередном транше может быть принято уже в июле.
Но в данной ситуации, похоже, спешка с реформой не вызывает ни у кого понимания. Профильный Комитет, как и Главное научно-экспертное управление ВР, второй раз подряд рекомендует отклонить законопроект (ранее реформу забраковал еще и Комитет по вопросам социальной политики и труда); оппозиция не поддерживает реформу (“бютовцы” Андрей Павловский и Людмила Денисова подготовили даже альтернативный законопроект №7455-1); более того, партнеры по коалиции подняли бунт. Член фракции КПУ Евгений Царьков заявил, что его однопартийцы будут голосовать категорически против, и вообще, “до конца июня партия определится, будет она в парламентском большинстве или нет”.
Даже в твердыне реформаторов, в “Партии Регионов”, реформа не нашла однозначной поддержки. Так, народный депутат Александр Стоян сообщил БИЗНЕСу, что лично он не будет голосовать за правительственный законопроект, “который только называется “реформой”. Он и еще ряд депутатов-“регионалов” не согласны с повышением пенсионного возраста и боятся “большого возмущения в обществе”. “К тому же предложенные меры не решат проблему дефицита бюджета ПФУ”, - добавил парламентарий.
По словам Стояна, “многие депутаты не будут голосовать за реформу из-за ограничения максимального размера пенсии, которое затронет их напрямую”. Впрочем, “нашеукраинец” Николай Кульчинский уверен, что эта норма все равно после принятия закона будет обжалована в Конституционный Суд (в 2009 г. КС принял решение о неконституционности ограничения размеров пенсий постановлениями Кабмина. Решение №19-рп от 08.09.09 г.).
Видимо, именно поэтому Сергей Тигипко, понимая, что терять ему нечего, решил пойти ва-банк: если пенсионную реформу опять “завалят” в парламенте, он сможет сдержать обещание и эффектно уйти из правительства в ореоле непонятого реформатора. Он сможет с пользой употребить появившееся свободное время на подготовку к парламентским выборам, до которых осталось менее года.
А “Партия Регионов”, со своей стороны, может надеяться немного замедлить падение своего рейтинга, объяснив электорату, что именно Тигипко был источником всех бед. КПУ и парламентская оппозиция тоже улучшат свой имидж, население вздохнет свободнее, поняв, что угроза реформы в очередной раз миновала. А министр финансов Федор Ярошенко, как и собирался, обратится за кредитом в другие структуры.
Приходится констатировать, что исполнительная власть уже несколько раз упустила удобный момент для проведения пенсионной реформы.
Идеальный момент - самый разгар кризиса. Тогда перед угрозой разрушения финансовой системы можно было принять все что угодно . Надо признать, что прав был Виктор Пинзеник, когда проводил аналогию между походом к стоматологу и реформами в Украине. Дескать, украинец ходит к зубному не тогда, когда надо, и не для профилактики, а тогда, когда начинает лезть на стену от боли .
Сейчас же есть мнение, что вариант реформы, предложенный Кабмином, очень мягкий и компромиссный. “Пожалуй, даже более мягкий, чем того требует ситуация. Но это уже вопрос политики”, - говорит Виктория Близнюк.
Основные новации исправленного варианта законопроекта “О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы”
Максимальный размер пенсии - 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных (7640 грн.), а не 12. В том числе и для тех, кто вышел на пенсию до принятия этого закона.
Досрочную (за полтора года до достижения пенсионного возраста) пенсию госслужащим, депутатам, прокурорам и судьям будут платить только неработающим пенсионерам.
При расчете пенсии народным депутатам, судьям, прокурорам и военным будут учитывать зарплату не выше той суммы, на которую насчитывается единый социальный взнос (15 прожиточных минимумов для трудоспособных граждан) - как для всех.
Мужчинам-чиновникам пенсионный возраст будут повышать только начиная с 2013 г. и на протяжении четырех лет.
Народным депутатам досрочные пенсии будут назначать не за два года до достижения пенсионного возраста, а за полтора - как и остальным.
Тем, кто захочет выйти на пенсию позже положенного срока, размер пенсии повысят на 0,5% за каждый “лишний” месяц.
Женщинам временно разрешат выходить на пенсию в 55 лет, но их пенсия будет ниже на 0,5% за каждый “недоработанный” месяц.
Работающим пенсионерам-“досрочникам” пересчитывать пенсии будут только после достижения ими пенсионного возраста
Фома Колокольцев, Петр Билян
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас