Увольняют ли за реформы? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Увольняют ли за реформы?

718
В Украине, похоже, начинаются первые масштабные кадровые чистки в рядах высшего чиновничества. Первый звоночек – увольнение министра здравоохранения за отсутствие реформ в медицине. Понятно, что когда ни у партии власти, ни у оппозиции больше нет тем для конструктивных споров, переходят на личности и начинают вешать на конкретных людей ответственность за проколы всей властной команды. С другой стороны, мотивация "за непроведенные реформы" - это вполне здоровый сигнал в развитом обществе. Это значит, что реформаторы будут цениться больше, чем те, кто реформы проводить не может.
Даже наиболее оптимистично настроенные эксперты, пожалуй, впервые за последнее время заговорили о "пробуксовке" реформ и о том, что программа президента фактически не выполняется. И, похоже, президент задумался. Официальная мотивация, которую выдвинул Виктор Янукович, подписывая указ об увольнении министра здравоохранения Ильи Емца, – отсутствие реформ в отрасли, – достаточно важный сигнал для министров. Он означает, что за торможение реформ будут спрашивать, потому чем быстрее начнутся активные изменения, тем лучше. Отставка Ильи Емца свидетельствует, что глава государства устал ждать. Но главный вопрос для него сегодня – а есть ли замена тем министрам, которые в ближайшие недели могут уйти? Есть ли люди, способные не только делить между собой бюджетный пирог, но и достигать стратегических целей в развитии государства, у которых "горят глаза", а не опускаются руки при слове "реформы"?
Если представить, что у нас есть возможность сформировать абсолютно новую правительственную команду, какими бы были новые министры? Наверняка это были бы профессионалы своей отрасли, с европейским мышлением и опытом работы в крупном бизнесе, без бюрократического налета и с успешным опытом проведения изменений. Стратегическим видением дальнейшего развития своего министерства и не запятнавшие себя коррупционными скандалами, имеющие уважение бизнес-сообщества. Но есть ли такие люди в Партии регионов? Большинство министров, которых молва уже обрекла на уход, действительно не соответствуют этим параметрам.
Злые языки из оппозиции и скептически настроенного лагеря аналитиков "завели под колпак" чуть ли не каждого третьего члена правительства. Министра образования Дмитрия Табачника уличили в злоупотреблениях при печати учебников, министр обороны Михаил Ежель подготовил сомнительного качества военную доктрину, которая вызывает массу вопросов, в том числе и у международной общественности. Также "под прицелом" министр АПК Николай Присяжнюк, который слишком уж концентрирует вокруг себя сельскохозяйственные активы, чем вызывает недовольство крупных экспортеров и иностранных инвесторов. Вице-премьер Виктор Тихонов может уйти за то, что коммунальное хозяйство не успевает модернизироваться следом за растущими тарифами. Многим в окружении президента также не нравится деятельность министра юстиции Александра Лавриновича, который собирает под "крышей" своего ведомства все имущественные реестры. Сергея Тигипко якобы хотят уволить за провал пенсионной реформы. Хотя делать это в разгар переговоров с МВФ, 5 миллиардов долларов кредита которого так нужны правительству и с которым лидер "Сильной Украины" является единственным адекватным коммуникатором – по меньшей мере, странно. Пожалуй, он один объективно соответствует параметрам нужного реформатора.
Но вот с его "клонированием" у власти пока большая проблема. Других политиков, кто не связан по рукам и ногам "донецкими" обязательствами, и при этом готов переступить через себя и сотрудничать с властью ради проведения реформ, в стране попросту нет. Молодые и перспективные предпочитают прятаться за оппозиционными юбками и критиковать. Хотя возможно, если бы в Кабмине, да и во власти в целом, было больше "белых ворон", реформы шли бы быстрее.
Однако несмотря на то, что в Партии регионов есть много желающих "порулить", реальных эффективных менеджеров на скамье запасных практически нет. "Невозможно предугадать, кто может прийти на замену правительству Азарова, потому что реально вряд ли сейчас есть другая команда, которая бы устроила все политические силы", - говорит директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. Гарантировать, что вновь прибывшие руководители резко "запустят" реформы в своих отраслях, невозможно. Еще меньше уверенности в том, что в случае ухода того же Тигипко кто-то сможет довести до ума реформу системы пенсионного обеспечения или легализацию заработных плат. "Пока нет кандидата, который готов был бы взять на себя весь негатив реформы. Объективно, сегодня она не проходит только потому, что Тигипко – не член провластной коалиции, а лишь ее ситуативный союзник. Если завтра будет указание провести реформу в точно таком же виде из Администрации президента – парламент вряд ли будет сопротивляться. Но вряд ли это случится", – добавляет Бала.
Оставшееся, казалось бы, глубоко в "оранжевом" прошлом противостояние Кабмина и парламента теперь может стать еще одним затором на пути реформ, равно как и закостенелость и неумение отдельных чиновников современно мыслить. Ведь именно неслаженность исполнительной и законодательной ветвей власти во многом путает карты реформаторам. "Простые" документы в сессионном зале действительно проходят без сучка и задоринки. Там, где нужно быстро и эффективно раздерибанить бюджетные деньги – запинок во взаимодействии нет. Но как только речь заходит о болезненных изменениях, законодатели тут же прячутся в кусты. Более того, они готовы повесить на одного человека весь негатив, лишь бы умыть руки и не портить свои личные отношения с электоратом. "Повесить" на кого-то одного или на все правительство непопулярные реформы, которые, тем не менее, необходимы стране – это совковый подход. Например, приостановка пенсионной реформы – это не только проблема Тигипко. Тигипко это же не комиссар с маузером, который должен всех заставить силой дольше работать до пенсии. Нужна слаженная работа всех органов власти в этом направлении. А чиновникам присуща инерционность, и ее нужно преодолевать", - говорит директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.
Выходом из этой ситуации может стать более решительная позиция президента. Если реформирование перейдет под его жесткий контроль, например, "реформаторские" законопроекты будут подаваться только от имени Администрации и только как первоочередные, тогда ситуация может сдвинуться с места. Вместе с тем международное сообщество пока не питает иллюзий относительно решительных реформ в Украине. ПО мнению известного экономиста, старшего научного сотрудника Peterson Institute for International Economics Андерса Аслунда, реформы остановились, хотя еще в прошлом году власть демонстрировала хорошие темпы: удалось снизить дефицит бюджета, принять закон о госзакупках, решить проблему долга по возврату НДС.
"Но мы не видим реформ в этом году, единственное исключение - закон о доступе к публичной информации. Нет пенсионной реформы, реформ газового сектора, экспорт агропродукции заблокирован, предпринята попытка монополизировать сектор зерновых. Соглашение с МВФ просто мертвое: ни одно из обязательство не выполнено", - отмечает Аслунд.
В этой ситуации Янукович не может не хотеть ускорения или перезапуска реформ. Но просто хотеть мало - нужно иметь профессиональные кадры, способные проводить реформы без оглядки на их популярность.
Алексей Бойко
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас