Пеняй на себя — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Пеняй на себя

Казна и Политика
893
Уже через несколько дней плательщики НДС, не получившие в срок возмещение налога, смогут претендовать на начисление пени за кредитование ими бюджета. Однако власти сделали все, чтобы бизнес этих денег не увидел.
Неумолимо приближается тот день, когда государство должно лишиться возможности бесплатно пользоваться оборотными средствами предприятий, “забывая” своевременно возмещать им НДС.
Как известно, Налоговым кодексом за несвоевременный возврат НДС предусмотрено начисление пени на задолженность бюджета.
Однако “высокое” качество подготовки Кодекса, умноженное на соответствующие старания исполнительной власти при подготовке подзаконной “нормативки”, вероятнее всего, приведет к тому, что час расплаты наступит… только в теории.
Истоки
Напомним, начисление процентных выплат на несвоевременно возмещенную задолженность по бюджетному возмещению было предусмотрено с момента вступления в силу Закона о НДС в 1997 г. (абзац 5 пп.7.7.3).
Однако в начале 2005 г., руководствуясь, видимо, соображениями революционной целесообразности, тогдашние министр финансов Виктор Пинзеник и министр экономики Сергей Терехин протянули поправки в Закон, полностью изменив п.7.7.
Среди прочего из него убрали упоминание и о понятии “бюджетная задолженность”, и о начислении на нее процентных выплат в пользу плательщика НДС, которому государство не удосужилось своевременно возместить НДС. Пришла “халява”, и вскоре темпы роста задолженности по возмещению НДС (не говоря уже о ее объемах) стали бить все мыслимые рекорды.
Безусловно, нельзя сказать, что до отмены начисления процентных выплат на бюджетную задолженность угроза их начисления была решающим сдерживающим фактором роста задолженности по возмещению. Но все же по итогам 2004 г. государство перечислило плательщикам за кредитование бюджета путем присвоения их оборотных средств 29,6 млн грн.
Почти такая же сумма (29,5 млн грн.) была выплачена бизнесу и в 2005 г., хотя в течение последних 7 месяцев этого года процентные выплаты уже не осуществлялись.
Современность
Минфин в ходе подготовки проекта Налогового кодекса серьезно “пиарился” на идее возврата нормы о начислении пени в пользу плательщиков НДС. Однако на выходе у авторов Кодекса получилась некая несуразица. В отличие от соответствующих норм Закона о НДС, в Кодексе не оказалось трех ключевых положений.
1. Нет четкой формулировки соответствующей нормы. Это бросается в глаза при сравнении старой и новой формулировок . Теперь предусмотрено, что начисление пени начинается в момент возникновения пени (а не задолженности!), что само по себе является полным абсурдом.
Кроме того, производится ее начисление на протяжении срока действия опять-таки пени, включая день ее погашения. Складывается впечатление, что авторы выписывали норму таким образом, чтобы она получилась недействующей, либо же продемонстрировали вопиющую некомпетентность.
2. Нет четкого механизма получения пени плательщиком. В Законе о НДС было сказано, что для получения процентных выплат плательщик должен обратиться с соответствующим иском в суд. Наверное, судебный спор - не лучший вариант, когда факт несвое­временного возмещения очевиден и не требует доказательства в суде.
Видимо, сложностью процедуры объясняется и относительно скромный объем процентных выплат, перечисляемых тогда в пользу налогоплательщиков, - не каждый из них хотел судиться по такому поводу с контролирующим органом.
Однако в Кодексе о процедуре (а равно и хотя бы о гипотетической ответственности налоговиков) вообще не сказано ни слова. Более того, документ не содержит прямого указания относительно того, что какой-либо порядок начисления и перечисления пени должен быть разработан органами исполнительной власти (ГНАУ, Минфином или Госказначейством).
В результате, эта самая исполнительная власть, утвердившая целый букет документов, касающихся процедуры возмещения НДС, благополучно проигнорировала (с негласного одобрения Минюста) необходимость практической реализации п.200.23.
На данный момент ни в одном документе не зафиксировано, как, когда и даже кто должен начислять пеню за несвоевременный возврат НДС. Не говоря уже о том, что ни в Налоговом, ни в Бюджетном кодексах нет упоминания о том, за счет каких средств должны перечисляться соответствующие суммы плательщикам. Все вышесказанное позволяет предположить, что начисление пени на задолженность по возмещению НДС в обозримом будущем вряд ли будет практиковаться.
3. Нет четкого определения сроков, по истечении которых начинается начисление пени на задолженность по возмещению. Например, для осуществления возмещения “экспортного” НДС Законом о НДС был предусмотрен месяц после подачи декларации.
При этом срок не был привязан к различным проверкам, выписке и передаче казначейству заключения на возмещение и самому перечислению средств на счет плательщика. Возможно, это был недостаточный срок.
Однако Кодекс вообще не содержит внятного указания на предельные сроки, после которых стартует начисление пени. По расчету БИЗНЕСа, час “Х” должен наступить 12 мая. Однако не исключено, что нормы Кодекса можно трактовать так, чтобы оттянуть момент начала начисления пени еще на день.
Налоговики часто условно считают, что общий срок, отпущенный на проверку и возмещение НДС, составляет 74 календарных дня. Однако подобные условности вряд ли уместны, когда дело доходит до материальных вопросов.
Кстати, стоит упомянуть еще и о том, что Кодекс предусматривает возможность использования Госказначейством полноценного срока в 5 операционных дней даже в случае несвоевременной подачи заключения на возмещение НДС органом ГНС.
Паника
Несмотря на практическую невозможность начисления пени на задолженность по возмещению, в ГНАУ приближение часа “Х” вызывает определенную панику.
Еще в середине марта по итогам заслушивания председателей, первых заместителей председателей - начальников управлений налоговой милиции и руководителей подразделений внутренней безопасности отдельных региональных ГНА (протокол №6 от 15.03.11 г.) заместитель председателя ГНСУ Александр Клименко подписал сомнительное поручение руководителям 8 региональных ГНА (позже оно было распространено и на остальные регионы) “обеспечить недопущение по состоянию на 01.04.11 г. остатков невозмещенных сумм НДС, задекларированных в период действия Закона Украины “О налоге на добавленную стоимость”, в частности, заявленных к возмещению на счет плательщика до 01.01.10 г. и заявленных к возмещению на счет плательщика и не возмещенных в законодательно установленные сроки (более 74 дней)”.
Если учесть, что объем удовлетворяющих описанным условиям сумм в целом по Украине к тому моменту составлял миллиарды гривень, то невозможность выполнения поставленной задачи становится очевидной. Во всяком случае, в рамках использования законных инструментов.
Реакция налоговиков на местах на такое поручение не заставила себя ждать и оказалась ожидаемой. Вот выдержка из одного из писем, пришедших на электронный адрес редакции в конце марта: “Местные ГНИ оформляют незаконные акты проверок для снятия заявленных к возмещению сумм!”.
Однако, как оказалось теперь, то были “цветочки”. “Ягодки” же появились в виде письма ГНАУ №11290/7/07-1317 от 20.04.11 г., согласно которому региональные ГНА обязали “в целях обеспечения своевременной проработки сумм НДС, задекларированных к бюджетному возмещению по декларациям за январь 2011 г. (…), во избежание потерь бюджета, связанных с реализацией норм п.200.23,” обеспечить срочную передачу информации о возможных общих объемах возмещения НДС и реестров заключений по подтвержденным суммам.
Казалось бы, испуг налоговиков, связанный с приближением часа “Х”, будет на руку плательщикам: для недопущения начисления пени НДС станут возмещать своевременно. На самом же деле у этой медали имеется и оборотная сторона.
Прежде всего, удовлетворение текущих заявок означает полное “зависание” (на неопределенный срок) ранее накопленной задолженности. Речь идет о сумме, приближающейся к 20 млрд грн. Одновременно удовлетворять текущие заявки и погашать задолженность не получится: в соответствующих объемах ресурс не предусмотрен Законом о Госбюджете.
Более того, есть сомнения даже в том, что властям удастся справиться с валом текущих заявок. Кстати, несмотря на вышеупомянутый срочный сбор информации о заявленном по итогам января возмещении, реально из более чем 2 млрд грн. непогашенных к концу апреля сумм на счета плательщиков было перечислено несколько сотен миллионов.
Таким образом, единственный способ обеспечить полное погашение текущих заявок и возможность выплаты долга - постоянно наращивать так называемое упреждение заявленных сумм путем подготовки актов с надуманными претензиями и дальнейшее затягивание процесса их обжалования. Использовать инструмент административного обжалования практически бессмысленно.
Да и на суды в последнее время, к сожалению, надежды тоже немного: не исключено, что они скорее станут помогать в решении бюджетных проблем властям, нежели будут пытаться устанавливать справедливость.
Исключения, подобные решению споров в стиле противостояния налоговая служба vs ДП “Ливела”, мы, само собой, не рассматриваем.
Однако в сложившихся условиях плательщикам НДС в вопросе получе­ния компенсации за задержку возмещения хотя бы в виде пени, по всей видимости, остается уповать только на формирование положительной для них судебной практики. Других вариантов нет и не предвидится.
Владислав Третьяк
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас