Фондовый рынок контролирует инсайдер? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Фондовый рынок контролирует инсайдер?

Фондовый рынок
1300
Примером использования инсайдерских данных являются операции с акциями концерна "Стирол" с помощью информации о его продаже структурам Дмитрия Фирташа. То есть кто-то владел данными относительно этого соглашения и предварительно скупал бумаги компании.
Инсайдерский фондовый рынок в Украине отпугивает реальных иностранных инвесторов да и самих украинцев от инвестирования в акции украинских компаний. Лишь самые смелые и самые азартные игроки дают местным брокерам деньги для игры на украинских биржах. Они рассчитывают, что их источник "инсайда" оперативнее и достовернее.
Такие правила игры не отличаются от правил игры в казино. Они далеки от понятия инвестиций в реальную экономику. Использование "инсайда" искажает справедливую стоимость ценных бумаг за счет манипуляций и снижает ликвидность рынка.
Дабы исправить ситуацию, 21 апреля Верховная рада запретила использование "инсайда". Перед тем как воспользоваться секретными корпоративными сведениями, участники рынка должны хорошо подумать: если нарушения докажут, виновным будет угрожать тюрьма. То же касается манипуляторов фондового рынка.
В частности, парламент установил, что преднамеренное разглашение, передача или предоставление доступа к инсайдерской информации, а также предоставление рекомендаций с использованием таких данных относительно покупки или продажи ценных бумаг карается штрафом от 750 до 2 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на три года с лишением права занимать определенные должности в течение трех лет.
Проведение операций с ценными бумагами с использованием инсайдерской информации, если это привело к получению прибыли или навредило правам других лиц, карается таким же штрафом или лишением свободы на два года. За аналогичное нарушение, совершенное повторно, можно попасть за решетку на срок от двух до пяти лет.
Участники рынка отмечают, что теперь цены на "инсайд" существенно вырастут. "Раньше за продажу информации могли освободить или физически расправиться, даже убить, если бизнес связан с криминальными группировками. Сейчас же, после принятия данных законов, появились методы публичного наказания", - утверждает однин из брокеров.
Следовательно, в Украине автоматически создается рынок секретных данных фондового рынка, а запрещение всегда способствует желанию ее нарушить и получить сверхдоход.
Кроме того, сформируются окончательные цены на "инсайд". Цена на "закрытую" информацию зависит от того, как оценивает свой репутационный риск человек-инсайдер, это минимальная планка, а максимальная - сколько можно заработать на операциях.
"Можно разделить прибыль на два и пытаться продать такую информацию по цене, которая принесет вдвое больше", - рассказал один из участников рынка.
Информация на фондовом рынке имеет первоочередное значение для принятия решений. Обычно трейдеры черпают данные из открытых источников и прессы, иногда используют слухи. Пример - информация о приватизации энергокомпаний или "Укртелекома".
Примером использования инсайдерских данных являются операции с акциями концерна "Стирол" с помощью информации о его продаже структурам Дмитрия Фирташа. То есть кто-то имел данные относительно этого соглашения и предварительно скупал бумаги компании.
Тот, кто владеет инсайдерской информацией, имеет существенное преимущество. У него есть все шансы получить от такой операции сверхдоход. В Украине нет ярких примеров наказания за использование "инсайда", а вот в США это повседневная практика. Да, в 2010 году двум русским финансистам были предъявлены соответствующие обвинения.
Высокопоставленный сотрудник одного из подразделов международного инвестбанка Игорь Потероба - в американской прессе его называли исполнительным директором в отделении швейцарского банка UBS - вроде бы сообщал своему сообщнику Алексею Ковалю, который сначала работал в Citigroup Asset Management, а затем - в Western Asset Management, о соглашениях между компаниями до их официального разглашения.
Используя полученные данные, Коваль вроде бы осуществлял определенные операции на фондовом рынке, которые принесли им прибыль в размере около 1 миллиона долларов.
В ГКЦБФР отмечают, что определить операцию, которая была осуществлена за счет инсайдерской информации, очень просто. "Мы можем обратиться к бирже, которая владеет всей необходимой информацией", - заявил член комиссии Сергей Бирюк.
Согласно принятому парламентом документу, инсайдерская информация - это необнародованные данные об эмитенте, его ценные бумаги, деривативы и соглашения с ними, предание огласке которых может существенно повлиять на стоимость ценных бумаг.
В комиссии также определили, что к "инсайду" относятся сведения относительно финансовой деятельности эмитента, его отчетности, размещения ценных бумаг на сумму, больше 25% от уставного капитала, выкупе акций, листинге, ссудах на сумму, больше 25% активов.
Секретными сведениями также считаются изменение состава должностных лиц компании и владельцев десяти и больше процентов акций, решения эмитента об образовании филиалов или прекращении их работы, уменьшения уставного капитала, банкротстве предприятия.
Однако варианты использования "инсайда" остаются. Участники рынка могут "сотрудничать" с прессой или акционерами. Если информация была опубликована в СМИ раньше, чем в официальном издании, то она уже не считается инсайдерской.
Директор ИГ "Универ" Алексей Сухоруков, который работал на РТС, запускал Украинскую биржу и имел доступ к инсайдерским данным, считает, что уголовная ответственность должна распространяться не только на участников рынка, но и на конкретных физических лиц.
"В мире это нормальная практика. Выходит, что быть инсайдером - не преступление, а преступление - пользоваться этой информацией до того, как она стала публичной", - говорит он. Например, в России работникам биржи запрещается торговать на фондовом рынке.
По словам Сухорукова, инсайдеры - это не только эмитент, но и банки, биржи, депозитарий, клиринговые организации. "Везде, где есть информация об остатках ценных бумаг и средств, она может использоваться для похищения денег", - говорит он.
Например, какая-то инвестиционная компания постоянно покупала определенные акции, и если есть данные, что денег у нее уже нет, то это знак, что цена акции, которую покупали, пойдет вниз.
Участники рынка уверены: создание центрального депозитария настолько конфликтно, потому что тот, кто будет контролировать эту структуру, будет иметь доступ к концентрированному источнику инсайдерской информации. "Достаточно иметь одного знакомого в депозитарии, а не на бирже, банке и других организациях", - утверждает представитель брокерской фирмы.
В США для контроля инсайдерской информации создали государственный сайт из раскрытия данных, куда инсайдер должен отчитаться, прежде чем он покупает или продает акции определенной фирмы. Там, в частности, можно увидеть соглашения Билла Гейтса с акциями компании Microsoft.
То есть, по их законам, инсайдер, в данном случае акционер Гейтс, сначала должен отчитаться, что он заключил соглашение, и только потом его выполнять. Ведь сам факт, что инсайдер покупает или продает, тоже является инсайдерской информацией.
По мнению Сухорукова, раскрытие информации нужно централизовать и в Украине. "Следует создать специальный сервер для опубликования инсайдерской информации и тогда не придется договариваться с журналистами", - объясняет он.
Петр Шевченко
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас