Маркирование нефтепродуктов: красочная мечта власть имущих или камень на шее налогоплательщиков? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Маркирование нефтепродуктов: красочная мечта власть имущих или камень на шее налогоплательщиков?

Энергетика
656
Проблема качества нефтепродуктов для Украины актуальна еще с середины 90-х годов прошлого века и очень быстро приобрела общегосударственный характер. Ради увеличения объемов производства государство значительно снизило контроль за качеством нефтепродуктов. С тех пор все попытки восстановить надлежащее качество нефтепродуктов были безуспешными. Итоги проверок, проведенных органами Госпотребстандарта, остаются неутешительными, а двигатели автомобилей по-прежнему выходят из строя не из-за технических неполадок, а из-за некачественного бензина.
Среди причин, приведших к значительному снижению качества нефтепродуктов, чаще всего называют равнодушное отношение государства, а также несовершенство отечественного законодательства, которое, как представляется, является следствием этого равнодушия. Поэтому каждая попытка усовершенствовать нормы действующего законодательства Украины, регулирующие общественные отношения в этой сфере, вызывает немалый интерес у потенциального потребителя.
Не исключение и поданный в Верховную Раду Украины народным депутатом Украины Михаилом Полянчичем проект закона Украины "Об упорядочивании оборота нефтепродуктов" (регистрационный №7484 от 17 декабря 2010 года). Целью этого документа, как отмечается в объяснительной записке, является "...установление основ государственного регулирования, создание эффективной системы контроля за оборотом нефтепродуктов, обеспечение их высокого качества, а также усиление борьбы с незаконным производством и оборотом нефтепродуктов на территории Украины". Для ее достижения предлагается на законодательном уровне установить права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по производству, импорту, поставке, хранению и реализации подакцизных нефтепродуктов. По мнению автора законопроекта, реализация положений этого документа позволит увеличить поступления в государственный бюджет "в виде акцизного налога в 2011 году более 500 млн. грн., в 2012-м - более 1 млрд. грн.".
Среди прогнозов социально-экономических и других последствий принятия законопроекта называют повышение доверия потребителей к качеству продукции на АЗС, а также усиление защиты окружающей среды благодаря снижению уровня выбросов в атмосферу от некачественного горючего.
Для большей убедительности М.Полянчич отмечает, что подобные механизмы внедрены в более чем 72 странах мира. Среди них - Великобритания, Сенегал, Филиппины, Индия, Кения, Танзания, Кот-д’Ивуар и др. Вероятно, народный избранник считает, что приведенный перечень достаточно представительский, и попасть в него - почетно.
При изучении текста объяснительной записки к законопроекту складывается впечатление, что с его принятием Украину ожидают невиданные ранее поступления в государственный бюджет от субъектов хозяйствования, которые производят, импортируют, поставляют, хранят и реализуют подакцизные нефтепродукты, а также значительное повышение качества горючего. Но стоит ли надеяться, что мечты народного депутата и отечественных автолюбителей осуществятся? Или, возможно, снова что-то там не срастется, и выйдет не так, как мечтали? Попробуем в этом разобраться и найти в тексте законопроекта ответы на эти и другие вопросы.
Законопроектом предусмотрено обязательное маркирование подакцизных нефтепродуктов, которое будет заключаться в добавлении маркеров акцизного налога отдельного вида и уровня концентрации в подакцизные нефтепродукты. Маркером акцизного налога (дальше - маркер) является специальное химическое соединение уникального химического состава и концентрации, которое добавляется в подакцизные нефтепродукты, полностью в них растворяется и не выводится, а наличие и точная его концентрация в нефтепродукте определяются только с помощью специальных реагентов и приборов, что позволяет идентифицировать любой вид нефтепродукта для осуществления контроля уплаты акцизного налога. Продажа производителям таких маркеров будет осуществляться исключительно органами государственной налоговой службы. Образцы и концентрация маркеров в подакцизных нефтепродуктах будут утверждаться Кабинетом министров Украины.
Производители и импортеры нефтепродуктов как плательщики акцизного налога будут подлежать обязательной регистрации в органах государственной налоговой службы по местонахождению этих субъектов хозяйствования и будут вноситься в Единый государственный реестр производителей и импортеров нефтепродуктов.
Маркеры будут изготавливаться или импортироваться по заказу центрального органа государственной налоговой службы предприятием, которое будет определяться по результатам тендера (дальше - поставщик). При этом на центральный орган государственной налоговой службы будет возложена обязанность ежемесячно подавать поставщику сводную заявку-расчет на изготовление необходимого количества маркеров и оплачивать затраты, связанные с их производством. Такая заявка-расчет будет формироваться с учетом предложений, которые будут поступать ежемесячно от производителей и импортеров нефтепродуктов.
Указанные нормативно-правовые предписания, на мой взгляд, требуют уточнения. Во-первых, непонятно, что именно будут закупать у поставщика: товар (маркеры) или услуги (импортирование маркеров)? Во-вторых, анализ текста законопроекта не дает ответа на вопрос: что автор понимает под оплатой затрат, связанных с производством маркеров? При этом предложенная им формулировка исключает импортирование маркеров в Украину, ведь предусматривается оплачивать только затраты, "связанные с их производством". Таким образом, имеет место противоречие между отдельными нормами законопроекта, что дополнительно свидетельствует о его несовершенстве.
Автор законопроекта утверждает, что принятие этого документа позволит обеспечить опосредованный (выделено мной. - С.Д.) контроль за качеством нефтепродуктов путем проведения быстрого и простого экспресс-теста. В статье 6 законопроекта записано, что наличие и точная концентрация маркера в нефтепродукте определяется исключительно с помощью специальных реагентов и приборов, что позволяет идентифицировать любой вид нефтепродукта для контроля уплаты акцизного налога.
Таким образом, выясняется, что указанный выше тест позволит определить... только наличие маркера (красителя) в горючем и его количество. Однако не обеспечит даже опосредованного контроля за качеством горючего! То есть после введения в действие положений этого законопроекта бензин по своему качеству не будет отличаться от того, что предлагается потребителю сегодня.
Не добавляет оптимизма и то, что в законопроекте не нормирован вопрос о месте маркирования нефтепродуктов. По мнению автора, им должно быть "место хранения нефтепродуктов, используемое для маркирования подакцизных нефтепродуктов, сведения о местонахождении которого внесены в Государственный реестр мест маркировки нефтепродуктов".
Если нефтепродукты будут ввозиться в Украину уже маркированными, то можно надеяться на определенные гарантии их качества. Но в этом случае необходимо предусмотреть соответствующие механизмы, которые вменяли бы в обязанность иностранным производителям нефтепродуктов маркировать свою продукцию. В законопроекте такие механизмы отсутствуют.
Если нефтепродукты будут маркироваться на территории Украины, то на их качество можно не рассчитывать, пока не будут введены эффективные механизмы контроля. Как уже отмечалось, такие механизмы в законопроекте не предусмотрены.
С учетом вышеизложенного нетрудно понять, чего стоит ждать простому гражданину от реализации указанного законопроекта и за чей счет будет обеспечиваться увеличение поступлений в государственный бюджет. Речь идет о вполне очевидном росте цен на нефтепродукты, а значит, и на другие товары (прежде всего на продукты питания) при отсутствии каких-либо реальных гарантий повышения качества нефтепродуктов.
И последний вопрос: чего следует ожидать в дальнейшем (в случае принятия этого законопроекта)? Тут, как представляется, все будет зависеть от полета фантазии субъектов права законодательной инициативы. Можно, например, ввести маркирование спирта, алкогольных напитков, табачных изделий или любых других подакцизных товаров. Тогда на прилавках магазинов появятся цветные алкогольные напитки и раскрашенные сигареты, однако станет ли жизнь от этого такой же красочной?
Сергей Дрёмов
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас