Газовая пауза — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Газовая пауза

Энергетика
446
В апреле в российско-украинской "газовой" дружбе наметились сдвиги. После неоднократных заявлений о нерушимости контрактов Москва все-таки согласилась обсуждать цены. Киев радуется и надеется на лучшее. Но детали переговоров озвучивать никто не спешит.
Покой им только снится…
Во взаимоотношениях Украины и России "газовая" тема занимает почетное место. Весной 2011 она настойчиво выходит на первый план. "Виной" всему справедливость. Обе стороны трактуют представление о ней в свою пользу. Москва считает, что и действующие контракты недурны, а Киев уверен: цены надо снижать.
Частые заявления украинских властей о том, что с такими ценами на газ жить нельзя, обычно сталкивались с абсолютной нерушимостью российской позиции. Контракт подписан, контракт на 10 лет, контракт нужно выполнять - от месяца к месяцу аргументы Кремля не слишком варьировались. Делать поблажки экспортеры "голубого топлива" готовы только в одной случае: если ситуация кардинально изменится. Но в Украине по-прежнему рассчитывают уговорить партнеров.
Периодически отвлекаясь от обсуждения вечного вопроса, поставщик с потребителем особенно рьяно взялись за "газ" в апреле 2011 года. За сравнительно короткие сроки украинский Кабмин успел понадеяться на российскую сговорчивость; услышать довольно резкую отповедь Владимира Путина; озвучить свое представление о "справедливой" цене; провести сеанс "закулисного" общения на ценовую тему на уровне вице-премьеров; сообщить о создании рабочей группы и, наконец, 28 апреля делегировать в Москву "энергетического" министра Юрия Бойко на переговоры с Алексеем Миллером. Причем интенсивность и заявленная плодотворность сотрудничества пока не возымели видимого влияния на результат. Правительственное резюме встречи министра с главой "Газпрома" было максимально лаконичным: "Стороны обсудили вопросы стратегического партнерства и взаимовыгодных отношений в газовой сфере. Кроме того, Юрий Бойко и Алексей Миллер договорились о следующем раунде переговоров, который пройдет в середине мая 2011 года после проведения дополнительных консультаций". Так наболевший газовый вопрос снова был поставлен почти на месячную паузу.
Несмотря на скупость информации, предназначенной для широкой публики, на следующий день премьер-министр назвал "однозначным успехом" сам факт начала переговоров. Оптимистичную позицию Николая Азарова можно понять: до недавних пор россияне не то, чтобы категорически отказывались говорить об оценке вероятности пересмотра цены на газ, но явно не поощряли такие порывы украинских властей. Накануне столь воодушевившей главу правительства встречи эксперты с некоторым скепсисом оценивали ход переговоров. "Создали рабочую группу",- это означает, что на самом деле ни о чем не договорились. Эта формула традиционно применяется, чтобы замаскировать провальные переговоры. Рассчитывать на успех и не приходилось. Позиция России высказана однозначно и на уровне правительства, и на уровне "Газпрома": их устраивает статус-кво, определенный контрактом от 19 января 2009 года", - отмечал директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар. Тем не менее, в Кабмине надеются на лучшее. "Мы приступили к нормальным переговорам с Российской Федерацией. Мы положили на стол переговоров очень серьезные аргументы. Россия к ним прислушалась, поэтому переговоры очень хорошие", - комментировал достижения Юрия Бойко Николай Азаров. Но приоткрывать завесу тайны над "серьезными аргументами" он не стал.
Ставки сделаны?
В своих попытках уговорить поставщиков "голубого топлива" украинская сторона предпочитает "нажимать" на два довода. Первый - несправедливость отечественных затрат на энергоресурсы. "Сейчас цена на газ для Польши - 320 долларов за 1 тысячу кубометров, для Германии - 330 долларов за 1 тысячу кубометров. Если из этой цены отминусовать транспортную составляющую и некоторые другие расходы - то справедливая цена на газ для Украины соответствующая контрактам с западными партнерами составит около 200 долларов за тысячу кубометров", - посчитал Николай Янович. Партнеры, правда, такие расчеты брать во внимание не готовы. "Цена, которая теперь определяется по формуле, является рыночной и справедливой. И надо помнить, что "Газпром" не может предложить Украине более привилегированные условия по цене на газ по сравнению с другими участниками Таможенного союза", - спустя несколько дней после премьерского заявления Алексей Миллер вновь напомнил о преимуществах "таможенной" дружбы.
Добиваться поблажек Киев может разными путями. Один из вариантов - соглашение о предоставлении покупателям тех или иных скидок и льгот по "сценарию", близкому к моделям сотрудничества "Газпрома" с западными странами. Нечто подобное уже произошло в 2010 году, но целесообразность "харьковских соглашений" по-прежнему остается дискуссионным вопросом.
Одним из ключевых промахов пресловутого "харьковского пакта" многие эксперты считают именно то, что Украина согласилась на скидку, а не постаралась настоять на принципиальном пересмотре формулы. Закладываемые сейчас в основу расчетов "базовые" 450 долларов за тысячу кубометров в Кабмине считают неправильными и, снова-таки, несправедливыми. Коррекция формулы действительно выглядит более перспективным путем, но неизвестно, насколько он понравится России. Можно даже предположить, что в "Газпроме" готовят контраргументы - во всяком случае, сравнительно недавно Алексей Миллер поделился надеждами на то, что к концу года российская корпорация будет продавать европейцам газ по 500 долларов за тысячу "кубов"…
Как второй, "смежный", довод (уже без прямого апеллирования к вопиющей ценовой несправедливости), украинские власти используют спорные обстоятельства подписания "неправильных" контрактов в 2009 году. Определенным успехом такой аргумент пользуется во внутренних информационных войнах. Последние недели бывшая и нынешняя власти с удовольствием выясняют, кто нанес больший ущерб Родине. "Экс-премьер-министр вчера заявила, что при ней был дешевый газ, но ведь все прекрасно знают, что именно она подписала соглашение, согласно которому цена в 230 долларов действовала лишь в 2009 году. С 2010 года скидка отменялась и начинала действовать формула, и Юлия Тимошенко об этом знает", - негодует Николай Азаров. "Я обеспечила Януковичу и его правительству 3 миллиарда долларов в год от России в виде платы за транзит! Европа платила в то же время по 500 долларов за тысячу кубов газа, а нам удалось заключить с Москвой пакетное соглашение и получить газ по цене 228 долларов. Дешевле газ был только у Беларуси", - пытается противостоять натиску руководства страны Юлия Тимошенко.
Пока правящий лагерь пытается использовать "незаконные контракты" для нужд внутренней политики (смелое заявление заместителя генпрокурора Рената Кузьмина о возможности отмены договоров в судебном порядке на Банковой предпочли замять), инициатор договоренностей-2009 собирается выносить сор из избы. "Я обязательно буду обращаться к Евросоюзу с просьбой провести экспертизу всех заключенных мною газовых договоров", - стоит на своем экс-глава правительства. Защита своих позиций - дело важное и нужное. Но, возможно, власти рассчитывают, что проблемы с контрактами могут не только помочь приструнить видную оппозиционерку, но и решить некоторые проблемы.
Как уже успели напомнить в РФ - украинские суды не могут рассматривать документы, подписанные в 2009 году. Единственная инстанция, которая вправе это сделать - широко известный благодаря делу о газе "РосУкрЭнерго" Стокгольмский арбитраж. Обратиться за помощью к шведам стороны могут, если в течение месяца им не удается разрешить разногласия. И тут интересно, можно ли уже начинать считать стартовавшее обсуждение "разногласиями", или пока все-таки рано это делать… Но если ситуация перейдет на следующий этап, опираться при рассмотрении дела суд будет на законы Швеции. Которые, как уточнило издание "Зеркало недели. Украина", предусматривают, что "коммерческий контракт может быть признан недействительным, в частности, в случаях, если его заключили под давлением, под принуждением, в результате мошеннического обмана, с использованием затруднительного положения другой стороны или если стороне контракта не было известно об определенных обстоятельствах при его заключении". Выходит, что, если Украина рискнет пойти судебным путем, то дело против Юлии Тимошенко может ей прийтись весьма кстати.
И все же трудно сходу поверить в то, что Киев готов безоглядно сыграть в "газово-политическую" игру, сразу делая такие высокие ставки. Вполне вероятно, что к упомянутой середине мая дело ограничится более привычными спокойными "поддавками". Российские предложения, в целом, известны - как не Таможенный союз, так "Нафтогазпром". Что же "серьезного" в ответ нашло украинское правительство?..
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас