Украинская энергетика в поисках эффективного собственника — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украинская энергетика в поисках эффективного собственника

Энергетика
606
Вырабатывать новую стратегию приватизации можно двумя путями: жить по старой программе, продавая запланированное и корректируя документ, или признать программу устаревшей и остановить приватизацию. Готова ли страна выбрать второй путь?
27 апреля состоится заседание Специальной комиссии Верховной рады по вопросам приватизации, посвященное приватизации в энергетике.
Власти заявляют, что они обеспокоены низким уровнем доходов госбюджета от приватизации и отсутствием новой стратегии в приватизации государственной собственности.
В феврале 2011 года ФГИ утвердил перечень объектов приватизации, в который вошли 105 предприятий, компаний и холдингов.
По данным ведомства, за январь-март 2011 года бюджет от продажи госимущества получил 1,95 миллиарда гривен. С такими темпами выполнить годовой план - 10 миллиардов гривен - будет невозможно.
Однако стоит учесть, что в процессе разработки новых законов и новой стратегии может нарушиться существующий "тихий мир" между продавцами и покупателями, позволяющий приватизировать как небольшие объекты, так и гиганты вроде "Укртелекома".
Как работала программа приватизации
До сих пор в Украине действует закон "О государственной программе приватизации", принятый в 2000 году. За ним, в частности, были приватизированы ряд облэнерго и горно-обогатительных комбинатов. Этот документ был рассчитан на два года, однако в 2002 году действие закона не было прекращено, поскольку не была принята новая программа.
Тогда парламент, правительство и президент не нашли нового вектора приватизации. Тем не менее, количество сделок росло на фоне роста ВВП. Страна уверенно шла к рекордному 2004 года, когда ВВП вырос на 12% и был одним из самых высоких в Европе.
После смены власти в 2005 году лидеры страны выражали недовольство ходом продажи государственной собственности при президенте Леониде Кучме, однако замену старой программе так и не нашли.
Проще говоря, отсутствие нового закона о программе продажи госсобственности не вредило приватизации. Даже если срок действия программы истек, это никак не влияет на сам процесс приватизации.
Закон о госпрограмме - не догма, а лишь указатель правильного направления. Он не влияет на продажу объектов, подлежащих приватизации. В конце концов, если на объект, включенный в программу, не нашелся покупатель, виновен в этом закон?
Нет, отвечать за это должен только глава ФГИ, который не выполнил программу. Он должен идти в отставку. Впрочем, так все и происходило. Руководители фонда менялись, а приватизация все равно потихоньку уходила. Может, не так быстро, как хотела власть, но итоги процесса скорее положительные, чем отрицательные.
Даже "Криворожсталь", которую до сих пор штормит за якобы невыполнение собственниками инвестиционных обязательств, в результате оставляют в покое. Каждый раз стороны приходят к выводу, что катастрофы не произошло, и идут на уступки.
Готовить программу приватизации, безусловно, надо, но этот процесс может растянуться на годы. Производить новую стратегию можно двумя путями.
Первый - жить по старой программе, параллельно продавая запланированное и внося точечные коррективы в документ.
Второй - признать программу устаревшей и остановить приватизацию.
Готова страна выбрать второй путь? Готова ли она нажать на тормоза, когда инвесторы снова выстраиваются в очередь?
Впрочем, попытки написать новую программу были. Одну из них в 2008 году сделало правительство Юлии Тимошенко, но документ не поддержали парламентские политические силы.
Однако и без нового документа не было никаких оснований для остановки приватизации. Поэтому еще до принятия программы Тимошенко пыталась запустить процесс продажи объектов государственной собственности частным инвесторам.
Энергетика в процессе реформ
В ноябре 2010 года президент и Минтопэнерго поручено разработать еще один документ - Программу реформирования и развития электроэнергетики с определением сроков и условий приватизации. Этот вопрос спецкомиссия тоже будет рассматривать.
Специалисты Минтопэнерго обещают выработать новые условия приватизации в энергетике, в частности, приватизации тепловых и электрических сетей. Правительство говорит не только о продаже и получении денег в бюджет, но и о модернизации ТЭС.
Ведомство предлагает принять закон "О приватизации в электроэнергетике", который бы определил особенности продажи и дальнейшей работы субъектов электроэнергетики, порядок использования средств, полученных от приватизации, и механизмы контроля за выполнением покупателем договорных обязательств.
Однако, как и в случае с устаревшей программой приватизации, страна вполне может двигаться вперед, опираясь на существующие законы, которые не требуют длительных дискуссий. Наконец, никто не отменял закон "Об электроэнергетике".
Более того, власть имеет все рычаги влияния на покупателя стратегических объектов. ФГИ может проверять проданные объекты и обращаться в суд. Парламентская комиссия по приватизации имеет право решающего голоса в случае нарушений. А за налогами и дивидендами и так постоянно следят, ведь речь идет о госбюджете.
Например, бывшая глава ФГИ Валентина Семенюк, опираясь на закон "О приватизации государственного имущества", постоянно держала под контролем ту же "Криворожсталь". Казалось, вот-вот комбинат будет продан в третий раз.
Стране нужны деньги
Ни отсутствие программы, ни устаревшие законы не помешали правительству 11 апреле выставить на продажу госпакеты акций генерирующих компаний "Днепрэнерго", "Западэнерго", "Киевэнерго", "Винницаоблэнерго", "Днепрооблэнерго", "Закарпатьеоблэнерго", "Крымэнерго", "Черновцыоблэнерго", "Донецкоблэнерго", "Тернопольоблэнерго".
Продажа запланирована на 2011 год. При обсуждении цены долго не спорили, хотя вице-премьер Сергей Тигипко назвал такую ​​продажу убыточной. Он настаивал, что к процессу приватизации следует включить независимых зарубежных консультантов.
Чиновник считает, что облэнерго следует продавать так, как это делалось в 2000 году, т.е. за первой, хотя и устаревшей, программой приватизации. Правда, теперь, заявляет Тигипко, процесс должен быть более публичным, чтобы оценка объектов была справедливой, а выбор инвестора не вызывал подозрений и нареканий.
"Проводя приватизацию, мы должны осознавать, что ее главная задача - все-таки не наполнение бюджета, а поиск эффективного собственника", - отметил он.
На предстоящем заседании комиссии по приватизации как раз и планируется обсудить вопрос открытости и публичности. В частности, будет опубликован в официальных государственных изданиях перечень выставленных на продажу предприятий, условия и сроки приватизации, и вести ФГИ консультации со всеми заинтересованными сторонами.
Комиссия по приватизации, инициируя принятие новых документов, должна учесть, что публичные консультации с потенциальными инвесторами крайне необходимы. Причем важно приглашать компании с мировым именем и хорошей репутацией.
Наконец, необходимо выполнять существующие законы, предусматривающие предоставление инвесторам всей информации о финансовом состоянии объекта, который продается. Сейчас это небольшая проблема, поскольку частично соответствующая информация есть в открытом доступе в системе отчетности Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
К тому же, многие данные имеют инвестиционные компании и банки, которые готовят отчеты о привлекательности энергетических активов. Все уже есть, и нет смысла дублировать эту работу силами чиновников. Нужно только минимизировать уровень коррупции.
В конце концов, главное не то, кто станет собственником и сколько заплатит. В ЕС часто раздают инвесторам убыточные заводы за незначительные суммы и даже бесплатно. ИСД за доллар купил в Венгрии Диевшдерский меткомбинат. Англия за фунт продавала неперспективные шахты, а Германия - "совковые" заводы восточных земель.
Для украинской энергетики, как и для ее европейских братьев по несчастью, важно, готов ли инвестор вкладывать деньги в развитие и имеет ли он опыт вывода таких объектов из кризиса. Государство же не проигрывает хотя бы потому, что с его плеч будет снят груз бюджетной поддержки еще одного тяжелобольного
Андрей Кривицкий
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас