Союз кнута и пряника — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Союз кнута и пряника

926
Очередной визит в Киев российского премьера пришелся на 12 апреля. В такой день политики поговорили и о космосе. Но основное внимание все равно привлекли два насущных вопроса: что будет с ценой на газ и зачем Украине вступать в Таможенный союз.
Торговый натиск
Приезда главы российского правительства ждали с интересом. Было очевидно, что среди ключевых акцентов запланированных встреч не обойдется без "рекламной акции" в поддержку вступления Украины в Таможенный союз, которое может стоить нашему государству Зоны свободной торговли с Евросоюзом. Хозяева, в свою очередь, уже давно собирались опять обсудить наболевший вопрос расценок на энергоносители. И дополнительную остроту грядущим мероприятиям придавали как торжественно провозглашенная Виктором Януковичем неделей ранее концепция "пути компромисса" при взаимодействии с ЕС, так и осознание того факта, что Владимир Путин мог приехать в Киев уже не только как премьер, но и как возможный кандидат в президенты.
В подобной ситуации, считают эксперты, высокопоставленный гость был заинтересован мягкостью склонить Украину на свою сторону. "Формулу "кнута" мы уже от него (Владимира Путина, - "Подробности") слышали в качестве возможности введения новых торговых барьеров в случае подписания соглашения об ассоциации, включая Зону свободной торговли ЕС. А теперь он привезет с собой определенные "пряники", - прогнозировал заместитель генерального директора Центра Разумкова Валерий Чалый. И действительно - по сравнению с мартовскими резкими заявлениями риторика Кремля немного смягчилась. Но приоритеты Москвы заметной коррекции не подверглись.
Приуроченность визита ко Дню космонавтики обязала обе стороны вспомнить о небе (так, из Кремля предложили Украине участвовать в постройке космодрома на Дальнем Востоке), но главные темы обсуждения памятной датой не обосновывались. Два премьера, а затем российский премьер и украинский президент старательно обменялись сведениями об успехах двухстороннего сотрудничества в различных сферах. Правда, по мнению российской стороны, настоящих прорывов стратегические партнеры достигли только в одном направлении из двадцати семи, находящихся в "разработке", - "в области совместного использования мирного атома". Да и здесь Николай Азаров заявил, что рассчитывает на то, что Сбербанк России поскорее выделит Украине кредит на строительство двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС.
Тема ускорения в ходе заседания комитета по экономическому сотрудничеству российско-украинской межгосударственной комиссии звучала неоднократно. Среди направлений, нуждающихся в наращивании темпов, почетные места занимали углубление сотрудничества в авиаотрасли (одно только создание СП между "Объединенной авиастроительной корпорацией" и "Антоновым", похоже, уже считается не лучшим форматом работы), перебрасывание моста через Керченский пролив и достройка ракетного крейсера "Украина". Причем нередко инициаторами "повышения скорости" выступала именно украинская сторона, которая, судя по всему, нацелилась на решение ряда максимально конкретных проблем. А вместе представители высшей власти двух государств не без удовольствия обсуждали ускорение темпов роста двухсторонней торговли.
Об увеличении товарооборота до без малого 42 миллиардов долларов, взятии им докризисной планки и мечтах о 50-миллиардном будущем немало говорилось в ходе встреч Владимира Путина как с Николаем Азаровым, так и с Виктором Януковичем. Настойчивое внимание к этой теме выглядело совершенно оправданно - и не только потому, что в этом отношении двум странам было, чем похвалиться. Приятные глазу торговые цифры сыграли свою роль, когда высокий гость начал убеждать собеседников в том, насколько полезным окажется для Украины вступление в Таможенный союз.
Как и предвещали политологи, суровость обещаний выстроить таможенную стену пока отошла в прошлое. Российский премьер старался привлечь внимание украинского руководства сплошь выгодами от плотного сотрудничества. "… При продвижении на этом пути прямой выигрыш Украины будет составлять, по нашим данным, от 6,5 до 9 миллиарда долларов в год", - рисовал заманчивые перспективы Владимир Владимирович. Дружба укрепится, промышленность воспрянет, "годовой рост ВВП Украины составит 1,5-2% только от принятых административных решений в сфере интеграции", энергоносители подешевеют - открывали визитеры перед Киевом картины блестящего будущего. При этом совсем отказываться от метода кнута российский премьер не стал.
Правда, в апрельской интерпретации его позиция выглядела чуть спокойнее. "У нас возникают опасения, что если на таких же условиях (как при вступлении Украины в ВТО, - "Подробности") будет создано и ЗСТ с ЕС, то значительная часть товаров не будет востребована на внешних рынках, а эти товары могут начать поступать с Украины на наши таможенные территории. В этом случае нам придется вводить защитные меры", - освежил недавнюю угрозу Владимир Путин.
Попытки Киева, не стремящегося сейчас давать окончательный ответ, поаккуратнее обойти непростой для него вопрос, наталкивались на непонимание Москвы. "Формула "3+1" в нашем понимании имеет реальный смысл только как прямое полноценное участие Украины во всех наших процессах экономической интеграции", - объяснял ответственный секретарь комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев, как именно следует воспринимать встречное предложение Виктора Януковича. И все же уехать домой, получив принципиальное согласие Украины вступать в ТС, российской стороне не удалось. "Перед визитом все ожидали решительного боя по теме Таможенного союза. Судя по всему, бой состоялся, аргументы прозвучали, но результата российская сторона так и не достигла. И именно эта ситуация развенчивает мифы о том, что действующая украинская власть только и ждет случая, чтобы сдать Украину либо России, либо Евросоюзу", - отмечает глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. Но тут нельзя не отметить, что в отношении другого принципиального вопроса переговорщики, на первый взгляд, тоже далеко не ушли.
А мы вам что?
Пока Россия зазывает Украину в Таможенный союз, Украина пытается уговорить Россию продавать газ подешевле. Приезд в Киев Владимира Путина послужил для Николая Азарова еще одним поводом броситься на штурм неприступного бастиона. Как и ожидалось - блиц-крига снова не случилось.
Аргументы украинской стороны от сеанса до сеанса "газовой связи" не меняются. "Как известно, цена российского газа, поставляемого в Украину, не отражает его рыночную стоимость, которая сложилась в странах Европейского Союза, и существенно превышает цены на альтернативные виды топлива, и наше задание - выйти на справедливую цену газа для Украины", - опять напомнил Николай Азаров. Кроме дороговизны газа Киев продолжает беспокоить и неопределенное транзитное будущее. Как известно, знаковые соглашения, из-за которых Юлией Тимошенко заинтересовалась Генеральная прокуратура, предполагают, что Украина берет на себя обязательства выкупать определенные годовые объемы газа (а вот уже эта цифра варьировалась). В то время как Россия объемы прокачиваемого через украинскую трубу транзита не гарантирует.
Грядущий запуск "Северного потока", по всей видимости, заставил руководство нашей страны забеспокоиться. "Украина неукоснительно и в полном объеме выполняет свои обязательства по транзиту российского газа. Вместе с тем Украина хочет получить гарантии поставок российского природного газа по нашей газотранспортной системе на долгосрочную перспективу", - взывал к экспортерам "голубого топлива" украинский премьер. Мечта о масштабном пересмотре соглашений в целом, похоже, готова повлиять на украинские позиции. Киев все громче говорит о том, что необходимо побыстрее оценить-таки возможности двух монополистов при создании общего "нафтогазпромовского" гиганта. Проблема упирается разве что в то, чем каждая страна готова пожертвовать.
Вероятнее всего, самым привлекательным активом Нафтогаза остается отечественная ГТС и комплекс подземных газохранилищ. Но сдавать национальное достояние "с потрохами" Кабмин по-прежнему не торопится. Россию активно зовут помогать в модернизации украинской трубы (при этом нет-нет, а подчеркивается, что соседи будут не единственным инвестором), предлагают покупать акции госкорпорации, если те окажутся на бирже, но пока - не более того. Взамен Киев продолжает предпринимать попытки заинтересовать гостей еще чем-нибудь "газовым".
Очередное премьерское "предложение, от которого невозможно отказаться" включило в себя готовность Украины поделиться с Россией альтернативными источниками углеводородов. "Мы готовы предложить морской шельф, а также добычу из других источников, например метана из угольных пластов", - рассказывал Николай Азаров. Желание положить в копилку СП неразведанные толком месторождения, за счет которых украинское руководство подпитывало мечту о диверсификации энергопоставок, прозвучало неоднозначно. Но некоторые специалисты считают, что идея главы Кабмина у его российского коллеги энтузиазма может и не вызвать. "… Вряд ли российскую сторону заинтересуют месторождения на шельфе, поскольку там нет крупных и гигантских месторождений, которые есть в России и которые уже разведаны. Это же касается и нефтяных, и газовых месторождений", - считает энергетический эксперт Владимир Сапрыкин.
Если Украина пытается выйти к долгожданной "скидке" то с одной стороны, то с другой, то Россия продолжает стоять на своем. Со сравнительно недавних пор позиции ее незыблемы и представляют собой некоторый "микс" тех же "кнута и пряника": удешевление газа есть логичное следствие вступления Украины в Таможенный союз. Обещание отпускать "по внутренним ценам" выглядит привлекательно, но украинскими экспертами по большей части не одобряется. "Газпром просчитает сумму активов НАКа, за которую он, как и за Белтрансгаз, заплатит низкую цену. И на сумму приобретенного актива будет рассчитан период, на протяжении которого и будет осуществлена поставка газа по некой внутрироссийской цене. Таким образом, по окончании этого периода всегда можно найти обоснование - мол, изменилась ситуация на внешнем рынке, и украинская сторона в соответствии с новыми реалиями должна перейти к оплате за газ, исходя из той конъюнктуры, которая будет интересна российской стороне", - цитирует УНИАН директора энергетических программ центра "Номос" Михаила Гончара.
Стоит, правда, отметить, что по итогам переговоров у украинского премьера оставались некоторые надежды на лучшее. "Главным позитивным результатом дискуссии было то, что премьер-министр России пообещал поручить своему заместителю Сечину во время его визита в Украину 19 апреля обсудить с правительством Украины вопрос обоснования этой формулы ценообразования на газ для Украины", - сообщил глава Кабинета. Неизвестно, что именно будет 19 апреля обсуждать вице-премьер Игорь Сечин кроме ценообразования в целом, но маловероятно, что разговоры дадут столь ожидаемый Николаем Яновичем результат. Во всяком случае, патрон будущего делегата высказался однозначно.
"Все участники процесса должны понимать, что действующий контракт функционирует и должен исполняться", - не меняет точку зрения Владимир Путин... И все же можно допустить, что "газовая" тема, столь болезненная для украинского руководства, может сослужить службу при дальнейшем обсуждении судьбы ТС, а также того, чем именно может обернуться формат "3+1". Пока переговорщики хранят стоическое молчание - по итогам встречи украинского президента и российского премьера стало известно только о космических перспективах и торговых успехах. О чем именно говорили Виктор Янукович и Владимир Путин остается тайной, хотя в прессе активно циркулируют слухи, опровергающие готовность Банковой в одночасье поставить под удар переговоры с ЕС. В любом случае, время для размышлений у обеих сторон есть. Следующее заседание комитета по экономсотрудничеству намечено на 7 июня. Но, быть может, наметившееся противостояние, которое тщательно маскируется заявлениями о сотрудничестве, разрешится и раньше.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас