Последние капли — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Последние капли

10331
Правительство, опасаясь новой волны инфляции, пытается искусственно сдержать цены на бензин, но только мешает рынку самому выйти из кризиса. Эксперты называют обоснованной ценой 10,2-10,3 грн за литр 95-го.
"Мало того, что бензин за месяц подорожал практически на гривну, так он ещё и исчез с заправок. Найти простой 95-й - целая история", - возмущается водитель в магазинчике при заправке. Продавщица сочувственно кивает: на это ежедневно жалуются десятки автомобилистов, которые вынуждены покупать более дорогие версии топлива.
Дефицит вызван попытками правительства сбить растущие цены на бензин. Министерство энергетики и угольной промышленности рекомендовало нефтетрейдерам держать цену не выше 9,5 грн. за литр А-95. Чтобы не нести убытки, многие просто убрали бензин с заправок. "Цены, предлагаемые Минтопэнерго, абсолютно не аргументированы. Они не то что не предусматривают прибыль, они даже за пределами себестоимости", - заявил президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук. Об этом же говорили и владельцы сетей заправок, но, несмотря на их протесты, в начале недели Антимонопольный комитет оштрафовал на 150 млн. грн. "Континент Нафто Трейд" (WOG), ООО "Альянс Холдинг" (Shell), ПП "Окко Нафтопродукт" ("Галнафтогаз") за повышение цен на топливо и дал компаниям две недели на снижение стоимости горючего.
По мнению опрошенных Фокусом экспертов, стремление правительства повлиять на цену бензина ещё больше разбалансирует рынок, а последние инициативы скорее похожи на попытки дать заработать на дорожающем топливе заинтересованным лицам.
Горючие цены
В самом росте цен нет ничего необычного. Беспорядки на Ближнем Востоке и в Северной Африке привели к тому, что многие крупные европейские и американские компании прекратили сотрудничество с поставщиками нефти в арабских странах, например Ливии. Это вызвало опасения по поводу возможного дефицита нефти, которые и подстегнули цены. Только за последние пять рабочих дней цена нефти марки Brent достигла $115,89. При этом из-за аварии на японской АЭС, ставшей причиной профилактических остановок атомных станций в Германии и Франции, которые продлятся не меньше месяца, спрос на нефть в ЕС только вырастет.
Растёт и себестоимость бензина. "Закупка нефтепродуктов и транспортировка до границы стоят $1054 за тонну, - знакомит с азами ценообразования коммерческий директор столичной сети АЗС "КЛО" Вячеслав Стешенко. - Затем к расходам добавляем 182 евро/т акциза и 20% НДС. Цена на границе получается 12 491 грн./т. Далее везём продукт на нефтебазы по тарифу 240 грн./т, учитывая потери в 0,9%, получаем 12 845 грн./т -цену на нефтебазе, добавляем 65 грн./т -хранение на нефтебазе, и получаем 12 910 грн./т. Переводим в литры (умножая на коэффициент плотности бензина 0,76), перевозим на АЗС (за 78 грн./т) и получаем 9,90 грн./литр. И это входная цена на заправках, без учёта процентов по кредитам, зарплаты сотрудникам, коммунальных платежей, амортизации".
У Леонида Косянчука арифметика немного другая: цена литра 95-го бензина без прибыли -9,81 грн. "Брать дешёвый бензин нефтетрейдерам негде -украинские заводы продают топливо примерно по тем же ценам, что и импортное. Оптовая цена тонны А-95 Кременчугского НПЗ -11 700 грн. Добавьте стоимость железнодорожной перевозки -выйдет 9,30–9,40 грн. чистой цены без затрат на хранение, контроль качества, операционных издержек АЗС. Мелкооптовые цены Одесского НПЗ - 9,40–9,46 грн. за литр", - рассказывает пресс-секретарь "Галнафтогаза" Олесь Пограничный. При этом есть ещё и проблемы с покупкой отечественных нефтепродуктов. Как сообщили Фокусу представители одной из сетей, когда цена на украинских НПЗ упала с 12 тыс. до 11,7 тыс. грн. за тонну А-95, они пытались приобрести там топливо. Однако представители заводов отказали им, и сырьё пришлось, как и раньше, закупать за рубежом.
Получается, что обоснованная текущим состоянием рынка цена на бензин в рознице - около 10,2–10,3 грн. за литр. Но цена на заправках пока значительно ниже. Согласно мониторингу консалтингового агентства "А-95", в конце прошлой недели на большинстве сетей в Киеве стоимость литра А-95 колебалась в пределах 9,5–9,85 грн. Примерно такие же цены были и в регионах. Впрочем, продержится это недолго. "Самое дорогое топливо (купленное на пике цен) пока не поступило в сети. Таким образом, реальная цена бензина ещё вырастет", - уверен Пограничный.
Опошленный рынок
Держать цены на отметке 9,5 грн. до последнего будут только сети, связанные с украинскими нефтеперерабатывающими заводами. "На сегодняшний момент компания находит возможности для того, чтобы на своих заправках удерживать цену 9,49 за литр А-95», - заявил директор по связям с общественностью ООО "ТНК-ВР Коммерс" (Лисичанский НПЗ) Дмитрий Зверев. Хотя эта цена не обеспечивает прибыль, владельцы Лисичанского, Одесского ("Лукойл") и Кременчугского ("Укртатнафта") НПЗ пока не собираются её повышать. Их задача - убедить правительство в том, что украинские заводы способны производить более дешёвое топливо, а значит, им нужно дать льготы на внутреннем рынке за счет импортёров.
Уже сообщалось о намерении правительства ввести пошлины на импорт нефтепродуктов. Отказавшись от этой идеи в конце февраля, Кабмин реанимировал её во второй декаде марта. "Цена на нефть на мировых рынках повысилась, а значит, резко поднялась цена на импортные нефтепродукты. Нужно исправлять ситуацию, при которой почти 60% нефтепродуктов в Украине - импортные", - заявил Николай Азаров. Впрочем, от этой идеи отказались после того, как Профсоюз таксистов Украины, Ассоциация грузоперевозчиков Киева и ряд других профсоюзов и автоклубов направили правительству письмо с угрозой устроить автомобильный Майдан, если пошлины, обещающие добавить к стоимости литра бензина А-95 1,3 грн., будут приняты.
Однако как только идея пошлин была отклонена, появилась другая -проводить топливные интервенции. На прошлой неделе Минэкономразвития обнародовал планы НАК "Нафтогаз" переработать до конца года 1 млн. тонн нефти марки Urals на Лисичанском НПЗ. Другие заводы отказались от участия в этой программе. "С учётом цен на нефть это станет интервенцией наоборот. Миллион тонн нефти будет стоить около $800 млн. Ещё $25 млн. -переработка в бензин", - говорит Леонид Косянчук. По подсчётам директора "А-95" Сергея Куюна, если нефть будет куплена по $730 за тонну, стоимость 260 тыс. тонн дизеля, полученных из миллиона тонн нефти, составит 6,1 млрд. грн., в то время как украинских заводах такое же количество дизеля можно было купить за 2,5 млрд.
Большинство экспертов уверены: успешно регулировать цены может сам рынок. Компании-импортёры не будут продавать свой продукт значительно дороже среднерыночной стоимости, поскольку рискуют растерять клиентов. Такая ситуация уже наблюдалась во время резкого подорожания бензина летом 2009 года. Тогда заправки, связанные с группой "Приват", держали цены ниже рыночных и смогли увеличить свою долю рынка почти вдвое - до 25%.
Наталия Гузенко
По материалам:
Фокус
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас