Брюссельские каникулы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Брюссельские каникулы

Казна и Политика
812
После нескольких месяцев под подпиской о невыезде Юлия Тимошенко смогла-таки выехать за рубеж. В Брюсселе оппозиционерка поделилась с Европой своим мнением по поводу украинских властей. Европа выслушала, но не со всем согласилась. А официальная Украина, понятное дело, отреагировала куда острее.
Долгожданный визит
"Прокурорско-внешнеполитические" мытарства Юлии Тимошенко более двух месяцев не только поддерживали градус интереса к видной оппозиционерке, но и способствовали укреплению репутации Украины как государства с "избирательным правосудием" в глазах Запада. Долгое выяснение подробностей оформления первого приглашения в Брюссель, поэтапные отказы, вторая подписка о невыезде - "непущение" Юлии Владимировны в Бельгию снискали Украине Виктора Януковича не лучшую славу. К середине февраля глава государства уже признался, что его сложившееся положение дел не устраивает. "Эта мера пресечения раздражает и меня, я высказал свою точку зрения генпрокурору", - рассказывал гарант. Доподлинно неизвестно, в какой степени президентское раздражение влияет на умонастроения сотрудников Генеральной прокуратуры, но следующее приглашение европейских политиков было встречено следователями куда благосклоннее. Шестнадцатого марта стало известно, что поездке Юлии Тимошенко на саммит Европейской народной партии - быть.
Сама ограниченная в возможностях путешественница убеждена, что без содействия главы государства дело не обошлось. "Думаю, что действующий президент никак не мог решить: что для него хуже отпустить меня в Брюссель, или оставить в Киеве. Как только он определился, и еще и понял позицию мирового сообщества, безусловно, он дал команду Генпрокуратуре отпускать", - делилась своей уверенностью дважды экс-премьер за несколько дней до отъезда. Кто бы ни был движущей силой "выпуска" предмета интереса Гепрокуратуры за границу, лояльность к действующей власти лицо объединенной оппозиции демонстрировать не стало. Как и можно было ожидать, череду брюссельских встреч Юлия Владимировна использовала для того, чтобы лично познакомить Европу со своим видением ситуации в Украине.
За несколько дней в столице Бельгии (визит длился с 23 по 25 марта) бывший премьер-министр успела поприсутствовать на саммите ЕНП, встретиться с еврокоммисаром по вопросам расширения и политики соседства Штефаном Фюле, президентом Европейского совета Херманом Ван Ромпеем, президентом Европарламента Ежи Бузеком, пообщаться с прессой. Точка зрения, которой Юлия Тимошенко активно делилась с европейскими слушателями, для слушателей украинских - давно не внове. "Я сегодня встречаюсь с ведущими европейскими лидерами, чтобы вернуть нашу страну на путь в Европейский Союз. Создается впечатление, что год назад Украина села в поезд, идущий в обратном направлении от Европы", "Янукович симулирует европейский выбор", "Европейская Украина - это намного больше, чем ее власть", - возможности прижечь оппонентов глаголом Юлия Владимировна упускать не стала. А заодно - использовала шанс представить свое окружение как действенную альтернативу нынешним властям, которые сделают все возможное для того, чтобы Украина не сбилась с европути. "У меня возникли подозрения, что новая власть фальсифицирует, симулирует свои европейские стремления и свои планы в отношении сотрудничества Украина - Европейский союз. Поэтому я нахожусь здесь вместе с командой, чтобы выяснить реальное состояние дел и предпринять все необходимое, чтобы Украина не отклонялась от европейского курса, как и в первую очередь своей внутренней политики, так и в своей внешней политике", - уточняла Тимошенко после встречи со Штефаном Фюле.
К мнению долгожданной гостьи в Брюсселе отнеслись с должной степенью уважения. "Очень рад видеть вас в Брюсселе и надеюсь на продолжение конструктивного диалога", - так украинскую оппозиционерку приветствовал Ежи Бузек. Не отказались европолитики и от озвучивания традиционных уже опасений по поводу украинских правовых реалий и демократических перспектив. "ЕНП глубоко обеспокоена тем, что растут свидетельства, что украинская судебная система и правоохранительные органы все больше используются украинской властью как политический инструмент для запугивания и преследования оппозиции, гражданского общества и СМИ", - повторил знакомый тезис президент Европейской народной партии Вильфред Мартенс. И все же, несмотря на то, что европейцы с удовлетворением констатировали успех собственных "пригласительных" усилий, хозяева встречи не преминули напомнить: они ждут от украинских оппозиционеров не только заявлений, но и конкретных предложений.
Вернувшись в Украину, Юлия Тимошенко продемонстрировала, что "брюссельский" настрой сразу на нет не сойдет. Еще в Жулянах она потребовала извинений от недоброжелателей. "Я бы хотела начать с того, чтобы все политики и приближенные к политикам круги извинились, когда говорили, что я не вернусь из Брюсселя, что я буду убегать из родной страны... Я хочу, чтобы эти извинения прозвучали так же публично, как оглашалось о том, что я не вернусь из Брюсселя домой", - сообщила она. К тому же, возвращение из Брюсселя послужило для политпутешественницы поводом публично высказаться по ряду актуальных для Украины вопросов, как то дело Кучмы или судьба "Нафтогаза".
Битва трактовок
Пока неясно, как именно будет выглядеть предполагаемой сотрудничество (помимо общих обещаний "активно участвовать в подготовке проектов документов по долгосрочному сотрудничеству Украины с ЕС" или озвученных приглашений к "совместному формированию концепции настоящих реформ, а не только реформ, которые сегодня предлагаются властью, и которые не являются реформами, а являются просто обеспечением теневого бизнеса действующей украинской верхушки"). Зато с брюссельскими заявлениями у лидера "Батьківщини" возникли некоторые затруднения. С одной стороны, один из ключевых аргументов разоблачительных речей ЮВТ - по поводу того, что Киев выполнил лишь 7 из 70 "евроинтеграционных" пунктов повестки дня об ассоциации (ПДА) - спешно взялся опровергать отечественный МИД. "ПДА не является тем документом, по которому Украина или ЕС отчитываются за проведенную работу. И поэтому существует только одна оценка выполнения ПДА - это совместная оценка Украины и ЕС, которая вырабатывается в ходе ежегодных заседаний Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС", - решил объяснить скромные на первый взгляд успехи заместитель министра иностранных дел Украины Павел Климкин. С другой стороны, некоторые расхождения в тональности у Юлии Владимировны возникли с представителями принимающей стороны.
Одним из интереснейших моментов брюссельских "каникул", по всей видимости, была встреча Юлии Тимошенко с еврокомиссаром Штефаном Фюле. По ее итогам гостья из Украины делилась знакомыми тезисами, а вот заявления еврочиновника, вероятно, были куда мягче, чем хотелось бы оппозиционерке. "Я надеюсь, что переговоры по соглашению об ассоциации и зоне свободной торговли завершатся в течение этого года, и я проинформировал госпожу Тимошенко о прогрессе в этой сфере", - цитирует пресса комиссара по интеграции. Подобная сдержанность со стороны Фюле не кажется неожиданностью. Сравнительно недавно на Братиславском форуме глобальной безопасности представитель Брюсселя признавал, что "обеспокоенность в некоторых важных областях" по поводу Украины остается, но лишать украинские власти своей поддержки объединенная Европа пока не спешит. "Некоторые описывают ситуацию в Украине, как "демократический застой". Они утверждают, что прогресс в отношении так называемых "западных ценностей", таких, как уважение прав человека, демократических принципов и верховенства закона, прогнулся под тяжестью постсоветского наследия коррупции, кумовства и растущего авторитаризма. Позвольте мне внести ясность: преданность Европейского союза углублению отношений с нашими партнерами на востоке остается непоколебимой", - пояснял Штефан Фюле. Неудивительно, что после того, как еврокомиссар, и сам критикуя руководство Украины, неоднократно уточнял: несмотря на некоторые сложности работа идет в правильном направлении, он не стал публично полностью разделять точку зрения одного из ключевых игроков украинской оппозиции. К тому же, не следует забывать и о том, что с Юлией Тимошенко и ее окружением европейцам приходилось иметь дело раньше - но интеграционные успехи былой власти тоже было трудно назвать образцом для подражания.
Если в Брюсселе заявления Юлии Тимошенко воспринимали в целом доброжелательно, хоть и далеко не всегда готовы были использовать схожие формулировки, то в Украине к словам "беглянки" прислушивались максимально критично. Да и в целом - долгожданную для оппозиции поездку в Европу, дома сопровождала активная информационная "поддержка" правящего лагеря. Начав с обсуждения того, за чей же счет Юлия Владимировна летает за границу чартерами, а главное - насколько это прилично; перейдя к подозрениям по поводу того, зачем оппозиционерка туда оправилась (самая популярная версия - "очернять власть", самая интересная - готовить плацдарм для политического убежища); в конечном итоге сторонники главной партии страны и ее идейного лидера переключились на несостыковки позиции Юлии Тимошенко и Штефана Фюле. Активно распространяя это известие, "регионалы" не отказались и от соблазнов нужным образом проинтерпретировать событие. "Это будет хорошим уроком для Тимошенко, потому что она поехала в Брюссель, и обливала Украину там грязью. В ответ ей очень дипломатично наши европейские коллеги показали пример того, как нужно себя вести по отношению к своему государству, и на весь ее негатив мы имеем заявления, которые должны стать для Тимошенко уроком доброжелательности, помощи, а не препятствованию своей стране на пути в Европейский Союз, что делает Тимошенко своими шагами", - поделилась вариантом понимания происходящего заместитель главы АП Анна Герман.
Даже с учетом возможного расхождения во мнениях с частью собеседников, все же следует заметить, что Юлия Тимошенко сполна использовала поездку в Брюссель. При этом она не только рассказала о недостатках правления Виктора Януковича (судя по череде заявлений - в Европе уже были в курсе, и предыдущий запрет на поездку самой Тимошенко немало тому помог), но и активно презентовала себя как "другою силу" - в чем, по мнению ряда экспертов, достигла успеха. "Реакция европейских лидеров на ее визит, уровень встреч демонстрировали то, что Европа рассматривает ее как лидера официальной оппозиционной позиции", - убежден политолог Вадим Карасев. При этом не стоит забывать и том, что сам факт поездки благотворно отразился и на имидже руководства страны, которое таким образом продемонстрировало, что никто демократичное ему не чуждо.
Можно допустить, что в ближайшее время будут ломаться политические "копья" при обсуждении того, как именно Европа встречала Юлию Тимошенко, и какой на самом деле мэсседж планировалось передать Киеву. По отношению к гостье Брюссель повел себя приблизительно так же, как и с нынешней украинской властью: пообещал всевозможную поддержку, воздержался от резких заявлений и мягко намекнул, что ждет конкретных действий. И, даже с учетом того, что назвать вояж масштабным триумфом оппозиции, пожалуй, все-таки сложно, руководству страны все равно не стоило бы расслабляться и громко радоваться тому, что "Евросоюз дал понять, что время переходить к конструктивной политике". Подобный посыл может относиться не только к украинской оппозиции, но и в первую очередь к власти.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас