Тайна за семью чиновниками — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Тайна за семью чиновниками

Казна и Политика
1497
"А из нашего окна стройка новая видна, а из вашего окошка - только котлован немножко!" Примерно на этом уровне находится осведомленность наших граждан о светлом будущем своей малой родины. То есть о перспективах застройки населенного пункта, в котором человек родился и чаще всего доживает свои дни. Даже закон "О регулировании градостроительной деятельности в Украине", наконец-то подписанный Януковичем, не сделает ситуацию лучше. Как не знали мы раньше, что построят на соседнем "пятачке" между высотками, так не будем об этом осведомлены и впредь.
О скандальных стройках в столице нашей державы слышал каждый, кто хотя бы пару раз в неделю включает телевизор во время программы новостей. Жилые дома в историческом центре города, ТРЦ на детских площадках - в киевской мэрии уже составили список, как минимум, двадцати "проблемных" адресов. На самом деле, объектов, по которым непонятно кто, когда и за какие "благодарности" давал разрешения на землеотвод и строительство, гораздо больше. Настолько больше, что в горсовете думают на уровне моратория запретить застройку исторической части Киева.
Назвать такой шаг решением проблемы - все равно, что прописывать гильотину от головной боли. Во-первых, "из-под полы" застраивается не только "культурно-історична спадщина", но и другие, не менее лакомые кусочки земли. Во-вторых, не так громко, но так же сильно страдают от произвола строителей и чиновников все города нашей страны. Преломить ситуацию должен закон "О регулировании градостроительной деятельности в Украине". А конкретнее, задекларированный в нем инструмент контроля посредством генеральных планов застройки населенных пунктов.
Об этом я писала неоднократно. И о том, что генпланы, по мнению лоббистов закона, сведут на нет понятие "отката" за выделение земли. И о том, как эту, без иронии, правильную инициативу чиновники по обыкновению "не сподобились" развить в эффективный механизм с четко прописанными правилами действия. Оставалась надежда на то, что документ, справедливо ветированный Президентом по результатам обращений от общественных организаций, перепишут с позиции логики. Его изменили, и буквально на днях закон был подписан. Однако эксперты уверены: посмотреть на то, каким будет родной город через пять-десять лет, мы все равно не сможем. Не говоря уже об участии в самом процессе планирования.
"Этот закон не только не исправит ситуацию, а наоборот - законсервирует недоступность генеральных планов и связанные с этим коррупционные риски. Не было сделано главное: никто не запретил засекречивание этих документов", - утверждает председатель Восточноукраинского центра общественных инициатив (ВЦОИ) Владимир Щербаченко. А в подтверждение своих слов специалист приводит довольно любопытную информацию: по результатам почти двухлетнего исследования возглавляемой им организации оказалось, что генпланы населенных пунктов, несмотря на их публичный статус, жителям этих пунктов фактически недоступны. Да что там жителям - эти планы не смог получить сам ВЦОИ!
Как утверждает господин Щербаченко, в конце 2009 года эксперты центра отправили соответствующие информационные запросы в 196 городов Украины. В список попали все населенные пункты с численностью населения более 25 тыс. жителей, а также курортные зоны - потенциально самые лакомые для коррупционеров территории. И только 5 городов с того времени прислали если не генеральные планы, то хотя бы копии основных чертежей.
"В целом мы получили 151 ответ от местных советов, - делится подробностями председатель ВЦОИ. - То есть 36 городов вообще откровенно проигнорировали нашу инициативу, а 9 ответили на нее крайне скупо - отписками из разряда "никого не видели, ничего не знаем". Да и остальные ответы разнообразием не отличались. Чаще всего нам писали, что доступ к генплану города ограничен грифом "Секретно" или грифом "ДСП" (для служебного пользования), иногда сразу двумя грифами - чтобы наверняка. Кое-кто приглашал в гости - посмотреть генплан в кабинете главы местного совета, или жаловался на бедность - якобы в бюджете города не предусмотрены деньги на ксерокопии. Был даже такой шедевр крючкотворства, как отсылка к Верховному совету УССР, утверждавшему генплан в советское время, - мол, никто нам оттуда не давал разрешения на обнародование этой сверхсекретной информации".
В то же время по украинским законам генплан является нормативным актом органа местного самоуправления, утверждается решением этого органа, вступает в силу с момента официального обнародования и носит открытый характер. То есть де-юре право доступа к нему имеет последний бомж на самой отдаленной свалке самого "забитого" поселка Украины. И не важно, нужно ему это или нет. Главное, что информация должна быть доступна. Причем доступна в (простите за тавтологию) доступной форме. А не так, как это делается у нас.
Вот такую вот красоту под видом генерального плана прислали во ВЦОИ в ответ на их информационный запрос. Какой местный совет "отрыл" подобный раритет в своих архивах, я не уточнила. По наивности думала - рассмотрю на самом изображении…
Возможно, кто-то спросит, к чему такой большой шум вокруг такого маленького, на первый взгляд, вопроса. Подумаешь, генеральный план! Ну кто его будет рассматривать? Однако, по мнению специалистов, на проблему можно и нужно смотреть более глобально. "Оглядываясь на примеры самовольного строительства, которое охватывает населенные пункты Украины, мы понимаем, что именно в генплане граждане могут увидеть, какой же режим пользования закреплен за каждой конкретной территорией, что там должно быть построено, а чего не может быть априори. Именно опираясь на генплан, граждане могут отстоять детские и спортивные площадки, скверы в центре города, санаторно-курортные зоны. То есть все то, что сегодня захватывается застройщиками за "спасибо" чиновникам", - поясняет эксперт проекта ВЦОИ "Через доступ к генпланам - к градостроительству без коррупции" Александра Матвийчук.
"В соответствии с конституцией Украины, земля и любое коммунальное имущество являются собственностью территориальной общины, - продолжает эксперт. - То есть нас с вами. Мы свое право управления этим имуществом делегируем специально созданным органам местного самоуправления. Логично, что все решения этих представителей народа должны быть донесены до общественности. Ведь сложно себе представить, чтобы собственник, скажем, отеля отдал его в управление третьему лицу и добровольно согласился не знать, каким образом это управление проходит. В нашей же стране, по самым грубым подсчетам, таких "собственников" около 31 млн. человек или 70% всего населения Украины".
Со своей стороны отмечу: понятно, что доступ к данным подобного рода не может быть абсолютным. И есть информация, которая должна быть ограничена (например, расположения магистральных коммуникаций, источники коммунального водообеспечения и теплосети, карты мобилизации). Но это должны быть ограничения, которые необходимы в демократичном обществе, предусмотрены законом и разработаны с целью защиты определенного круга ценностей. У нас же ситуация складывается по принципу "скрыть нельзя обнародовать", и запятую чиновники ставят, как в известном советском мультфильме, по собственному желанию. Но только после первого слова…
Кстати, для контраста с приведенным выше "наброском неизвестного художника" хотелось бы дать генеральный план Сан-Диего - одного из главных, но не самых крупных городов штата Калифорния, США. Доступ к нему, кстати, свободный. Я на нем разглядела названия улиц и очертания домов. Не исключаю, что можно увидеть больше. Кстати, Сан-Диего был выбран не по каким-то тайным соображениям. Уверена, что точно так же просто, сидя в Киеве, можно получить детальную карту любого населенного пункта Америки или какой угодно из европейских стран. Но не городов Украины.
Алина Полищук
По материалам:
Кіевскій ТелеграфЪ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас