Эрзац-реформатор — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Эрзац-реформатор

Казна и Политика
2223
В свое долгожданное президентство Виктор Янукович вошел резво и с энтузиазмом. Первое полугодие после инаугурации запомнилось как сверхпродуктивное время. После выстраивания четкой управленческой вертикали в исполнительной власти Янукович рассеял прогнозы о наступающем дефолте. Политический реванш, весна и первые позитивные данные Госкомстата придали главе государства уверенности и подтолкнули вверх рейтинг Партии регионов. Однако после ценовых скачков, провала общественной поддержки Налогового кодекса и невнятной административной реформы популярность Виктора Януковича и его команды начала резко снижаться.
Этот год для четвертого президента Украины может стать последним шансом провести реформы и обеспечить себе достойное политическое будущее. В противном случае нас ждет нескончаемый политический кризис и мучительный поиск нового кандидата на роль человека, который выведет страну на путь эффективного развития.
Как подсобил МВФ
Сформированный в марте 2010-го Кабинет министров во главе с Николаем Азаровым в первую очередь возобновил взаимоотношения с Международным валютным фондом. В целом поддержка курса нового президента со стороны международных кредиторов стала сигналом для инвесторов и зарубежных партнеров украинских бизнесменов. Янукович добился денонсации предыдущего кредитного соглашения с МВФ, подписанного правительством Юлии Тимошенко, и заключения нового меморандума на предоставление кредита stand by на общую сумму 15,15 млрд долларов в течение двух с половиной лет. Обязательства перед фондом и определили курс предстоящих реформ - бюджетной, налоговой, пенсионной.
Вторым базовым документом, утверждающим реформаторский курс президента, стала программа экономических реформ на 2010-2014 годы "Благополучное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство". В ней на 87 страницах описаны этапы и пороги реформирования страны - бюджетная и финансовая сферы, гуманитарная политика и здравоохранение с образованием. Спустя месяц после принятия этого документа Кабмин приступил к исполнению ключевых посылов, заложенных в президентской программе, многие из которых были продублированы в меморандуме с МВФ.
В период между предоставлением первого и второго транша (с июля по декабрь 2010 года) правительство выполнило целый набор обязательств перед фондом - повысило для населения и теплокоммунэнерго цены на газ и услуги ЖКХ, провело через парламент Налоговый кодекс, приняло закон о возобновлении взимания пени за несвоевременную уплату жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, Янукович пошел на беспрецедентный секвестр госбюджета-2010 с целью довести дефицит госбюджета до установленного МВФ показателя. Временно была решена проблема и с возмещением НДС путем выпуска гособлигаций.
Однако вскоре задолженность по возмещению налога стала накапливаться вновь. Согласно подписанному с МВФ меморандуму, Кабмин должен был полностью рассчитаться с экспортерами еще к концу прошлого года. Но сделать это не удалось, поэтому он попросил международный фонд пролонгировать обязательство по погашению долгов по НДС до завершения первого квартала 2011-го.
С началом года денег в казне больше не стало, и сейчас проблема с невозмещением только усугубилась. Источник "Эксперта" в Государственной налоговой службе утверждает, что НДС возмещают в точечном порядке, а сумма просроченного долга по этому налогу постоянно растет, уже превысив пять миллиардов гривен. Делегатам МВФ об этом не рассказывают, акцентируя внимание на достигнутых результатах. Вместе с тем, как сообщили в Минфине, в ходе последних переговоров с представителями фонда правительство в очередной раз подняло вопрос о возможности выпуска НДС-облигаций, оперируя успешным опытом прошлого лета: тогда финансовый рынок с аппетитом "проглотил" новую долговую бумагу. Выпущенные ОВГЗ быстро разошлись среди банкиров и инвесткомпаний, а экспортеров в целом устроил предложенный рынком (от 10 до 22%) дисконт по НДС-облигациям.
Тем не менее кредиторы из Вашингтона остались непреклонны, исключив возможность выпуска очередного транша долговых бумаг, усугубляющего дефицит госбюджета-2011. Так что в марте нас, вероятно, ждет громкая PR-кампания, которая будет сопровождать запуск механизма автоматического возмещения НДС. Уже очевидно (исходя из критериев ГНСУ к экспортерам), что список потенциальных претендентов на автоматическое возмещение очень узок, и новшество коснется лишь избранных.
Непростая "упрощенка"
Процесс принятия Налогового кодекса и некоторые его нормы привели к массовым акциям протеста, поэтому власть вынуждена была пойти на уступки и подкорректировать этот документ. В частности, под натиском толпы из проекта исключили статьи, фактически ликвидирующие упрощенную систему налогообложения. Налоговый кодекс стал первым громким провалом Януковича - президент оказался неспособным реформировать единый налог, отступив перед угрозой бунта малого и среднего бизнеса.
Тогда Янукович пообещал уже в первом квартале 2011 года вернуться к вопросу единого налога и довести начатое дело до конца. Однако рабочие группы по разработке закона об упрощенной системе налогообложения работают в вялотекущем режиме, а единой точки зрения на то, какой должна быть "упрощенка", у власти нет.
Налогового кодекса. Власть у Виктора Януковича, и он не намерен ее отдавать
Частично это обусловлено грядущей пенсионной реформой - еще одним вызовом для Виктора Януковича. Поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин (с 55 до 60 лет), изменение шкалы начисления пенсий и другие пункты анонсированной пенсионной реформы значатся обязательным условием меморандума с МВФ. Власть рискует собрать новый Майдан, уже из бастующих людей предпенсионного возраста.
Шельф, казино и оппозиция
Взяв власть в свои руки, Виктор Янукович также не преминул денонсировать решения правительства Юлии Тимошенко, нивелируя ее успехи. Так, он переиграл ситуацию вокруг принадлежащей украинскому бизнесмену Дмитрию Фирташу компании RosUkrEnergo, которую экс-премьер вытеснила с газового рынка. Светлое имя партийного спонсора обелил сначала Стокгольмский арбитраж, а затем и отечественная судебная система. При этом бюджетный кризис и дефицитная деятельность НАК "Нафтогаз України" не стали помехой для реванша Фирташа. В конце 2010-го компания "Нафтогаз" уже вернула RosUkrEnergo 780 млн кубометров отчужденного при Тимошенко природного газа; оставшееся (всего - 12,1 млрд кубов) бизнесмен получит в течение этого года. В довершение всего Янукович благословил Фирташа на общественную должность сопредседателя Национального трехстороннего социально-экономического совета при президенте.
Крупный отраслевой бизнес в очевидном фаворе у президента Януковича. В перечне "добрых" дел наряду с RosUkrEnergo - разрешение конфликта с компанией Vanco Prykerchenska (читай - конфликт с бизнесменом Ринатом Ахметовым), которой ранее Окружной админсуд отказал в признании победителем конкурса по Прикерченскому участку. Глава государства инициировал подписание мирового соглашения между Vanco и Кабмином.
Крупный отраслевой бизнес в очевидном фаворе у президента Януковича. В перечне "добрых" дел наряду с RosUkrEnergo - разрешение конфликта с компанией Vanco Prykerchenska Из доставшихся Януковичу в наследство, но так и не завершенных дел предыдущей власти - рынок азартных игр, где по-прежнему действует всеукраинский мораторий, а также сфера государственных закупок. На фоне публичной кампании против коррупции во времена Тимошенко сегодня темы игорного бизнеса и закупок для нужд государства Янукович умышленно игнорирует. Запрет на проведение азартных игр парламент утвердил еще в 2009-м, однако профильный закон, по-новому регулирующий этот рынок, так и не появился. Два года назад Юлия Тимошенко также ликвидировала Тендерную палату. Янукович добился принятия профильного закона о государственных закупках (что плюс), однако не ликвидировал коррупцию в этой сфере (минус). Например, до сих пор нет четких правил приобретения товаров и услуг у естественных монополистов, непрозрачна процедура закупки у одного участника и в целом процесс проведения тендеров не стал чище.
Частично это обусловлено проводимой в настоящее время административной реформой. Из-за кадровой рокировки в правительстве, оптимизации и сокращения бюрократического аппарата многими вопросами попросту некому заняться: чиновники Кабмина думают не о реформах, а о собственном трудоустройстве. Тысячи сотрудников уволены, многие ушли в декретный отпуск или оформили документы об инвалидности. Риск жесткой пенсионной реформы вынуждает чиновников, особенно в силовых ведомствах, массово уходить в отставку, оформляя пенсию по нынешним, довольно либеральным правилам. Административная реформа посеяла легкий хаос в системе исполнительной власти: замена кураторов реформ влияет на сроки, направления, интенсивность реализации преобразований. К примеру, профильный по игорному рынку, а также упрощенной системе налогообложения Госкомитет по вопросам предпринимательства и регуляторной политики ликвидируется (его глава Михаил Бродский был уволен, а затем назначен правительственным уполномоченным по дерегуляции хоздеятельности), что автоматически замедляет ход этих двух реформ.
К концу 2010 года усилилась концентрация власти на борьбе с непримиримой оппозицией. После визита Виктора Януковича в Японию стало понятно, что японская сторона не будет остро ставить вопрос о нецелевом использовании киотских средств. Тема торговли квотами на выброс углекислого газа в рамках Киотского протокола из успехов правительства Тимошенко перекочевала в плоскость уголовных дел против лидера БЮТ и ее команды. Генеральная прокуратура возбудила множество дел о коррупции предыдущей власти. Правда, список выдвигаемых обвинений выглядит для широкой общественности смешно, а действия власти - неуклюже. Абсурдность многих уголовных дел очевидна: материальная помощь, выписанная бывшим министром внутренних дел своему водителю и некоторым сотрудникам ведомства, закупка правительством и обладминистрациями автомобилей "скорой помощи", в которые не влазят носилки, использование киотских денег для выплаты пенсий. По мнению "Эксперта", в этой сфере действующая власть получила самый большой информационный провал, поскольку она дала возможность Тимошенко ежедневно пиариться в СМИ, указывая на мелочность и абсурдность выдвигаемых ей обвинений.
Преемник Януковича
Весь прошедший год сопровождался нарастающей борьбой между разными группами влияния в окружении Виктора Януковича. С одной стороны, на президента давили регионалы-бизнесмены во главе с Ринатом Ахметовым, с другой - заслуженные партийцы-бюрократы под предводительством Николая Азарова. Не отставали от них глава администрации президента Сергей Лёвочкин и его соратник Дмитрий Фирташ. Борьба между этими группами влияния все сильнее стопорит принятие важнейших политических решений.
В итоге Фирташ почти год добивался возврата газа для RosUkrEnergo, встречая серьезное сопротивление со стороны других регионалов. Ахметов более года не мог разблокировать процесс запуска работы Vanco Prykerchenska. Из-за противоречий внутри Партии регионов до сих пор не решен вопрос по рекапитализации банков (в том числе банка "Надра"), приватизации "Лугансктепловоза", "Укртелекома", Одесского припортового завода и тепловой генерации.
Многие эксперты прочили Виктору Януковичу судьбу третьего президента Виктора Ющенко, который был вынужден в 2005 году отправить в отставку правительство Юлии Тимошенко из-за роста противоречий внутри команды президента. Однако Янукович пока удерживает под своим контролем ситуацию, не оказывая предпочтения ни одной из конкурирующих групп. Это ему удается, в частности, благодаря резкому усилению влияния его старшего сына - Александра Януковича. Он консультирует отца по многим ключевым экономическим и кадровым вопросам вроде назначений на пост главы Национального банка Сергея Арбузова и руководителя Государственной налоговой службы Виталия Захарченко. Постсоветская привычка концентрации власти в собственной семье (вспомните Татьяну Дьяченко, дочь Ельцина или зятя Кучмы Виктора Пинчука) может сыграть с Януковичем злую шутку, поскольку обычно симпатий избирателей это не прибавляет.
Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций
- Резюме годичного президентского правления зависит от того, насколько мы ассоциируем Януковича с правительством, а действия власти расцениваем как личную заслугу президента.
Кроме того, важны акценты. Например, как оценивать харьковские соглашения? С одной стороны, Украина в обмен на пролонгацию пребывания Черноморского флота на территории нашей страны получила скидку на газ от России. С другой стороны, насколько велика эта скидка?
Настолько же субъективна точка зрения по поводу результативности принятия Налогового кодекса. С точки зрения кодификации налогового законодательства, безусловно, принятие кодекса - шаг вперед. Однако налоговая реформа не доведена до конца. Пока что Януковичу не удалось улучшить систему сбора налогов. Среди вызовов, стоящих перед президентом, - упрощенная система налогообложения, так и не реформированная Налоговым кодексом.
Кроме того, до логического завершения не доведена система государственных закупок. Да, приняли профильный закон, однако не довели его до совершенства: проблема сложности и коррумпированности тендеров так и осталась проблемой. Отказы Европейского союза и Всемирного банка финансировать проекты такого направления говорят об угрозах в этой сфере. Параллельно наблюдается усиление присутствия государства в отдельных отраслях экономики. Можно помогать бизнесу, но при этом должен существовать четкий закон о государственной помощи. Без такого закона очень сложно ограничить аппетиты отраслевых лоббистов. Мы вступаем на путь волюнтаризма.
Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития
- Основная заслуга президента заключается в умении задать вектор реформ, их перечень и структуру. Янукович дал стране правильные тематические импульсы: дееспособность государства, реформа социального сектора, антикоррупционная кампания. Главный минус - неправильная трактовка сущности государственной политики, значимости малого и среднего бизнеса. У действующей власти характеристика малого бизнеса лаконична: "мелкие торговцы", а это - промах, поскольку этот класс населения играет странообразующую роль по всему миру. Непонимание социальной роли малого и среднего бизнеса - большая ошибка, которая может трагично обернуться для самой власти.
Если Янукович берет пример с России, то ему следует помнить, что у этого государства существует независимый источник доходов в виде природных ресурсов. У нас его нет, что еще больше повышает значимость среднего класса и малого бизнеса.
Административная реформа президента как инструмент борьбы с коррупцией - ошибка. Непонимание природы демократической власти как системы сдержек и противовесов тоже, на мой взгляд, свидетельство неудачи в этой сфере. Все реформы Януковича чересчур забюрократизированы. А значит, они будут либо извращены, либо прекращены из-за непопулярности.
Из других ошибок президента - ложное сочетание инфраструктурных реформ с действующей гуманитарной политикой власти. При сложных экономических преобразованиях власть обязана консолидировать общество, а гуманитарная политика Януковича создает обратный эффект. Многие политологи превратно считают, что с помощью такой умышленной тактики президент старается отвлечь общество от сути и остроты экономических реформ. Однако, на мой взгляд, ошибки власти в гуманитарной сфере только затрудняют проведение экономических реформ.
Анатолий Гальчинский, бывший председатель Совета Национального банка Украины
- Из важного и позитивного - Януковичу удалось предотвратить распад государства. Президент приостановил прогрессирующую потерю дееспособности государства, которая наблюдалась во времена правления оранжевой власти.
Другое дело, в каком направлении государство движется сегодня. Определенности нет, экономическая стратегия не ясна. Существует серьезная угроза утраты демократии и применения тоталитарных инструментов развития общества.
У президента нет понимания основ развития экономики. Власть не осознает, что этим базисом является макроэкономическая стабилизация, а значит, денежная и финансовая политика, создающая одинаковые для всех правила игры.
Перечень презентованных правительством инвестиционных проектов у меня вызывает сомнения. Я - сторонник либеральных методов управления экономикой. Деление отраслей на приоритетные и неприоритетные - ложный путь. Их определяет не чиновник, а рынок, конъюнктура. Мы это уже проходили. В прошлом власть активно поддерживала металлургов, однако по факту сложно было определить, куда шли эти деньги: в офшоры или на развитие футбольных клубов. По моим предварительным оценкам, затраты на инновации были меньше, нежели на строительство стадионов и покупку дорогих машин.
Аналогичная ситуация может повториться и сейчас: неудивительно, что перечень приоритетных инвестиционных проектов до сих пор так и не опубликован.
Светлана Крюкова, Андрей Блинов
По материалам:
expert.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас