Монополии государства не будет — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Монополии государства не будет

Аграрный рынок
674
Жаркая дискуссия, развернувшаяся вокруг принятия законопроекта "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины" №8053А, недавно получила новый толчок. Масла в огонь подлило Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады, которое подготовило свое заключение к законопроекту.
По мнению экспертов, выводы были сделаны без учета некоторых важных положений документа.
Как известно, проектом Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины" (относительно особенностей осуществления экспорта объектов государственного ценового регулирования)" №8053 от 2 февраля 2011 года, внесенным народными депутатами Украины Бортом, Перестенко, Терещуком, Сидельником, предлагается установить особенности осуществления экспорта сельскохозяйственной продукции, являющейся объектом государственного ценового регулирования, в первую очередь производителями сельскохозяйственной продукции в объемах собственного производства и уполномоченным Кабинетом Министров Украины государственным агентом.
Также проектом закона предлагается определить, что государственный агент по обеспечению экспорта объектов государственного ценового регулирования - это государственное предприятие или хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля государства, которое определено на конкурсных началах Кабинетом Министров Украины.
Учитывая, что обеспечение продовольственной безопасности населения является одной из задач Закона Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", в проекте Закона предусматривается урегулировать вопросы экспорта, в частности, объектов государственного ценового регулирования, которое непосредственно связано как с национальными интересами Украины на мировом рынке продовольствия, так с продовольственной безопасностью населения Украины.
Общеизвестно, что продовольственная безопасность является первоочередной жизненно важной проблемой, эффективное решение которой пытаются осуществлять все страны мира с целью обеспечения доступа населения к продовольствию в количестве, необходимом для активного здорового образа жизни. Решение этой проблемы зависит от многих объективных и субъективных факторов. Однако, вне всякого сомнения, потенциал продовольственной безопасности закладывается на этапе производства сельскохозяйственной продукции, особенно, если речь идет о продовольствии, что является объектом государственного ценового регулирования.
В связи с этим, к выраженному в заключении Главного научно-экспертного управления ВР можно добавить следующее.
Да, действительно, в соответствии с положениями Конвенции о торговле зерном 1995 года, к которой Украина присоединилась на основании Закона Украины от 6 июля 2010 года (далее - Конвенция), одной из ее целей является содействие расширению международной торговли зерном и обеспечения возможно более свободного развития такой торговли, в том числе устранение торговых барьеров, а также нечестной и дискриминационной практики, в интересах всех членов, включая членов, которые развиваются.
В то же время, в экспертном заключении не принята во внимание другая цель Конвенции, которая заключается в содействии стабилизации международных рынков зерна в интересах всех членов настолько, насколько это возможно, укрепление мировой продовольственной безопасности и содействия развитию стран, экономики которых в значительной степени зависят от коммерческих продаж зерна.
Таким образом, нарушение международных обязательств Украины в проекте не усматривается, поскольку Конвенция не содержит четких норм запрета, а лишь имеет целью содействие расширению и стабилизации международной торговли зерном настолько, насколько это возможно.
По мнению экспертов, положения проекта Закона не соответствуют нормам статьи 20 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", которой установлено, что исключительно уполномоченными Украиной как государством субъектами внешнеэкономической деятельности может осуществляться экспорт и импорт определенных настоящей статьей видов товаров.
Установка в любой форме государственной монополии на экспорт и импорт других видов товаров, не указанных в настоящей статье, не допускается и может быть обжаловано в судебном порядке. Любые организации, в том числе государственные, не имеют права осуществлять функции, которые прямо или косвенно препятствуют другим субъектам внешнеэкономической деятельности свободно осуществлять такую деятельность или в иной форме, за исключением случаев, прямо указанных в настоящем Законе.
При этом, экспертами не обращается внимание на то, что проектом Закона предлагается урегулировать вопросы экспорта продукции (товаров), которая является объектом государственного ценового регулирования как сельскохозяйственными товаропроизводителями такой продукции, так и уполномоченным Кабинетом Министров Украины государственным агентом.
Вместе с тем, обращаем внимание на нормы статьи 7 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", согласно которой регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине осуществляется как с помощью вышеупомянутого Закона, так и других законов Украины.
Также на сегодня подпунктом 9.2.8 пункта 9.2 статьи 9 Закона Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины" уже установлено, что Аграрный фонд, который является государственным специализированным учреждением, уполномоченным Кабинетом Министров Украины осуществлять ценовую политику в агропромышленной отрасли экономики Украины, имеет право осуществлять экспорт объектов государственного ценового регулирования за отдельным решением Кабинета Министров Украины.
При этом, следует отметить, что частями первой и третьей статьи 18 Хозяйственного кодекса Украины (далее - Кодекс) установлено, что государство осуществляет антимонопольно-конкурентную политику и способствует развитию состязательности в сфере хозяйствования на основе общегосударственных программ, утверждаемых Верховной Радой Украины по представлению Кабинета министров Украины. Органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам запрещается принимать акты и совершать действия, которые устраняют конкуренцию или необоснованно содействуют отдельным конкурентам в предпринимательской деятельности, вводят ограничения на рынке, не предусмотренное законодательством.
Одновременно частью третьей статьи 18 Кодекса предусмотрено, что законом могут быть установлены исключения из этого правила с целью обеспечения национальной безопасности, обороны или других общественно важных интересов.
Статьей 31 Кодекса установлено, что не допускается дискриминация субъектов хозяйствования. Однако указанной статьей также предусмотрено, что законом могут быть установлены исключения из положений этой статьи в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, общественных интересов.
Учитывая приведенное выше, считаем, что Законом Украины могут быть введены определенные ограничения на рынке, а также установлены правила, ограничивающие конкуренцию или содействие отдельным конкурентам в предпринимательской деятельности, при условии, что такие действия обеспечивают общественные интересы, которые, согласно положениям проекта Закона, связанные с продовольственной безопасностью страны и населения.
Относительно замечания, вопросы экспорта зерновых культур сегодня урегулированы Законом Украины "О зерне и рынке зерна в Украине", в положениях которого уже предусмотрено существование государственного агента по обеспечению экспорта и импорта зерна и продуктов его переработки, отмечаем:
Во-первых, перечень объектов государственного ценового регулирования, определенный Законом Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", содержит не только зерновые культуры, но и другие виды сельскохозяйственной продукции (товаров), которые не касаются предмета регулирования Закона Украины "О зерне и рынке зерна в Украине", поскольку его действие распространяется только на субъектов рынка зерна.
Во-вторых, в самом экспертном заключении отмечено, что Законом Украины "О зерне и рынке зерна в Украине", целью которого и является именно обеспечение продовольственной безопасности государства, уже предусмотрено существование государственного агента по обеспечению экспорта и импорта зерна и продуктов его переработки.
Таким образом, проведенный анализ Заключения Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины дает основания говорить о том, что эксперты позволили себе сделать одностороннюю трактовку положений проекта, применив при этом субъективную оценку событий, явлений, правил, людей.
Экспертами совсем не принято во внимание то положение проекта, что экспорт объектов государственного ценового регулирования будет осуществляться как уполномоченным Кабинетом Министров Украины государственным агентом, так и сельскохозяйственными товаропроизводителями такой продукции.
Кроме того, очевидно, экспертиза проекта Закона проводилась без учета общественных национальных интересов Украины, которые отражают фундаментальные ценности и стремления украинского народа, его потребности в достойных условиях жизнедеятельности.
Эксперты не обратили внимания на то, что проектом Закона обеспечивается национальная продовольственная безопасность Украины, поскольку первоочередное право экспорта объектов государственного ценового регулирования предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям такой продукции, а не посредникам (зернотрейдерам), которые испокон веков исповедуют принцип получения высшей прибыли и никогда не руководствуются в своей деятельности общегражданским интересом и национальными потребностями страны, в которой они работают.
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас