Бунт на столичном корабле — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бунт на столичном корабле

Казна и Политика
2212
Медленно, но уверенно переформатированная киевская власть - уже привычный элемент украинского политического ландшафта. Но до выборов-2012 тишь да гладь могут и не сохраниться. Избранный народом мэр вернулся в публичное пространство. И поделился своем видением ситуации, в корне отличающимся от точки зрения "верхов".
Шаг вперед и два назад
В канун первой годовщины президентства Виктора Януковича "ползучую революцию" в Киеве начали порой причислять к основным достижениям главы государства. Для того чтобы взять под контроль столицу правящему лагерю выборы не понадобились. В течение нескольких месяцев экс-министр ЖКХ Александр Попов "ненавязчиво" переквалифицировался из первого зама-и.о. мэра в главы Киевской городской государственной администрации; против "молодой команды" был открыт комплект уголовных дел; а с решением о ликвидации райсоветов стольный град лишился единственного своего шанса на участие во всеобщем местном волеизъявлении.
Новый управляющий Киевом взялся за дела вверенной ему территории, засучив рукава. При нем были быстро доведены до ума и сданы некоторые инфраструктурные проекты, возвращены в коммунальную собственность пакеты акций ряда предприятий, анонсировано собирание незаконно распроданных или сданных в аренду земель. Не отказываются на Крещатике и от намерений решать "технические" проблемы запланированной админреформы. Но, вероятнее всего, речь идет не только о сокращении энного числа чиновников. Сам Александр Попов заметил, что "сегодняшняя модель управления Киевом не обязательно является окончательной". Перемен и в самом деле стоило бы ждать. Формально разделив в свое время посты мэра и главы КГГА, законодатели не стали подробно расписывать схему полномочий, так что четко определить, где "заканчивается" мэр и "начинается" ставленник президента (вплоть до того, кто кому как замов выбирает) сейчас очень сложно… Но пока гипотетические перемены на этом фланге еще не заявлены, следующим наступлением на отдельно взятое местное самоуправление, по мнению специалистов, стала угроза внесения поправок в ряд законов "местного значения".
Известие о том, что в недрах Минюста были разработаны изменения к законам о местном самоуправлении и выборах местных же депутатов, и прессой, и экспертами сходу было "примерено" на киевскую ситуацию. Напомним, судя по распространившейся в СМИ информации, правительство решило отредактировать те нормы, которые регламентируют право двух третей депутатского корпуса лишить населенный пункт его головы. Деятельно "не доверять" мэру или главе местной администрации народным избранникам позволяет и нынешнее состояние законодательства, несмотря на некоторые сложности с реализацией подобного решения на практике. А ноу-хау Кабмина, по всей видимости, заключалось в намерении пересмотреть последствия судьбоносного решения депутатов. Озвученные новации предполагали, что обязанности до выборов свежеотставленного мэра будет выполнять секретарь городского совета. Вот только выборы имелись в виду не обязательные сегодня досрочные, которые должны быть проведены в два месяца, а обычные плановые.
Идея правительства о том, что пункт с непременными досрочными выборами можно и опустить, понимания в экспертной среде не встретила. Специалисты отмечали, что подобная перетрактовка законодательства вступает в прямой конфликт с Основным законом. "(…) положения правительственного законопроекта вступают в прямое противоречие с Основным Законом, поскольку приведут к осуществлению секретарем соответствующего совета полномочий (в том числе в течение длительного времени), которые согласно Конституции принадлежат именно сельскому, поселковому, городскому голове, избранному и наделенному такими полномочиями непосредственно общиной", - отмечал экс-министр юстиции Николай Онищук. И действительно, пусть даже секретарь горсовета, делегированный обычно либо самой крупной фракцией, либо солидарной волей большинства, избран народом так же как и мэр. Но при этом следует учитывать, что только градоначальник получает "именной" мандат доверия избирателей на управление населенным пунктом.
Трудно сказать, испугался ли Кабмин нарастающего негодования или возможного анализа подготовленного акта в Конституционном суде, но от своего плана он (как минимум - на некоторое время) отказался. Через несколько дней, после того, как идея ушла в массы, правительство решило все-таки отклонить спорный законопроект. Что вновь-таки позволило заговорить о Киеве. Причем весьма своевременно - в информационном пространстве снова объявился Леонид Черновецкий.
Возвращение блудного мэра
Несмотря на то, что предполагаемые новшества могли ударить по многим мэрам, за спинами которых не стоит большинство в местных советах, в главные жертвы отправленного под сукно законопроекта был сходу определен столичный градоначальник. Благодаря подобным нововведениям некоторые сложности сосуществования двух ветвей киевской власти были бы решены автоматически, а Леонид Черновецкий рисковал лишиться серьезного рычага давления на Банковую и Грушевского…
До сих пор радикально решить проблему взаимодействия центра и избранника киевского народа руководству страны не удалось. Более того они вынуждены держать марку и блюсти лицо. Так, на протяжении более полугода мало кого во властных верхах беспокоило перманентное отсутствие мэра на рабочем месте - Александр Попов справлялся сам, да и многие киевляне, скорее всего, не слишком скучали по главному любимцу и любителю бабушек. Но к концу января Кабмин развернул кампанию по поиску градоначальника. Некоторое время местопребывание Леонида Черновецкого оставалось тайной, ему успели "просватать" эмиграцию в израильском направлении, но спустя короткий срок мэр был "предъявлен". И, если судить по его словам, вернулся он на коне.
В интервью (по слухам - согласованных с Банковой), которые уже успел дать Леонид Михайлович, подробно распространяться по поводу своего длительного отсутствия он не стал. Более того - уточнил, что имеет право на, своего рода, свободное посещение. "…Поскольку моя должность теперь не совсем чиновничья, как избранный мэр, кстати, еще и не получающий зарплату, я могу выходить на работу в любое время", - уверен "избранный мэр". К тому же, трудовых свершений от градоначальника сейчас, похоже, никто и не ожидает, а говоря о взаимодействии с Александром Поповым, мэр отмечает: "По мере своих скромных полномочий я помогаю ему реализовать себя в должности председателя КГГА". Интерпретировать подобную фразу можно по-разному. В том числе - и как некоторое кокетство политика. Но с большой долей вероятности речь идет о том, что полномочия мэра сейчас действительно не поражают воображение…
При этом полностью смиряться с отведенным ему местом Леонид Черновецкий, похоже, не спешит. О молчании предыдущих месяцев речь уже не идет. И вот уже "молодая команда" снова - "открытые люди - добрые и идеальные", "уголовные дела в отношении двух членов моего блока возбуждены искусственно", отношения к проблемам мэр не имеет, решение Попова вернуть предприятия в коммунальную собственность "ошибочно", а власти следует прекратить "шельмование" и самого Леонида Михайловича, и его окружения.
К полномочиям Черновецкого эти самые власти на словах относятся предельно корректно. "Леонид Михайлович настроен работать. У них нормальное взаимопонимание с главой администрации Александром Павловичем Поповым. Поэтому пока он настроен работать, он будет работать", - убеждает окружающих Николай Азаров. И все же внезапная активность мэра вызывает подозрения. Вполне вероятно, что после многомесячного отсутствия киевский мэр взялся отвоевывать назад хотя бы часть потерянных было позиций. Кроме того, не исключают эксперты, речь может идти и о подготовке к будущим парламентским выборам.
Смену курса не отрицает и сам народный избранник. По словам Леонида Черновецкого, снова входить в мэрскую реку он не планирует, а вот в Верховной раде ему и его соратникам есть, чем заняться. Шансы успешно отыграть парламентские выборы у лидера блока имени себя есть - особенно с оглядкой на весьма вероятное возвращение к мажоритарно-пропорциональной системе. Но все же пока Леониду Михайловичу предстоит существовать в реалиях киевского масштаба.
Отказ правительства от специфического законопроекта политиками-оппозиционерами и некоторыми экспертами был воспринят как очередное перемирие Кабмина с взбунтовавшимся Черновецким. Но если это действительно так, то пока сложно сказать, кто именно пошел на уступки. С одной стороны, как бы ни рекламировал градоначальник свои достижения, многие из них являются довольно спорными и популярностью в народе не пользуются (не говоря уже о пристальном интересе правоохранителей к действиям не такого уж и малого числа чиновников). Хотя это не отменяет того факта, что именно он - законно избранный горожанами мэр, а достижения властей по его отстранению далеко не всеми воспринимаются как однозначное благо. С другой стороны, в руках Леонида Черновецкого достаточно мощное оружие, вероятность использования которого он сам отрицает, - угроза "неконтролируемой" отставки. В случае сохранения нынешних норм законодательства, самоотвод мэра приведет к непременным выборам в ближайшее время. И, несмотря на все усилия по созданию позитивного имиджа для Александра Попова, очевидно, что до стадии "Готовность номер один" местным "регионалам" еще далеко - шансы потерять Киев (пусть даже речь идет о куцем с недавних пор мэрстве) достаточно велики. Тут и мировая дорогого стоит. Однако же, с третьей стороны, многое сейчас зависит от устойчивости и единства самой "молодой команды". Несмотря на то, что Кабмин сделал несколько шагов назад, слухи о том, что следующая сессия Киевсовета пройдет под знаком "недоверия", не утихают. И, если Леонид Черновецкий действительно поставит вопрос ребром, многое будет зависеть от того, на чьей стороне выступит большинство горсовета и его секретарь Олесь Довгий. Если корпус проявит лояльность - мэр (или руководство страны - тут как посмотреть) отделается легким испугом. Одновременно, отставка также может быть запланированной. А может оказаться сюрпризом. Но и "неожиданность" стопроцентно не гарантирует, что уход Черновецкого непременно повлечет за собой перевыборы. Ведь требования закона - это одно, а их дальнейшая реализация - совсем другое…
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас