Стоимость горючего превысит 1 евро? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Стоимость горючего превысит 1 евро?

Энергетика
3776
"Цены будоражат мелкий бизнес и создают жесткие условия для крестьян, которые не имеют доступа к нормальному общественному транспорту. Когда заправить бак автомобиля дороже, чем слетать в Рим, это очень неправильно", - считает мэр Лондона Борис Джонсон.
Резкий скачок цен на топливо в Украине в очередной раз воскресил старый спор: насколько обоснованно такое подорожание? Но Украина здесь не одинока.
С первых полос зарубежной прессы не сходит тема цен на нефтепродукты. Разница лишь в том, как власти в разных странах решают эту проблему.
В Британии со средины декабря 2010 года до середины января 2011 года зафиксирован наибольший скачок цен за последние десять лет: бензин за месяц подорожал на 6,13 пени в 1,2827 фунта.
Вплотную подобрались к рекордным значениям лета 2008 года цены во Франции. Дизельное топливо, на которое приходится около 75% продаж в этой стране, стоит 1,26 евро за литр, а бензин "Супер-95" - 1,44 евро за литр.
В Испании средняя цена литра бензина выросла до 1,285 евро, тогда как в июле 2008 года его стоимость не превышала 1,276 евро.
Немецкие цены, еще в конце декабря перешагнув отметку 1,5 евро, также оказались выше пиковых показателей 2008 года.
Не менее ощутимо растут котировки в странах Балтии, Молдове, Румынии, Польши, России. Из-за январского повышения цен в ряде стран Европы и Азии власти вынуждены пересматривать годовые прогнозы инфляции и искать пути снижения темпов роста.
Автомобильное гражданское общество
Возмущенные автомобилисты тем временем начинают активно протестовать. Так, в Молдове и Румынии водители договорилась покупать на заправках всего по два литра горючего, расплачиваясь при этом монетами помельче. Казалось бы, чепуха, но работа многих АЗС была парализована.
Израильские противники повышения цен высказали свое мнение посредством медленного пробега по магистрали, а в Мексике почти 400 тысяч водителей грузовиков на пять часов перекрыли главные трассы страны, вызвав полный транспортный коллапс.
К сожалению, прогнозов относительно стабилизации цен в ближайшем будущем не слышно, а об их снижении автомобилистам остается только мечтать. "Сейчас нет признаков того, что что-то изменится. Цены на нефть, по-прежнему высоки, и позитивных сигналов нет", - говорит президент Латвийской ассоциации торговцев горючим Ояр Карчевскис.
"О глобальном падении цен на нефтепродукты я пока не слышал. Наоборот - говорят, что из-за спекуляций цены будут расти", - говорит президент Литовской ассоциации предприятий торговли нефтепродуктами Лукас Восилюс. По его мнению, надо радоваться, что не сбылись прогнозы о более чем стодолларовой стоимости барреля нефти.
Европейские консалтинговые компании считают, что за несколько недель в большинстве стран ЕС цены на бензин дойдут до 1,5 евро за литр, а в некоторых - до 1,6 евро.
Как бороться с ростом
Объясняя причину новых ценников на АЗС, Каспарс Скрабанс, директор компании Latvija Statoil, крупнейшего оператора латвийского рынка, напоминает, что за первую половину января оптовая цена бензина выросла на 40 долларов за тонну, дизельного топлива - на 50 долларов за тонну.
"Кроме того, на цену повлиял курс доллара, который установил Банк Латвии. Эти тенденции комментировать не могу, поскольку все зависит от событий в мире. Цены меняются по независящим от Латвии причинам", - добавил менеджер.
В некоторых странах подорожание усилилось введением налогов. Рекордный прыжок в Британии не в последнюю очередь связан с повышением на 2,5% НДС. Серьезную обеспокоенность в этой связи выразил мэр Лондона Борис Джонсон.
"Цены будоражат мелкий бизнес и создают жесткие условия для жителей сельской местности, которые не имеют доступа к нормальному общественному транспорта. Когда заправить бак автомобиля дороже, чем слетать в Рим, это очень неправильно", - написал лондонский градоначальник в своей статье в Daily Telegraph.
Джонсон призвал британское правительство установить плавающий налог на горючее. Согласно предложению мэра, налог должен снижаться во время роста цен на нефть, чтобы топливо на АЗС не дорожало так сильно.
Другой способ снижения цен предложил министр экономики Германии Райнер Брюдерле. Чиновник призвал выйти на рынок топлива супермаркеты-дискаунтеры. "Когда предложение растет, цены падают", - напомнил министр.
Он указал на успешный опыт других стран, где супермаркеты торгуют бензином на несколько центов дешевле, чем АЗС нефтяных компаний. Но в то же время немецкие эксперты отмечают, что существенно снизить цены таким образом не удастся.
Гораздо ближе для украинцем может оказаться способ решения "бензинового" вопроса в Боливии. Запланированное с начала 2011 года повышение стоимости нефтепродуктов на 83% так и не вступило в силу. Многочисленные народные протесты в конце года вынудили президента страны Эво Моралеса не только отменить непопулярную меру, но и отправить Кабинет министров в отставку.
Ситуация интересна тем, что повышение цен было вызвано исключительно отменой государственного дотирования нефтеперерабатывающей отрасли. Как видим, популизм за несколько дней победил экономическую обоснованность, и в Боливии, на радость контрабандистам всех соседних стран, вновь один из самых дешевых бензинов в мире.
Украинское ноу-хау
К сожалению, опыт Европы в Украине пока не видят. Пока развитые страны снижают налоги и развивают конкуренции, в Украине происходят противоположные процессы.
Сегодня цена топлива пошла вверх - выше доллара. К повышенному с начала года на 40% акцизу на топливо и экологическому сбору чиновники еще хотят ввести пошлину на импорт нефтепродуктов, что создаст монополию внутренних производителей и вызовет резкий рост розничных цен.
Ведь производить топливо нашим НПЗ все равно придется из дорогой российской и азербайджанской нефти, а старые мощности наших НПЗ не способны обеспечить ни количества, ни качества топлива.
Придется дальнейшем его импортировать, поэтому налоговые инициативы поднимут цену на бензин на 1,2-2 гривни, и стоимость дизтоплива почти на гривню. Получается, европейская интеграция может начаться с европейской цены на топливо, которая достигнет одного евро.
Поэтому разговор о посевной в этом году явно начнется раньше, чем в предыдущие годы. Может, об этом заговорят в марте, но сейчас цена бензина и дизельного топлива только растет.
Значит, вскоре подорожает абсолютно все. Хотя рецепты покоя, казалось бы, более чем очевидны.
Андрей Черников
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас