Пир во время чумы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Пир во время чумы

Казна и Политика
1661
Новогодний сезон 2010-2011 оказался удачным только для столичных украинских ивент-агентств. Большинство же региональных субъектов этого бизнеса подсчитывают убытки и подумывают о закрытии дела…
Кризисные явления от нас никуда не делись, и только в Киеве сюрпризом новогодних празднований стала неожиданная активизация ивент-рынка и увеличение количества тендеров на право проведения корпоративных мероприятий. По сравнению с прошлым годом спрос на проведение новогодних и рождественских праздников в Киеве вырос на 300% - своего рода пир во время чумы. Естественно, этот спрос по-прежнему на 25-30% отстает от показателей стабильных докризисных лет, однако в эту зиму к услугам организаторов праздников обратилось до 30% киевских фирм. Остальные компании обошлись собственными силами и приглашенными артистами или вовсе не отмечали праздник…
Праздников больше, но бюджеты скромнее
"Такое активное оживление рынка на фоне глобального кризиса даже удивляет, - комментирует Управляющий партнер киевской рекламной компании PUSH-K Solutions Андрей Оденец. - Вместе с тем следует отметить, что сейчас рынок предлагает нам только мероприятия фирм для своих сотрудников, а клиентские события, которые раньше обязательно закладывались в маркетинговые бюджеты крупных компаний, по-прежнему практически заморожены. Наши заказчики не намерены швыряться деньгами ради привлечения своих клиентов, речь пока идет только о внутренних мероприятиях. Еще не все компании готовы предоставить для праздника большие бюджеты, они стараются на всем экономить, но самих праздников стало существенно больше, чем в прошлом году…"
Интересно и то, что те, „кто заказывал музыку“ - в прямом и переносном смысле слова, - хотели получить хороший праздник, заплатив за это по минимуму. Именно потому певцы на „новогоднем чесе“ зачастую пели в эконом-варианте - под фонограмму, без клавишников, гитаристов и тому подобного…
Кое-кто из особо дальновидных киевлян пытался уложиться в бюджет пятилетней давности, оплачивая по 400 гривен за человека. Ясно, что сегодня за такую сумму можно всего лишь накормить и развлечь, но не рассчитывать на „звезд“ шоу-бизнеса…
Разброс цен за веселую новогоднюю ночь даже по Киеву был очень большим. Основную часть бюджета определяли расходы на кейтеринг, напрямую зависящие от уровня площадки и количества гостей. На „солидной“ площадке прием 100 гостей обходился не менее 60 тыс. гривен, в „пивном пабе“ такое же количество человек могло повеселиться за 45 тыс.
Если же фирма размахнулась на концертную программу с артистами, то развлечь искомое количество гостей стоило уже от 150 тыс., в среднем 200-250 тыс. гривен.
Офисный вариант приелся
Аналогичное оживление рынка ивент-услуг в столице отмечают и российские аналитики. По их наблюдениям, новогодние корпоративы в Москве в этом году переместились из офисных помещений в развлекательные центры, рестораны, клубы и кафе.
По самым скромным подсчетам, Новый год в ресторанах и клубах отмечали почти 70% московских компаний, и только 14,5% фирм решили сделать праздник в стенах собственного офиса. 8% компаний отмечали праздник вне офисного и ресторанного формата, и приблизительно столько же организаций решили вообще не проводить праздничные корпоративы.
Для сравнения: в 2009 году отмечать Новый год в развлекательных заведениях решились всего 25% московских фирм. Отмечено, что 30% компаний, встречавших 2011 год в российских развлекательных заведениях, принадлежат к IT-сфере, 14% - ритейлеры и 12% относятся к банковскому сектору…
Кому праздник, а кому - слезы…
Празднование Нового года в украинской глубинке разительно отличалось от столичного фейерверка - особенно в денежном эквиваленте…
„В этом году „новогодние ночи“ в городских клубах и ресторанах массово отменялись, - рассказывает частный предприниматель в сфере ивент-услуг Ольга К. из Белой Церкви, - у людей просто не было денег, зарплаты в провинции гораздо скромней, чем в столице, цены на коммунальные услуги и продукты питания подскочили у нас еще в октябре. Люди перестали брать кредиты, чтобы проводить корпоратив: многие до сих пор не могут расплатиться со старыми долгами, а новые кредиты банки дают неохотно. Хотя заработать на проведении новогодних праздников планировали все, даже самые маленькие кафе и рестораны.
В результате город потерял до 50% заказов, которые были сделаны ранее…
Цены на услуги тех, кто проводил праздник, упали на 20%, и это не предел, у людей просто нет вариантов, нужно выживать…“
Этой зимой организовать „новогоднюю ночь“ удалось далеко не всем белоцерковским кафе и ресторанам: самый высокий уровень цен смог потянуть разве что развлекательный центр „Калипсо“ - там новогодняя всенощная с артистами стоила порядка 700 гривен с человека - практически столичный уровень цен.
Удалось поработать с клиентами развлекательному центру „Трактир“, ресторану „Палладиум“ и ресторану мексиканской кухни „Юкотан“. Популярное в городе кафе „Теремок“ с видом на знаменитый дендропарк „Александрия“, где горожане привыкли отмечать Новый год, тоже пыталось организовать „новогоднюю ночь“, но пришлось ограничиться дневными корпоративами, которые стоили там как минимум 450 гривен с человека. В эту цену входил хороший стол и развлекательная программа с Дедом Морозом и Снегурочкой…
Остальные городские кафе и рестораны принимали заказы по 250-200 гривен с человека, причем чем больше был заказ, тем более снижалась цена за услуги.
„Оплачивало наши услуги и услуги подрядчиков в основном руководство фирм-заказчиков, - комментирует частный предприниматель Татьяна Д.
- Иногда расходы оплачивались таким образом: за угощение платила фирма, а за концертную программу - сотрудники. На инвестирование новогоднего празднования в коллективе находится все меньше желающих. Люди в очень трудном финансовом положении. Судите сами, за 500 гривен вполне можно накрыть хороший стол дома и спокойно отдохнуть…“
О том, чтобы отдыхать в новогоднюю ночь, развлекательный бизнес и не помышлял - в тяжелое кризисное время не до отдыха. Больше всего корпоративов по городу состоялось с 24 по 29 декабря, а после Нового года сразу же наступил полный штиль…
Кое-кто из мелких частных предпринимателей, работающих в сфере ивент-услуг на периферии (а этим занимаются теперь очень многие - клубные работники, артисты и представители других смежных профессий), поспешили после неудачи новогоднего сезона отказаться от предпринимательской деятельности. Оно и не удивительно - в маленьких городах это чисто сезонный бизнес, большую часть года люди соблюдают пост, точнее, придерживаются традиции не проводить праздники. Оплачивать ежемесячно 200 гривен в налоговую и еще более „круглую“ сумму в Пенсионный фонд - для таких непосильная ноша.
Тендеры без откатов
Приспосабливаться к условиям бизнеса научились все, даже „звезды“, стригущие доходы на ниве новогоднего „чеса“. По мнению аналитиков рынка ивент-услуг, гонорары в новый 2011 год не выросли, у всех без исключения артистов они очень гибкие и, как правило, меняются в зависимости от сезона и уровня их популярности в данный конкретный момент.
К тому же миф о высоких гонорарах „звезд“ - только миф, маркетинговый прием. Кризис и здесь подкорректировал ценообразование - сегодня со всеми можно договориться за те деньги, которые предполагает бюджет заказчика.
Кстати, имена самых востребованных знаменитостей вызвали удивление операторов рынка. В первую пятерку в этом году вошли Валерий Меладзе, Григорий Лепс, Стас Михайлов, Юрий Антонов и малоизвестная зрителю Елена Ваенга.
Именно эти лидеры новогодних праздников могли похвастаться гонорарами от 40 тыс. евро и выше за выступление. Было бы неправильным думать, что „первый эшелон“ заработал больше остальных. Звезды второго (30-40 тысяч евро) и третьего (15-30 тысяч евро) эшелонов взяли свое количеством выступлений - смогли потянуть по несколько корпоративов в день…
По-прежнему шла на ура Верка Сердючка, группа „ВИА Гра“, Жанна Фриске и Вера Брежнева…
Не обошлось под Новый год и без сюрпризов: это были долгожданные для основного сегмента ивент-рынка открытые (т.е. без откатов) тендеры. Их проведение было связано с массовыми кадровыми изменениями в составах компаний во время кризиса и введением тотального аудита процесса закупок услуг, к которым относятся подобные тендеры.
Кризис жестко диктует свои правила игры, разделив страну на „богатых“ и "бедных" и лишив нас иллюзий по поводу новогодней сказочки со счастливым концом…
Наталья Вареник
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас