Бойко дадут "Укрнафту", а потребителям бензина - ценовой кризис — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бойко дадут "Укрнафту", а потребителям бензина - ценовой кризис

Энергетика
2010
С каждым днем продвижения инициативы Минэнерго по введению импортных пошлин на автомобильное топливо премьер-министр Азаров получает дополнительные шансы обуздать амбиции Юрия Бойко.
Полемика между правительством и двумя группами игроков рынка нефтепродуктов - импортерами и владельцами украинских НПЗ - привела к неожиданному результату.
Вместо согласия на введение с 1 февраля заградительных импортных пошлин на нефтепродукты премьер-министр Николай Азаров посоветовал инициатору этого шага главе Минэнерго Юрию Бойко навести порядок в отечественной добыче нефти, без которой ренессанс нефтепереработки невозможен.
Премьер заявил, что Минэнерго должно инициировать смену руководства полугосударственной "Укрнафты". Энергетическое ведомство, вполне естественно, заявило о полной готовности. Что отнюдь не развеяло тревожных ценовых ожиданий на рынке автомобильных топлив.
Их подпитывает "горючий" спор между импортерами и владельцами отечественных НПЗ. Заводы открыто шантажируют Минэнерго полной остановкой в случае, если ведомство не склонит Кабмин к введению заградительных мер. Импортеры, в свою очередь, требуют от главы Минэнерго Юрия Бойко перестать ориентироваться на производителей, и вспомнить о потребителе, заверяя, что любое ограничение импорта приведет к ограничению объемов поставок и последующему витку цен.
Наиболее лаконично сформировал позицию импортеров президент "Галнафтогаза" Юрий Антонов. "Вопрос стоит очень просто: кто заплатит за модернизацию устаревших украинских НПЗ - потребитель или все же собственник? При введении импортных пошлин модернизация ляжет на потребителя. А при сохранении конкурентной среды собственникам придется искать для модернизации свои или привлеченные деньги", - заявил он. Подобную точку зрения 18 января поддержало Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины.
Не менее лаконичное заявление прозвучало со стороны противоположного лагеря компаний-собственников НПЗ. "Группа ТНК ВР Коммерс может уже в конце первого квартала остановить Лисичанский НПЗ из-за его убыточности. Для недопущения этого компания обратилась к правительству Украины с требованием защитить отечественного производителя", - отрезал управляющий директор российско-британской компании "ТНК ВР Коммерс" Дидье Казимиро.
Премьер-министр Николай Азаров и глава Минэнерго Юрий Бойко в сложившейся ситуации оказались меж двух огней. С одной стороны, заградительные меры вряд ли помогут всем владельцам НПЗ одинаково. Большинство из них не первый год находятся в процессе "стагнирующей" модернизации. С другой стороны, введение пошлин вряд ли приведет к увеличению поступлений в бюджет. События будут развиваться, скорее всего, по противоположному сценарию: если импорт существенно сократится, то возникший дефицит приведет к росту цен. Сначала - на бензиновом рынке, а затем, по инерции на всех остальных.
Грядущей весной украинцев и без этого ожидает очередное повышение тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги. В сумме с потенциальным бензиновым ажиотажем, эта гремучая смесь новаций может создать в начале 2011 года весьма плодотворную почву для роста инфляции. В Украине эта тенденция традиционно считается предвестником "ротации" правительства.
Николай Азаров, на место которого уже не единожды прочили Юрия Бойко, не может не понимать такой перспективы. И как достаточно грамотный аппаратчик, премьер решил начать сложный диалог с возможным преемником. Этот диалог, судя по всему, пока не связан лишь с грядущими ценовыми баталиями и находится лишь в плоскости субординации. По сути Кабмин поручил Минэнерго не спешить с введением пошлин, а сначала навести порядок во вверенном ему хозяйстве. В частности, уладить взаимоотношения с учредителями группы "Приват" (которая контролирует Кременчугский НПЗ и менеджмент "Укрнафты").
Реализовать благие намерения Минэнерго и "Нафтогазу Украины" технически вряд ли удастя раньше 25 февраля, на которое намечено общее годовое собрание акционеров "Укрнафты". А прогнозировать исход этих собраний, все равно что гадать на кофейной гуще. Причин тому, как минимум, две. Первая, традиционная - это многолетние споры между "Нафтогазом" и "Укрнафтой" о том, кто же из них имеет право распоряжаться газом отечественной добычи.
Пока что в этом споре выигрывают частные акционеры "Укрнафты", а не государственые. Есть еще и вторая причина. Учредители "Привата" уже успели выразить готовность пойти навстречу стремлениям властей сменить менеджмент "Укрнафты". Правда, паралельно с этим руководство компании пообещало определиться с датами вывода ценных бумаг на европейские рынки. Этот процесс по своей бизнес-идеологии не совместим с резкими кадровими ротациями. Небогатое украинское государство, как правило, в таком деле скорее обуза, чем помощь. Если, конечно же, от лица государства "Укрнафте" не начнут помогать частные компании, близкие к первым лицам правительства.
Вполне возможно, что когда-нибудь, например к лету или осени, Минэнерго и "Приват" сторгуются по всем выше обозначенным вопросам. Однако, за это время на волне негативних ожиданий цены неминуемо поползут вверх, что даст основание главе Кабмина предметно разобраться, почему Бойко в начале года уступил давлению нефтепереработчиков.
Андрей Старостин
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас