Итоги года: рынки и компании (Часть II) — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Итоги года: рынки и компании (Часть II)

1116
"Контракты" подводят итоги минувшего 2010 года. Во второй части серии материалов пойдет речь об автосервисе, интернет-торговле, мобильной связи и интернет-доступе.
На все СТО
В 2010–2012 гг. украинцы будут больше тратить на ремонт машин, чем на их покупку.
Всего три года назад объем рынка автосервиса был втрое меньше выручки автодилеров. Но кризис все расставил по своим местам: автопродажи рухнули, а выручка СТО практически не изменилась.
Даже в самом тяжелом для бизнеса 2009 году долларовый оборот станций техобслуживания упал едва ли не на пятую часть - в гривне объем рынка, несмотря на кризис, вырос более чем на 30%.
Нагрузка на автосервис в ближайшие годы будет только расти: бум автопродаж в 2006–2008 гг. увеличил украинский автопарк как минимум на 1,7 млн новых автомобилей, которые, как и положено машинам, спустя два-три года после приобретения все чаще требуют ремонта. Еще одной причиной роста рынка автосервиса стало повышение цен: в 2009-м услуги автосервиса подорожали в среднем на 10–20%, в 2010 году - еще на 30–40% в гривне.
Кстати, большинство экспертов сходятся во мнении, что 20–25% роста для рынка автоуслуг - не предел. Так, по подсчетам аналитиков компании "Роберт Бош Лтд", в Украине насчитывается около 10 тыс. гаражных мастерских, 1–1,2 тыс. дилерских СТО и более 3 тыс. независимых автосервисов. В итоге на одну станцию техобслуживания в нашей стране, по разным оценкам, приходится от 700 до 1000 автомобилей, хотя в большинстве государств Восточной Европы это соотношение вдвое меньше.
Еще один фактор роста - наличие целых сегментов рынка автоуслуг, где высокий спрос не сбалансирован даже минимальным предложением. К примеру, после того как продажи новых авто в Украине упали на 74% - до 160 тыс. в год, рынок бывших в употреблении автомобилей превысил 300 тыс. транзакций в год и продолжает расти. "Практически каждый продавец тратит на мойку, химчистку салона и полировку $50–100, - рассказывает директор компании автосервиса "Лидер" Игорь Хорол. - Еще столько же тратит покупатель: на осмотр, проверку и диагностику узлов и агрегатов". По подсчетам ремонтника, годовой объем сегмента комплексного предпродажного обслуживания составляет $30–50 млн. То же самое можно сказать об услугах эвакуатора - в Украине до сих пор нет оператора, предлагающего гарантированную помощь в любом регионе в случае поломки.
По словам директора аналитического департамента компании Pro-Consulting Александра Соколова, все это свидетельствует о том, что рынок СТО ожидает стабильный рост как минимум в течение ближайших трех-пяти лет
На низком старте
В ближайшее десятилетие оборот украинской онлайн-торговли может увеличиться на порядок.
Главным событием 2010 года для отечественных онлайн-магазинов стало исключение из Налогового кодекса нормы, запрещающей упрощенцам заниматься интернет-торговлей. По данным Bigmir.net, в украинском сегменте сети в категории "интернет-магазины" зарегистрировано более 6,5 тыс. сайтов, 85% из которых, по оценке Ассоциации участников электронного бизнеса, работает по упрощенной системе. По оценке той же ассоциации, к относительно крупным торговым площадкам можно отнести не более тысячи украинских онлайн-магазинов, которые, скорее всего, нашли бы возможность продолжать торговлю, несмотря на запреты. Остальные магазины и магазинчики были бы вынуждены закрыться или уйти в тень, что неизбежно сказалось бы на обороте интернет-торговли.
Но этого не произошло, и в следующем году оборот сетевых торговцев, вероятнее всего, увеличится на 25–30% - до $370 млн. Приведенная сумма - минимальный оборот украинской онлайн-торговли в 2011 году. Дело в том, что по итогам 2010-го сами операторы оценивают выручку сетевых магазинов от $320 млн до $420 млн. При этом - независимо от расхождений в оценке оборота - все они сходятся во мнении, что рост выручки интернет-торговли в следующем году превысит 25%. А рынок отыграет падение 2009-го, когда оборот сетевых магазинов сократился на 30–40% год к году.
По утверждениям владельцев магазинов, в 2009–2010 гг. самыми ходовыми товарами в Уанете были бытовая техника, потребительская электроника и компьютеры. Подтверждает это и статистика Google Inc. - по данным декабрьского исследования поисковых запросов Google ZeitGeist–2010, чаще всего в 2010-м потенциальные покупатели искали в сети вентиляторы (первое место по поиску покупок и информации о конкретных товарах). Далее в рейтинге покупательских запросов следовали нетбуки, йогуртницы, блендеры и телевизоры.
"Более половины запросов из топ-10 (товаров - ред.) касаются бытовой техники и электроники", - говорится в декабрьском отчете поисковика. По мнению операторов рынка, в ближайшие годы высокотехнологичные товары по-прежнему будут занимать львиную долю ассортимента украинских интернет-магазинов. Но в 2011–2014 гг. к ним постепенно будут добавляться книги, диски, сувенирная продукция, лекарства и даже бытовая химия.
Пока оборот отечественной интернет-розницы составляет едва 0,5–0,6% всего розничного оборота. Для сравнения: в США на долю онлайн-покупок, по разным оценкам, приходится 5–15% всей розничной торговли в деньгах. Соответственно, потенциал торгового сегмента Уанета превышает нынешний оборот примерно в 10–30 раз.
Смена лидера
В ближайшие годы телекоммуникационный рынок будет расти в основном за счет подключений к сети.
С конца 1990-х годов телекоммуникационный рынок Украины рос в основном за счет мобильной связи. В 2008-м доля сотовых операторов составляла 68% рынка телекоммуникаций: в последний предкризисный год выручка мобильщиков увеличилась еще на 11% год к году - до рекордных $5,5 млрд.
Однако уже в 2009-м украинцы существенно сократили расходы на мобильную связь, а национальная валюта девальвировала: несмотря на повышение тарифов, выручка сотовых операторов уменьшилась на треть - до $3,5 млрд. В то же время выручка от услуг предоставления доступа к сети интернет в 2009-м уменьшилась лишь на 8%, хотя в прошлом году многие провайдеры снизили тарифы на 25–30%.
По прогнозам аналитиков ИК Dragon Capital, в текущем году объем рынка мобильной связи и интернет-доступа составит $4,2 млрд (+8% год к году). "В 2010-м усилия операторов мобильной связи были направлены в основном на поддержание стабильного уровня своих доходов", - говорит советник инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Иван Макушенко. По словам эксперта, подтверждение данной тенденции - активное продвижение тарифов с фиксированной платой, стимулирующих разговоры внутри сети. Как следствие, в II квартале 2010-го среднемесячное количество выговоренных минут у абонентов "Киевстара" выросло на 47,5% год к году - до 447 минут; у клиентов МТС - на 22,7% (до 541 мин). Сегмент услуг доступа к сети интернет в 2010-м, напротив, демонстрировал стремительный рост доходов: только за 10 месяцев этого года его оборот увеличился на 32% - до 3,1 млрд грн. При этом в отличие от мобильной связи, где число подключений давно превысило количество жителей Украины, рынок доступа остается ненасыщенным. По данным iKS-Consulting, на 1 октября 2010-го общее число пользователей интернета в Украине едва достигло 3,35 млн, в том числе широкополосного доступа - 2,87 млн человек.
"В 2011 году интернет-доступ будет основным драйвером роста всего отечественного телекоммуникационного сектора, - уверен Иван Макушенко. - Но если сейчас по числу абонентов лидируют "Укртелеком" и "Воля-Кабель", то уже в следующем году серьезную конкуренцию им составят сотовые операторы". По мнению эксперта, лидеры украинского телекомрынка - МТС и "Киевстар" - будут активно осваивать широкополосный доступ. В основном благодаря этому в 2011-м суммарная выручка от предоставления услуг мобильной связи и доступа к сети вырастет на 12% - до $4,7 млрд.
Ирина Перевозченко, Владимир Хомяков, Анна Сайченко
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас