Итоги года: рынки и компании (Часть I) — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Итоги года: рынки и компании (Часть I)

Энергетика
1960
"Контракты" подводят итоги минувшего 2010 года. В первой части серии материалов пойдет речь о рынках жилой недвижимости, нефтепродуктов и автомобилей.
Посредникам не беспокоить
Падение строительной отрасли продолжается
"Украинский рынок недвижимости переживает самый масштабный кризис со времен российского дефолта 1998 года", - заявил в августе 2008-го председатель совета директоров группы компаний "СлавИнвест" Милан Паевич. Прогноз стал одним из наиболее точных, но действительность все равно оказалась хуже. Масштабы кризиса в строительной отрасли превзошли как 1998-й, так и 1999 год: ввод в эксплуатацию квартир в 2009-м сократился почти вдвое (- 48% год к году), денежный оборот рынка упал более чем на 70% - до $2,2 млрд.
Главной причиной обвала стала критичная зависимость отрасли от кредитования - к началу кризиса с привлечением заемных средств на первичном рынке заключалось четыре сделки из пяти. Когда кредитов не стало, рынок буквально "схлопнулся": к весне 2009 года, по данным Госкомстата, в Украине насчитывалось более 12 тыс. замороженных и приостановленных проектов - строительство не велось более чем на 60% объектов. Точной статистики банкротств в строительной отрасли нет, но, по мнению большинства операторов, в 2008–2010 гг. рынок покинула как минимум треть строительных компаний.
По данным портала realt.ua, за время кризиса стоимость нового жилья в Киеве упала с $2,8–3,5 тыс. за кв. м до $1,4–1,7 тыс. Кстати, если в 2006–2008 гг. новостройки были на 5–10% дешевле квартир на вторичном рынке, то теперь новое жилье стоит дороже как минимум на 5–15%. А если учесть, что при покупке б/у квартиры торг может составить и треть запрошенной стоимости, разрыв цен между первичным и вторичным рынком доходит до 40%.
Аналогичная картина наблюдается и в регионах. По данным директора девелоперской компании "ГЕРЦ" Валерия Кирилко, квартиры на вторичном рынке нередко вдвое дешевле, чем на первичном. Из всех крупных городов Украины самые дешевые квартиры - в Харькове и Запорожье. Так, в Запорожье цены вернулись к уровню 2002 года: $650 и $1000 за кв. м на вторичном и первичном рынке соответственно. В Харькове б/у и новая недвижимость стоят $700 и $1,1 тыс. за квадрат. В Днепропетровске стоимость квартир на первичном рынке составляет $0,88–1,8 тыс. за кв. м, на вторичном - $0,7–1,4 тыс. Квартиру на вторичном рынке Одессы можно купить за $980–1400 за кв. м, на первичном - за $980–1600.
Многие застройщики, как мантру, повторяют тезис о невозможности дальнейшего падения цен. Скорее всего, это не так. Дешевых длинных кредитов в Украине не предвидится еще как минимум полтора года, а без них ни о стабилизации, ни тем более о росте цен говорить не приходится. "В 2010 году строительная отрасль существенно замедлила темпы падения, но падение не остановлено", - говорит президент ХК "Киевгорстрой" Михаил Голица.
Формула цены
С 2009 года оборот рынка топлива в Украине растет в основном за счет подорожания, вызванного повышением налогов.
Рост рынка нефтепродуктов не вызывает положительных эмоций ни у автолюбителей, ни у трейдеров. При стабильном годовом объеме потребления на уровне 9 млн т светлых нефтепродуктов последние два года оборот растет исключительно из-за налогов. Не станет исключением и 2011 год: с января светлые нефтепродукты подорожают на 20–50 коп./л из-за вступления в действие Налогового кодекса, которым ставки акцизов в среднем повышены на 40–50 EUR/т.
При нынешнем уровне цен для высокооктанового А-95 это означает подорожание до 8–8,2 грн/л. Кстати, интересно, что обоснованием для повышения акцизов в Налоговом кодексе послужила частичная отмена транспортного сбора (с января он платится только при первой регистрации). Однако для компенсации было достаточно поднять стоимость бензина максимум на 8–12 коп./л, но вместо этого с легкой руки правительства цены вырастут на сумму, в два-три раза большую.
Впрочем, в реальности ценники высокооктанового бензина на АЗС могут оказаться на уровне 9 грн/л и даже более, в конце 2010 - начале 2011 года на повышение будут играть сразу несколько факторов.
Первый из них - прекращение импортных поставок высокооктанового топлива без уплаты акцизов и НДС. Дело в том, что с ноября прекратился безналоговый ввоз в Украину высокооктанового топлива - к тому моменту, когда Харьковский апелляционный административный суд принял соответствующее решение по делу одного из нефтетрейдеров, объемы таких поставок превышали 30% всего импорта.
Еще одной "новацией" правительства может стать введение пошлины на импортный бензин. Эта идея не первый день вынашивается в Кабмине: помимо благозвучного обоснования в виде защиты национального производителя, пошлины существенно пополнят госбюджет.
При этом максимальная ставка пошлин, обсуждавшаяся в правительстве, - 120 EUR/т - дает как минимум 60 коп. подорожания для литра импортных нефтепродуктов, то есть все тот же уровень в 9 грн/л.
Но даже если этого не случится, к зиме до НПЗ "докатится" последнее летнее-осеннее подорожание нефти на мировых рынках на 10–15%. Напомним, что рост цен на нефть на 10% означает повышение розничной стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке примерно на 5% спустя 3–3,5 месяца. Соответственно, к стоимости бензина прибавится еще 40–50 коп., что увеличит итоговую цену опять-таки до уровня 9 грн/л.
Далеко не уедем
Украинский авторынок миновал дно, но к докризисным показателям вернется в лучшем случае через четыре-пять лет.
В кризисном 2009-м украинский авторынок обвалился на 74% год к году - за год в стране было продано немногим более 162 тыс. новых машин. В денежном выражении объем рынка сократился еще больше - с $13 млрд до $3,35 млрд. Причиной обвала было прекращение кредитования - до кризиса с использованием заемных средств приобреталось почти две трети всех авто.
Нижнюю точку падения авторынок прошел в январе–феврале 2010 года: за два зимних месяца украинцы купили всего 15,9 тыс. машин - худший результат чуть ли не за все время существования отечественного авторынка. Даже в разгар кризиса, в январе–феврале 2009го, продажи составили вдвое больше - 31,9 тыс. авто. Не говоря уже о 97,3 тыс. машин, проданных в январе–феврале 2008-го.
По прогнозам экспертов компании "Торговый дом - "НИКО", в 2010 году в стране будет продано около 160 тыс. автомобилей. Объем авторынка в долларах США уменьшится на 3% год к году - до $3,2 млрд (за счет курсовой разницы в пересчете на евро оборот увеличится на 2% - до EUR2,446 млрд).
В 2011-м автодилеры рассчитывают увеличить выручку на 20–25% - до $4 млрд (EUR2,92 млрд). Согласно их прогнозам, в физическом выражении продажи вырастут на 15–20% - до 190 тыс. авто. Примерно столько же новых автомобилей украинцы приобретали в 2004–2005 гг.
Рост спроса в ближайшие годы будет полностью зависеть от восстановления кредитования, объем которого постепенно растет. К примеру, зимой нынешнего года в кредит продавалось только 5–8% машин, а в ноябре доля кредитных авто впервые с начала кризиса достигла 13,2%. Например, в НИКО ожидают, что по итогам 2010-го доля купленных в кредит автомобилей составит в среднем 11%, а в 2011-м увеличится до 20%.
Однако эти прогнозы могут и не оправдаться. Сейчас кредит в нацвалюте можно получить разве что под 19–20% годовых, максимум на 5 лет и с первым взносом в 30–50% стоимости авто, кредиты в долларах не выдаются. Для сравнения: в 2006–2007 гг. кредит на покупку авто можно было взять под 16% в гривне или 13–14% в долларах США, предоплата не превышала 10–30% стоимости.
Возможно, в следующем году украинцам будут доступны более дешевые валютные кредиты, на которые сегодня распространяется действие моратория. Правда, даже при таком сценарии к докризисному объему продаж украинский авторынок вернется нескоро. Согласно сентябрьскому прогнозу аналитиков ДП "Авто Интернешнл", в 2014-м продажи новых автомобилей могут вырасти максимум до 260 тыс. ед., а в 2015-м - только до 300 тыс.
Владимир Хомяков, Анна Сайченко
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас