Не шаг делать — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Не шаг делать

Казна и Политика
2485
После уже описанных нами двух первых разделов, как известно, следует "Налог на прибыль предприятий", который содержит, наверное, самые революционные изменения. Однако же вступает в силу этот раздел не так скоро, как большая часть документа, - "аж" с 1 апреля.
Среди остальных же разделов наиболее важным по праву следует считать раздел 5 "Налог на добавленную стоимость". НДС, как ни крути, - главный бюджетообразующий налог, значительно опережающий по объемам чистых поступлений совокупные сборы двух ближайших преследователей" - налога на прибыль и НДФЛ.
К примеру, на 2011 г. чистые поступления НДС запланированы в объеме 106,3 млрд грн., тогда как налога на прибыль и НДФЛ в Сводный бюджет - суммарно в объеме 103,8 млрд грн. Ну и не стоит забывать, что в НДС, в отличие от остальных налогов, имеется такая приятная для определенного круга лиц составляющая, как возможность получения его из бюджета на собственные счета.
При ловле блох
На первый взгляд, изменения, коснувшиеся НДС, могут показаться незначительными. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это совсем не так. Нет, революции, как в налогообложении прибыли, здесь не произошло.
Но действующий Закон о НДС оказался в итоге в таком безобразном состоянии (во многом благодаря бесконечному количеству изменений, вносившихся как с благими намерениями улучшить его, так и из чисто лоббистских соображений), что даже его приведение в нормальный вид уже должно было вызвать вал перемен.
Его же пытались не только упорядочить, но и в ряде случаев модернизировать. То, что это отнюдь не всегда получалось, - другой вопрос.
Да и вряд ли это могло получиться в такой-то спешке. Ее "следы" в разделе "НДС", как и во многих других разделах, легко просматриваются.
Например, если сравнить тексты абзаца 5 п.188.1 и п.189.9 (см. "Найди отличия"), то выяснится, что базу налогообложения одних и тех же операций оказывается можно (а возможно, и нужно?) рассчитывать совсем по-разному!
Или другой пример. Если бы "упрощенка" существовала в том виде, в котором она предусматривалась в Кодексе до последнего момента, у "единоналожников" не было бы шансов стать плательщиками НДС. Соответственно, из раздела "НДС" исчезло имеющееся сейчас в Законе о НДС указание на то, что "единоналожники" не могут претендовать на возмещение НДС.
Однако потом-то единый налог скоропалительно вернули в прежнем виде. Правда, из того, что в отношении единого налога записано в "Переходных положениях", если сильно постараться, можно сделать вывод, что кое-какие изменения все же произошли: "единоналожник"-физлицо вроде бы теперь не сможет быть плательщиком НДС.
В Указе об "упрощенке" на этот счет вообще ничего не было сказано, и возможность физлица-"единоналожника" быть плательщиком НДС всегда предусматривалась лишь разъяснениями ГНАУ.
Думается, содержащиеся в "Переходных положениях" нормы не позволят этим разъяснениям остаться действующими. Но вот "единоналожник"-юрлицо точно может быть плательщиком НДС. А теперь еще и формально имеет право претендовать на возмещение НДС, поскольку Кодекс не запрещает этого!
39 попугаев
Третьим примером могут быть многочисленные ссылки на ст.39 "Методы определения и порядок применения обычной цены", которые содержатся в разделе. При этом ст.39 вступит в силу только через несколько лет, а до тех пор будет действовать подобная норма из Закона о налогообложении прибыли.
Однако ссылок на нее ни в разделе "НДС", ни в "Переходных положениях" нет. При этом весьма сомнительно, что контролирующие органы так просто откажутся от инструмента обычных цен. Так что, как все это будет действовать на практике и трактоваться налоговой службой, совсем непонятно. И это, конечно, далеко не все .
Впрочем, в целом текст раздела "НДС" оказался куда более стройным и понятным, чем текст действующего Закона о НДС, по причине паршивости последнего.
Кроме ляпов, следует отметить большое количество всевозможных льгот по уплате НДС (хотя иногда освобождение от уплаты НДС является не льготой, а попыткой (неуклюжей, к слову) уберечь бюджет от заявок на возмещение того НДС, который никогда в бюджет не поступал), большая часть которых благополучно перекочевала в новый Закон из старого. Причем в основном подобные положения почему-то содержатся в "Переходных положениях".
Без шагов навстречу
Некоторые положительные (например, направленные на развитие trade-in или возрождение деятельности заготовительных контор) или просто нужные (например, ужесточение налоговых требований при реализации чего-либо через комиссионеров или ограничение в отношении добровольной регистрации плательщиком НДС) в разделе, безусловно, есть.
Наверное, с помощью тех же Единого реестра налоговых накладных, в котором нужно будет регистрировать все налоговые накладные с суммой НДС более 10 тыс. грн., и подачи плательщиками копий записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных в ГНИ будет прикрыта часть "схемных" контор.
Хотя необходимость наличия в распоряжении налоговиков одновременно двух указанных механизмов сомнительна. Видимо, подача копий записей предусмотрена для того, чтобы контролировать операции на сумму не более 60 тыс.грн. Рентабелен ли будет такой контроль, неизвестно.
Но вот некоторые нормы, о которых власти заявляли как о грандиозных шагах навстречу налогоплательщикам (и к тому же антикоррупционных и направленных на выравнивание прав и обязанностей налогоплательщиков и контролеров), на поверку оказались пшиком.
Скажем, автоматическое возмещение на самом деле далеко не автоматическое. А начисление пени на не возмещенные вовремя суммы будет делом крайне проблематичным, а потому - редким.
Да и с обещанным снижением ставки налога все не так просто. От поэтапного ее уменьшения до 17% власти в конце концов отказались, решив это сделать в один миг, но только в 2014 г.
Однако до тех пор еще много воды утечет, и совсем не факт, что в погоне за наполнением бюджета снижение ставки в последний момент не будет перенесено до более благополучных времен.
Самое же худшее, что со всеми этими новшествами и нестыковками бизнесу придется работать уже через считанные дни.
А последние 10 дней на официальном сайте ГНАУ (хотя скоро это будет не ГНАУ, а ГНСУ - Государственная налоговая служба Украины, именно так она названа в Указе Президента №1085 от 09.12.10 г. "Об оптимизации центральных органов исполнительной власти") были обнародованы проекты сразу 44 приказов ГНАУ и 20 постановлений Кабмина, которыми планируется утвердить новые порядки, положения и инструкции в связи со вступлением в силу Налогового кодекса. И это далеко не весь вал документов, которые требуется переутвердить. При этом понятно, что всерьез вести речь об обсуждении нормативно-правовых актов с общественностью (тем более что 30 отведенных для этого законом дней просто физически не осталось) или проведении юридической экспертизы документов, которая должна предшествовать их регистрации в Минюсте, не приходится.
Обе описанные процедуры (а вместе с ними и полагающаяся нынче проверка на предмет соответствия нормативно-правовых актов нормам законодательства Евросоюза) неизбежно будут превращены в фикцию. Соответственно, можно себе представить, какого качества документы будут ждать налогоплательщиков (да и налоговиков тоже), так сказать, на выходе.
Тем более что опыт спешного принятия самого Налогового кодекса еще свеж, а качество получившегося документа (при этом он проходил куда больше всяческих экспертиз) предстает во всей красе.
Нет сомнений в том, что количество ляпов и недосказанностей в десятках готовящихся подзаконных документов превзойдет самые худшие ожидания.
Хотя, надо признать, ГНАУ отреагировала на принятие Налогового кодекса и вышедшее еще до этого поручение премьер-министра Николая Азарова о подготовке "нормативки" под Кодекс весьма оперативно.
Владимир Котенко, партнер, руководитель налогово-юридической практики "Эрнст энд Янг"
- Коротко о разделе "НДС" можно сказать следующее:
передача товаров по договору комиссии теперь будет считаться поставкой;
возникает риск условной продажи купленных с НДС активов для тех, кого "осчастливили" необлагаемым статусом их услуг;
нормы о пропорциональном включении сумм НДС в налоговый кредит нечетко согласованы с нормами об "условной" продаже;
база налогообложения при поставках ранее импортированных товаров должна быть не меньше таможенной стоимости таких товаров, на которую начислялись налоги при таможенном оформлении;
снова о базе налогообложения: она не должна быть меньше обычной цены, определенной в соответствии со ст.39 Кодекса, однако при этом указанная статья вступит в силу только с 1 января 2013 г.;
непонятно также, как быть с прочими нормами раздела "НДС", которые ссылаются на ст.39.
Изменились правила обложения НДС услуг, поставляемых нерезидентами. Пока непонятно, как скоро (и насколько легко) налоговые органы "свыкнутся" с тем, что многие услуги, получаемые украинскими покупателями, будут иметь местом поставки не Украину (в этих случаях украинские покупатели не будут "самоначислять" НДС, в отличие от существующих правил):
"несвежие" ("старше" 365 дней с момента выписки) налоговые накладные не будут подтверждать право на налоговый кредит;
для любителей questов: найди интересное в "Переходных положениях". Например, до 1 января 2014 г. операции по поставке отходов и лома черных и цветных металлов, зерновых культур товарных позиций 1001 - 1008 (за некоторыми исключениями), технических культур товарных позиций 1205 и 1206, кроме их первой поставки сельскохозяйственными предприятиями - производителями указанных товаров, древесины товарных позиций 4401, 4403, 4404, в том числе операции по импорту таких товаров, освобождаются от НДС.
При этом в случае экспорта таких товаров нулевая ставка не применяется, кроме экспорта товарных позиций 1001 - 1008 и технических культур товарных позиций 1205 и 1206, в отношении которых нулевая ставка применяется до 1 июля 2011 г. (раздел ХХ, подраздел 2, п.15). В общем, наверное, это не самый "дружелюбный" способ излагать нормы, которые для многих видов бизнеса являются критичными.
Марков Александр
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас