Живая еда уходит — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Живая еда уходит

Аграрный рынок
2474
Как отмечают участники рынка, фактический объем продуктов, выращиваемых в стране без использования пестицидов и химудобрений, в целом или по отдельным культурам оценить сложно. Урожайность на "органических" угодьях, естественно, ниже, поэтому, предположительно, доля данных продуктов в валовом сборе сельхозпродуктов не превышает 1%. В натуральном выражении это может означать валовой сбор, к примеру, органических овощей в Украине на уровне 30-40 тыс. т.
Как отметил управляющий агрокооператива "Симиренко" Алексей Симиренко, большая часть сертифицированных продуктов, изготовленных на территории Украины, идет на экспорт. "Внутренний рынок органической продукции слабо развит",- уверяет он.
Трудности существует и на законодательном уровне. В связи с тем, что в Украине пока еще не принят закон об органическом производстве, в стране нет правил, согласно которым осуществлялась бы сертификация производителей органической продукции. Таким образом, на сегодняшний день органы сертификации ориентируются на европейские правила сертификации и маркирования. Также мало внимания этому сегменту уделяют и торговые компании (импортеры, розничные сети).
Отметим, что зампредседателя Верховной Рады Николай Томенко в конце октября на конференции "Органическая переработка и сбыт. Киев 2010", проходившей в рамках Международной выставки продуктов питания и напитков WorldFood Ukraine 2010, заявил, что в середине ноября документ будет передан на первое чтение в ВР и, возможно, весной-летом 2011 г. будет принят в целом.
Заграничный спрос
По разным оценкам, годовой объем мирового рынка органических продуктов составляет от $40 млрд. до $50 млрд. Средние темпы роста cоставляют от 7% до 10%.
Ежегодно под органическое сельское хозяйство в мире отводится все больше земель. Сейчас в Европе это более 5 млн. га, в Северной Америке - 1,5 млн., в Австралии - около 10 млн. га. В развитых странах уже есть сформировавшийся рынок органических продуктов, в каждом крупном супермаркете есть широкий выбор, очень распространены "магазины здоровья", введены четкие нормы сертификации и маркировки. К примеру, в Британии в 2009 г. три из четырех семей в том или ином количестве покупают органические продукты питания.
В Европе сформировались полноценные рынки органической продукции в таких сегментах, как овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, детское питание, органический текстиль, сельскохозяйственное сырье для переработки (прежде всего зерновые культуры).
Согласно последним данным Министерства сельского хозяйства США, на органические продукты приходится 3% от общего объема рынка, а в странах ЕС этот показатель колеблется от 2% до 7%. Япония является лидером органического рынка среди стран Азии. Ежегодно увеличивается спрос на органические продукты в Китае, Сингапуре, Малайзии и Индии вследствие увеличения платежеспособности потребителей. Например, органический рынок в Индии за последние два года вырос на 200%.
Украине не по карману
Как отмечает Алексей Симиренко, основной канал продаж для украинских производителей - это европейские байеры, реализовывающие продукцию в супермаркетах Европы или для переработки на заводах европейских компаний (в Украине и в ЕС). Частично продукция экспортируется в Россию, частично реализуется в магазинах украинских торговых сетей.
Покупая органик-продукты, потребитель ожидает получить экологически безопасное питание, высокие вкусовые качества, сохранение естественной среды в процессе производства, отсутствие генетически модифицированных организмов. Эта мотивация предопределяет готовность части потребителей платить дополнительную премию в размере 10-50% и более от обычной цены за органические продукты. Наименьшая разница в ценах на "сырые" овощи и фрукты, ценовая разница возрастает с этапами переработки. В Европе органическое яблоко дороже неорганического на 15-20%, морковь - на 10%, а вот яблочный или морковный сок из органического сырья дороже "удобренного" конкурента уже на 50%.
Определить ситуацию в Украине невозможно из-за отсутствия гарантий покупки именно органической еды. У нас за обещание "органичности" продукта могут "попросить" и вдвое, втрое дороже.
Плата за "органичность"
Согласно результатам исследования, проведенного компанией Appleton Mayer, большая часть (60%) украинцев в крупных городах Украины готовы покупать экологически чистые товары, даже при условии, что их стоимость будет выше стоимости стандартных товаров. И только 16% заявили, что их не интересуют такие товары. Больше всего респондентов готовы покупать подобные продукты выше по стоимости стандартных на 10%-25% и 25%-40%.
Одновременно эксперты Appleton Mayer выяснили, что только 38% респондентов в Украине довольны качеством продовольственных товаров. Таким образом, экологически чистые товары могут быть достойной альтернативой стандартным товарам в Украине, при том что спрос на них начинает постепенно зарождаться, а магазины, уже сейчас предлагающие "зеленые" товары, не жалуются на отсутствие покупателей.
Наиболее актуальны для 39% респондентов экологически чистые мясо и мясная продукция, для 36% - молоко и молочная продукция, для 29% - овощи и фрукты, а для 16% - хлебобулочные и макаронные изделия.
В Appleton Mayer убеждены: динамика развития рынка "зеленых" товаров в Украине будет напрямую зависеть от активности украинских производителей и торговых компаний. Наводненный низкокачественными товарами внутренний рынок Украины будет только стимулировать потребителей активно переключаться на товары с безупречной "репутацией". Самое главное в данной ситуации - сформировать предложение таких товаров.
Органичный клуб
Между тем, в Украине уже создан Organic Food Club - площадка для взаимодействия различных бизнесов членов и основателей Клуба Органической Еды. Organic Food Club сотрудничает с фермерами и крупными сельхозпроизводителями, специализирующимися на производстве органики, по всей территории Украины. 95% продукции, предоставленной клубом, - отечественного производства. Как отмечает соучредитель проекта Organic Food Club Наталия Зарецкая, украинский рынок органики находится на стадии формирования и имеет колоссальные перспективы для развития. "На сегодня грамотно организованный процесс производства органической продукции (органическое производство) позволяет обеспечить хороший уровень рентабельности сельскохозяйственному производителю. И если программа OFCard ориентирована главным образом на высокий сегмент, то интернет-магазин и классические магазины станут доступными для среднего класса украинцев",- отмечает она.
Анастасия Арасланова
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас