Стельмах станет богом? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Стельмах станет богом?

Казна и Политика
4862
Все это есть в законопроекте номер 0884, который парламент на днях рассмотрит во втором чтении.
Если голосование пройдет так, как запланировали в Администрации президента, Нацбанк получит исключительные полномочия и окончательно выйдет из зоны влияния судов.
Законопроект 0884 стал камнем преткновения осенью 2010 года, когда появились первые крики о помощи со стороны Ассоциации украинских банков и Украинского кредитно-банковского союза.
В частности, банкиров испугало, что после принятия документа Нацбанк сможет принудительно ввести минимальный капитал в размере 500 миллионов гривен. Это требование не выполнили бы 134 банка или 76% учреждений. После этого большинство из них было бы ликвидировано.
К осени такого развития событий мало кто ожидал. Законопроект появился еще в октябре 2006 года. В январе 2007 года его приняли в первом чтении и после этого на долгие годы забыли.
Документ считали фантастическим. Он был написан под диктовку НБУ, тогда лишившегося права законодательной инициативы. Во многом он отражал личную точку зрения Стельмаха.
Например, на вопрос, откуда взялась цифра 500 миллионов гривен, в Нацбанке указывают пальцем вверх. Поговаривают, что Стельмах слетал в Египет и оттуда вернулся с идеей принудительного укрупнения банков. По легенде, в стране пирамид минимальный капитал для банков как раз установлен на уровне 500 миллионов евро.
Однако осенью 2010 года фантастический законопроект внезапно возник из небытия. Правительство как раз просило у МВФ и Всемирного банка денег, а те уже давно выдвигали условие сократить количество банков в стране.
Официально это требование не записано ни в меморандуме, ни в каком-то другом документе. Тем не менее, оно существует, и его автором является Всемирный банк. А он, в свою очередь, ретранслирует мнение крупных иностранных учреждений. Об этом на днях заявил президент АУБ Александр Сугоняко.
"Мы не видели, что иностранные банкиры приходят в Мировой банк и то требуют ... Мы не слышали, что тот приказывает Стельмаха уничтожить 130 малых и средних банков. Если бы такие факты были, это был бы международный скандал, но мы оперируем фактами, которые позволяют делать вывод, что все происходит именно так ", - заявил он.
Чем прекрасен 0884
Вероятно, в администрации президента решили угодить Всемирному банку и получили с полки законопроект 0884. Благодаря поддержке "сверху", документ начали быстро продвигать ко второму чтению, причем с существенными поправками.
Интересный факт: на сайте парламента документ так и не появился - там все еще "висят" законопроекты, написанные в 2006-2007 годах.
Банкиры прочитали новый вариант законопроекта и сразу опубликовали анализ его последствий. В частности, АУБ и УКБС отметили несколько критических требований.
Прежде всего - для вновь созданных банков предлагается увеличить размер минимального уставного капитала с 75 миллионов гривен до 500 миллионов гривен.
На первый взгляд, это нестрашная норма. Более того, многие владельцы малых учреждений радостно потирают руки. "Им рассказывают сказку об установлении пятисотмиллионного барьера только для новых банков. Мол, никто не будет создавать новые учреждения, а будуь покупать их у них", - рассказал один из депутатов финансового комитета парламента.
В действительности эти мечты не сбудутся. В АУБ констатируют, что цифра 500 000 000 обязательно будет применена к работающим банкам. Следовательно, 134 учреждения будут ликвидированы, потому что покупать их просто будет некому.
Вопрос лишь в том, случится это сразу или постепенно. После принятия закона НБУ сможет сделать и так, и так. Документ предлагает, что НБУ сможет определять минимальный размер регулятивного капитала.
Иными словами, он может приказать, чтобы с 2011 года банк имел капитал 300 миллионов гривен, а через два года - 1 миллиард гривен. Не имеешь капитала - закрывайся.
Сегодня сделать так регулятор не может, поскольку такие решения принимает только парламент. Даже если НБУ выдаст такое решение, его тут же заблокируют суды. Такая расстановка сил была создана для того, чтобы не давать Нацбанку лишних полномочий, которые могут дестабилизировать финансовую систему.
Эта модель успешно сработала на прошлой неделе, когда суд заблокировал постановление НБУ № 273. Документ требовал, чтобы к началу 2012 года банки повысили минимальный регулятивный капитал с 75 миллионов гривен до 120 миллионов гривен.
Несмотря на отсрочку, эта норма сразу же начала применяться для вновь созданных банков и филиалов иностранных учреждений. А еще на ее основании было запрещено принимать депозиты. То есть понятие "новый" и "работающий" банк для НБУ одно и то же.
Поведение регулятора по законопроекту 0884 будет таким же. Только остановить его в суде уже не получится. НБУ обещает, что цифра 500 000 000 сохранится для новых банков, но он не хочет фиксировать это письменно. Не делают этого и депутаты, которые писали законопроект.
Помимо "минималки", законопроект 0884 предлагает отобрать у парламента и передать НБУ право устанавливать норматив адекватности регулятивного капитала. Так называют сложный коэффициент, который является банковской тайной.
Его можно вычислить, если разделить размер капитала на общую сумму выданных банком кредитов и купленных им ценных бумаг. Такое соотношение не должно быть ниже 10%. Это означает, что на каждые привлеченные у населения и предприятий девять гривен банк должен вложить одну свою гривну.
В 2003-2004 годах уже шла ожесточенная борьба между банками и НБУ по этому поводу. Тогда регулятор решил поднять его с 8% до 10%, и это удалось сделать далеко не сразу. Банки массово ходили в суды и аргументировали, что в Европе адекватность составляет лишь 8%.
Если регулятор получит право устанавливать норматив адекватности, он в любой момент сможет создать проблемы для финансовой системы. Только на этот раз больше пострадают крупные банки, у которых адекватность капитала всегда была ниже, чем в небольших.
Это не единственное положение законопроекта 0884, которое пугает банки. Также в АУБ и УКБС отмечают, что документ уничтожает банковскую тайну. Он позволит сотрудникам НБУ выносить из учреждений первичные документы с подписями и печатями.
Сейчас инспекторы НБУ имеют доступ к этим документам только в помещении банка, в ходе проверки. Если же документы вынесут, возрастет риск, что бумаги пропадут. Это не пустые фантазии. Известно, что рейдеры привлекают правоохранителей для выемки документов у конкурентов. После изъятия документов они часто теряются.
Единственный пункт законопроекта, который можно приветствовать, касается определения настоящих владельцев банков. Кризис показал, что банк может обанкротиться, но реальные владельцы за это не отвечают. Часто именно они выводят капитал, что и приводит к краху.
НБУ долгие годы боролся, чтобы в документах банков были указаны имена реальных людей, обладающих учреждениями. Сейчас он добился лишь того, что банки публикуют названия "предприятий-прокладок", владеющих акциями. Исправить эту ситуацию должен законопроект 0884. Впрочем, и в этой норме есть излишества.
"Нацбанк предлагает наделить правом определения наличия значительного или решающего влияния на управление или деятельность банка. Однако законопроект не определяет термины "значительноъ" и "решающее" воздействие. Следовательно, право трактовать этот показатель передается НБУ", - отмечают в АУБ.
Банки пошли в бой
На принятии законопроекта 0884 настаивает Администрация президента. Как сообщили в комитете парламента, на имя спикера две недели назад пришло письмо, подписанное главой АП Сергеем Левочкиным. Этот документ он называет первоочередной и настойчиво рекомендует принять его как можно быстрее.
Между тем, банки организовали линию защиты. АУБ и УКБС опубликовали свой анализ документа и провели ряд пресс-конференций.
В частности, на прошлой неделе президент АУБ Александр Сугоняко заявил, что за этим законопроектом стоят отдельные служащие Всемирного банка. Они, мол, способствуют крупным иностранным банкам, работающим в Украине. Кроме того, он дал понять, что разменной монетой в этой игре стал Нацбанк, на который также оказывается давление.
Кроме того, банкиры ищут союзников в борьбе против проекта 0884. В частности, АУБ объединилась с малыми предпринимателями, которых недавно вытеснили с Майдана. Те обнародовали письмо Ассамблеи среднего и малого бизнеса на имя президента с просьбой не допустить принятия этого документа.
Также на прошлой неделе АУБ написала письмо Виктору Януковичу с просьбой создать стратегию развития банковской системы с привлечением самих банков, а также послание Евросоюзу с просьбой помочь не допустить принятия документа.
Пытались они договориться и с Нацбанком. Две недели назад в НБУ состоялось расширенное заседание с участием около 70 мелких банков. По его итогам регулятору были направлены предложения банкиров.
Впрочем, как рассказали в АУБ, Владимир Стельмах даже не разослал документ для изучения внутри ведомства. Таким образом, делают вывод в ассоциации, НБУ не намерен менять свое решение.
"Норма о 500 миллионах - это для новых банков. К существующим учреждений остаются минимальные требования. 120 миллионов - это требование, против которой выступили несколько мелких банков. Сейчас они добились судебного решения, но первая инстанция не отменяет наше постановление, мы все равно будем правы, ибо во всем мире консолидация - это единственный инструмент, гарантирующий банковскую систему, мы от своего решения не откажемся ", - подчеркнул источник "Экономической правды" в Нацбанке.
Всемирный банк отбылся отпиской, мол, он никогда не требовал сокращать количество финансовых учреждений в стране.
"Всемирный банк приветствует дискуссию по капитализации, которую осуществляют участники сектора. В то же время, только Нацбанк устанавливает и регулирует минимальный показатель адекватности капитала в Украине", - отметили в украинском офисе банка.
Пока сложно прогнозировать, чем закончится голосование в парламенте.
С одной стороны, присутствует давление Всемирного банка, НБУ и Администрации президента. В глазах парламентариев они весят больше, чем мелкие предприниматели, банкиры и Евросоюз.
Кроме того, в АУБ и УКБС присоединился довольно влиятельный народный депутат - брат первого вице-премьера Сергей Клюев. Именно благодаря его вмешательству удалось отложить рассмотрение законопроекта 0884 две недели назад. Хватит ли его влияния на этот раз, покажет голосование. По предварительным данным, оно состоится во вторник.
Сергей Лямец
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас